Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шубина М.Е. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА ЕНИСЕЙСКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ОБРАЗ  ГОРОДА  ЕНИСЕЙСКА  В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  МЕСТНЫХ  ХУДОЖНИКОВ

Шубина  Мария  Евгеньевна

студент  3  курса  специальности  «Изобразительное  искусство  и  черчение»  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск

Андреева  Татьяна  Васильевна

научный  руководитель,  преподаватель  живописи  КГБОУ  СПО  «Енисейский  педагогический  колледж»,  РФ,  г.  Енисейск

E-mailtwander@mail.ru

 

Художественный  образ  города  —  это  отражение  действительности  в  выразительных,  чувственных  формах  изобразительного  искусства.  Это  рассказ  в  красках,  линиях,  силуэтах  о  радостной  или  скорбной  любви  к  удивительному  по  красоте  городу  на  могучей  сибирской  реке.

В  процесс  формирования  художественного  образа  входят  три  составляющие:  образ  города,  мастерство  художников  и  художественные  произведения,  воспринимаемые  зрителем.

1.  Образ  города

Енисейск  является  историческим  городом,  носит  звание  Отца  сибирских  городов  и  готовится  к  празднованию  400-летнего  юбилея.  Город  знаменателен  не  только  своей  богатой  историей,  но  и  художественной  культурой.  Город  имеет  внешнюю  и  внутреннюю  красоту.  Если  бы  мы  могли,  не  обращая  внимания  на  время,  которое  много,  что  унесло,  взглянуть  на  Енисейск  в  целом,  первое,  что  мы  бы  увидели,  —  это  светлые  облики  храмов,  строгость  и  грациозность  мощных  белокаменных  стен  монастыря,  высокие  колокольни  —  это  одна  сторона  духовной  красоты.  Красота  внешняя  выражена  в  роскошных  фасадах  купеческих  усадеб,  в  которых  использованы  различные  архитектурные  стили  XVIII—XIX  веков,  и  в  украшенных  фасадах  деревянных  изб  наличниками,  ставнями,  карнизами,  воротами,  представляющими  произведения  деревянного  творчества.  О  красоте  набережной  многие  путешественники  оставили  свои  впечатления,  как  о  красивом  силуэте  города.  Могучий  Енисей  неоднократно  спасал  город  при  пожарах  и  затапливал  весной,  как  хозяин  дико-сурово-прекрасной  природы.

Внутренняя  красота  по  силе  впечатления,  возможно,  даже  превосходит  внешнюю.  Енисейск  —  место  паломничества  и  источник  самоуглубленного  созерцания,  духовного  совершенствования  и  возвышенного  творчества.  Город  —  отражение  сибирской  жизни,  спокойной  силы  и  самодостаточности,  неизменный  источник  вдохновения  и  зарождения  творческих  замыслов  для  живописцев  и  студентов  художественных  институтов  и  колледжей.

2.  Художники  и  город

В  культурной  истории  города  во  второй  половины  прошлого  века  создалось  художественное  движение.  Стали  организовываться  выставки,  появилось  творческое  объединение  мастеров  и  художников,  в  конце  шестидесятых  годов  в  педагогическом  училище  открылось  художественно-графическое  отделение.  Больше  всего  енисейских  художников  вдохновляет  знакомая  природа  и  архитектура  любимого  города,  так  что  основной  жанр,  в  котором  они  работают,  —  это  пейзаж,  именно  в  нем  отражается  их  мироощущение.  Смысл  творчества  в  том,  чтобы  передать  глубину  философской  мысли  в  черной  крыше  с  выросшей  на  ней  зелёной  берёзкой  или  так  показать  людям  дома  и  улицы,  мимо  которых  они  каждый  день  проходят,  чтобы  вдруг  увидеть  церковь,  подпирающую  всю  жизнь  небо,  или  родной  дом  с  окнами  —  очами.  Художники  пытаются  поймать  духовную  красоту,  «посадить»  её  рядом  с  внешней  красотой  и  успеть  их  написать  вместе.  Все  художники  ставят  себе  намного  более  значимые  цели,  чем  просто  списать  с  натуры  пейзаж.

3. Городские  пейзажи  в  живописи. 

Восприятие  зрителем  картины  —  это  сотворчество.  Умение  видеть  самовыражение  художника,  воспринимать  его  произведение  как  исповедь  личности,  раскрывающую  нам  образ  мысли,  переживания  и  чувства  автора.  Картина  —  это  диалог  художника  и  зрителя,  и  без  взаимного  понимания  картину  смотреть  бессмысленно.  Эта  ответственность  и  осознание  важности  собственных  чувств  при  взгляде  на  полотно  художника  рождает  вдохновение,  наделяет  творческой  силой  и  духовно  обогащает.

Дорогов  Николай  Федорович  —  выдающийся  художник,  написавший  большое  количество  городских  пейзажей:  «Улица  Тамарова»,  «Улица  Худзинского»,  «Мужская  гимназия»,  «Старый  Енисейск.  Аптека»  и  др.  Под  стать  его  характеру  созданы  сильные,  суровые,  величественные  пейзажные  образы,  наполненные  великой  добротой  и  человечностью.  Город  написан  просто,  основательно,  ничем  не  приукрашен.  Удивительная  и  самоценная  красота  его  видна  во  всем:  глухие  заборы,  бревенчатые  стены  отражают  нелёгкий  сибирский  быт;  вековые  деревья  и  храмы,  как  молчаливые  свидетели  прошлого,  возвышаются  над  миром.  В  картинах  художник  показывает  гражданскую  ответственность  —  это  желание  сохранить  исчезающий  облик  старого  города,  зафиксировать  его  в  натурных  рисунках,  эскизах  и  этюдах.  Художник  верил,  что  любимые  его  сердцу  деревянные  избы,  резные  наличники  и  ворота  когда-нибудь  будут  восстановлены,  он  уже  заранее  участвовал  в  этом,  старательно  и  кропотливо  прорисовывая  каждую  деталь.  Деятельность  художника  была  подвижнической,  он  старался  сформировать  мысль  о  том,  что  художники  и  зрители,  как  патриоты  своей  малой  родины,  должны  ценить  художественно-историческую  культуру  своего  города.

Анатолий  Иванович  Лебедев,  считающий  себя  учеником  Дорогова  Н.Ф.,  продолжает  тему  эстетической  ценности  города  и  вносит  своё  особое  мироощущение  и  поэтический  лиризм  в  картины  «Будни  старого  дома»,  «Уголок  старого  Енисейска»,  «Уехали»,  «Богоявленский  собор»  и  др.  Его  взгляд  на  Енисейск  —  это  взгляд  истинно  духовного  человека.  Он  видит  божественную  красоту  и  совершенство  в  простых  и  даже  скромных  провинциальных  видах.  Его  пейзажи  не  конкретные,  не  документальные,  они  собирательные,  обобщающие  образ  Родины.  Выразительность  силуэтов  изб,  сараев,  заборчиков  облагораживает  и  воскрешает  усталые  души,  пробуждает  в  разочарованных  сердцах  тягу  к  прекрасному.  Вершина  гражданственности  в  творчестве  художника  —  это  картина  «Енисейск  —  православный».  С  тревогой  и  болью  показаны  все  храмы  города:  сохранившиеся,  разрушенные  и  исчезнувшие.  Сохранить,  не  пренебрегать,  не  разрушать,  чтить  и  помнить  вечный  и  хрупкий  мир.  Произведение,  как  синтез  иконы  и  станковой  живописи,  приобретает  большую  смысловую  и  эстетическую  ценность

Беспалов  Михаил  Валентинович  создает  эпический  пейзаж,  величавый  и  поэтический.  В  его  произведениях  может  быть  лирическое  начало  («Апрель»),  романтическое  («Камень»,  «Хрустальный  этюд»),  драматическое  («Реквием»,  «Улеглась  метелица»),  возвышенно-идеальное  («Взбегу  на  холм,  сказка  про  небылань»),  что  и  определяет  характерный  эмоциональный  тон  картины.  Преломляя  обыденный  сюжет  через  эмоциональное  видение  в  эпическую  картину,  художник  предлагает  зрителю  свой  художественно-эстетический  вариант  конкретного  восприятия  вида  природы,  города:  торжественного  и  величественного.

Харченов  Сергей  Михайлович  выделяется  из  всех  енисейских  художниковОн  работает  в  необычном  для  местных  художников  направлении  —  сюрреализме.  Сам  город  он  считает  маленькой  моделью  вселенной  и  переносит  на  холст  не  только  его  настоящее,  но  прошлое  и  даже  будущее.  Сам  художник  называет  это  синтезом  времени.  В  итоге  его  картины  («Между  прошлым  и  будущим»,  «Медвежий  угол»,  «Двойной  портрет»)  представляют  собой  параллельные  миры,  в  которых  сочетаются  отрывки  разных  жизней,  времен  и  состояний.  Из  окон  знакомых  домов  выглядывают  странные  существа  из  снов  и  детских  фантазий,  на  них  элементы  старинной  одежды,  кругом  в  воздухе  парят  всевозможные  символические  предметы  из  прошлого,  и  тут  же  спокойно  идут  реальные  современные  енисейцы,  едут  современные  машины.  Помимо  сюрреализма  Харченов  С.М.  создает  исторический  пейзаж  («Старый  Енисейск»,  «Аптека»,  «Дом  Гадалова»,  «Летний  день  в  провинциальном  городе»),  где  на  фоне  старинных  усадеб  и  домов,  храмов  изображает  сюжеты  и  образы  из  прошлого,  воспроизводит  традиции  национального  жизненного  уклада.  Енисейск  показан  не  только,  как  город,  богатый  архитектурными  зданиями,  но  и  наполненный  размеренной,  умиротворенной  жизнью  горожан.  Манера  живописи  близка  к  академичности  или  салонности,  но  творческие  искания  лежат  в  русле  передовых  направлений  времени.  Новаторство  художника  сказывается  в  его  восприятии  и  трактовке  города.  Он  видит  Енисейск  в  высоком,  космическом  пространстве,  временном  развитии  и  придает  изображению  своеобразную  меланхоличность  и  задумчивость.

Архипова  Анна  Филипповна  передает  праздничную  атмосферу  города,  радостно  воспринимая  действительность,  полную  многоголосья  шумной  обыденности.  Она  с  большим  вниманием  и  интересом  обращается  к  народному  искусству:  «Колокольный  звон»,  «Синяя  птица»,  «Красный  конь».  В  ее  живописи  отдаются  предпочтения  ярким  декоративным  краскам,  условным  изображениям,  лихим  наложениям  мазка.  «Зимняя  сказка»  —  показан  веселый,  добродушный  и  увлекательный  праздник.

Осипенков  Виктор  Сергеевич  пишет  несколько  этюдов  городских  пейзажей  («Улица  Горького.  Здание  городской  архитектуры»,  «Весна  в  городе»)  на  передачу  цветовых  ощущений,  состояний  природы.  Он  любуется  небом,  освещением,  фактурой  стен  домов  и  придает  образу  убедительность  и  яркость.

Выразительны  пейзажные  работы  («Большая  улица»,  «Спасский  монастырь»  «Купеческие  усадьбы»)  молодого  художника  Рихтера  Александра  Владимировича  по  формальным  художественным  средствам  и  художественным  лирическим  образам.  Он  созерцает  город  и  видит  тихую  его  жизнь,  домашний  уют  и  спокойствие,  есть  ощущения  простора  и  ясности,  размеренности  и  неспешности.

Животов  Иван  Никитович  —  самый  необычный  из  всех  енисейских  художников.  Его  творчество  воспринимается  очень  неоднозначно:  кого-то  оно  приводит  в  восторг,  другие  с  пренебрежением  говорят  —  примитив.  У  этого  художника  очень  своеобразное  видение  города  —  детское,  его  наивные  полотна  представляют  нам  старинные  церкви  и  усадьбы  глазами  ребёнка.  Картины  («Лужа.  Коровы»,  «Мост  через  речку  Мельничную»,  «Енисейск  зимой»,  «Енисейск  летом»  и  др.)  переполнены  добротой.  Серое  северное  небо  написано  яркими  чистыми  красками  без  тонов  и  светотени,  на  лапах  зелёных  елок  лежит  абсолютно  белый  снег,  вот-вот  упадут  крыши  и  колокольни,  по  фиолетовой  дороге  едут  разноцветные  машинки  с  маленькими  человечками  внутри.  Так  художник  рассказывает  нам  о  простом  сегодняшнем  или  вчерашнем  дне,  о  том,  как  люди  идут  с  работы  и  на  работу,  со  школы  и  в  школу,  просто  по  магазинам.  Эти  чистые,  простые  и  непосредственные  картины,  возможно,  наиболее  точно  и  правдиво  отражают  само  состояние  провинциального  городка.

Проведя  экскурс  по  произведениям,  мы  ознакомились  с  различными  образами  Енисейска,  представленные  местными  художниками.  Все  они  видят  свой  город  и  рассказывают  нам  о  нём  разными  художественными  средствами.  Большинство  работ  выполнено  методом  живописного  реализма,  со  сложной  цветовой  гаммой,  правильным  рисунком,  детальной  прорисовкой  и  пропиской  всех  элементов.  Такие  работы  точно  и  узнаваемо  запечатлеют  городские  виды,  словно  фиксируют  для  будущего  поколения,  но  есть  и  совсем  другие  направления.  Есть  два  художника,  работающие  в  направлениях  сюрреализма  и  примитивизма.  Первого  называют  сибирским  Дали  (Харченова  С.).  Его  картины  по  технике,  действительно,  похожи  на  работы  известного  мастера  снов,  видений  и  мыслей,  со  множеством  переходящих  друг  в  друга  форм,  символов  и  деталей.  Второй  (Животов  И.)  наоборот,  пишет  просто,  без  перспективы,  без  свето-теневых  отношений,  без  построения,  в  самой  ограниченной  цветовой  гамме.  Но  каждый  из  них  выражает  свою  мысль,  чувства  и  передаёт  свой  особенный  взгляд  на  прекрасный  и  простой  сибирский  город  —  Енисейск.

 

Список  литературы:

  1. Народному  объединению  художников  «Енисей»  60  лет  /  [сост.:  С.И.  Романова,  Т.В.  Мокрогузова].  Красноярск  :  КаСС,  [2010].  —  53  с.
  2. Никифоров  Б.М.  Путь  к  картине.  М.:  «Искусство»,  1971.  —  56  с.
  3. Свешников  А.В.  Композиционное  мышление.  Анализ  особенностей  художественного  мышления  при  работе  над  формой  живописного  произведений:  учеб.пособие.  М.:  Университетская  книга,  2009.  —  272  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий