Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2015 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Трефилова А.В., Кельдышев Д.А. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВЛИЯНИЕ  СОВРЕМЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ  НА  СТАНОВЛЕНИЕ  ПОДРАСТАЮЩЕГО  ЧЕЛОВЕКА  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ

Трефилова  Анна  Владиленовна

магистрант,  кафедра  информатики,  теории  и  методики  обучения  информатике,  ГГПИ  им.  В.Г.  Короленко,  РФ,  г.  Глазов

E-mailanna.vladilenovna@yandex.ru

Кельдышев  Денис  Александрович

магистрант,  кафедра  информатики,  теории  и  методики  обучения  информатике,  ГГПИ  им.  В.Г.  Короленко,  РФ,  г.  Глазов

E-maildenis.keldishev@yandex.ru

 

В  отечественной  культурологии  традиционно  выделяют  три  трактовки  понятия  «культура».  С  точки  зрения  аксиологической  концепции  существует  два  подхода:  «бинарный»  (когда  в  понятие  культуры  включены  и  положительные,  и  отрицательные  ценности,  значимые  для  человека)  и  «прогрессистский»  (только  положительные  ценности)  [6].  Этносоциологическая  концепция  рассматривает  культуру  как  мир,  созданный  человеком,  в  противоположность  тому,  что  создала  природа  [4].  Духовная  концепция  ограничивает  культуру  лишь  сферой  духовной  жизни  общества.  К  духовной  культуре  причисляют  интеллектуальную,  нравственную,  правовую,  художественную  и  религиозную  культуру  [3].

Таким  образом,  мы  считаем,  что  культура  —  это  способ  существования  человека;  искусственная  среда,  созданная  человеком.  Чем  же  современная  культура  отличается  от  культуры  прошлых  лет?  Какой  оттенок  придает  слово  «современная»?  От  учителей  часто  можно  услышать:  «Дети  уже  не  те,  учатся  не  так,  не  так,  как  было  раньше».  А  разве  это  только  сейчас,  только  в  XXI  веке  появилась  данная  проблема?  Подобные  мнения  имели  место  быть  и  тогда,  когда  учились  мы,  нынешние  учителя,  и  наши  учителя…  Мы  тоже  отличались  от  предыдущих  поколений,  отличались  поведением,  ценностями,  способами  действий.  Проблема  культуры  всегда  актуальна  и  в  какой-то  мере  схожа  с  проблемой  отцов  и  детей.  Множество  аспектов  зависит  от  особенностей  времени,  в  котором  живет  поколение.  И  не  изменить  нам  хода  времени,  остается  лишь  соответствовать  его  веяниям,  идти  вперед,  а  не  стоять  на  месте. 

Определим  отличительные  черты  общества  нашего  времени.  На  заре  человечества  способом  существования  была  природа.  Развитие  общества,  его  пространственно-временная  динамика  со  временем  в  большей  степени  стала  зависеть  от  потребностей  человека.  Человек  создал  новую,  искусственную  среду,  а  в  основе  нее  лежит  информация.  Греческий  философ  и  математик  Архимед  сказал:  «Дайте  мне  точку  опоры,  и  я  переверну  мир».  В  настоящее  время  можно  уверенно  утверждать:  информация  —  это  та  точка  опоры,  которая  позволяет  перевернуть  мир  культуры  и  образования.

В  науке  идет  дискуссия  о  сущности  и  атрибутах  информационного  общества.  Ученые  (М.Б.  Игнатьев  [2],  Л.Н.  Старикова  [5],  Д.С.  Черешкин  [7])  рассматривают  проблему  информационного  общества  как  общесоциологическую.  По  мнению  А.А.  Веряева,  информационное  общество  —  это  общество  высокой  информационной  культуры,  где  главным  ресурсом  развития  выступает  знание,  а  средством  его  воспроизводства  —  образование  [1].

Современный  век  характеризуется  усиленной  разработкой  компьютерных  и  других  информационных  технологий  и  внедрением  их  во  все  сферы  жизнедеятельности  человека.  Неоценимый  вклад  они  вносят  в  сферу  образования,  культуры  подрастающего  поколения.  Как  отмечается  в  литературе,  под  их  воздействием  происходят  позитивные  сдвиги  в  быту,  общении,  сферах  образования  и  развлечений,  в  области  творчества  и  профессионального  самоопределения  молодых  людей.

В  связи  с  переходом  к  информационному  обществу,  требованиями  Федеральных  государственных  образовательных  стандартов,  внедрением  информационно-коммуникационных  технологий  в  образовательный  процесс  изменились  цели,  формы,  методы  обучения  и  воспитания.  Основное  внимание  уделяется  развитию,  воспитанию,  творческой  активности  обучающихся,  развитию  проектных  и  исследовательских  видов  деятельности.  Универсальными  учебными  действиями,  которые  составляют  основу  умения  учиться,  являются  навыки  решения  поисковых  задач,  анализа,  синтеза  и  интерпретации  информации,  соответственно  возрастает  роль  самостоятельной  поисковой  деятельности  учащихся,  в  частности  с  использованием  информационных  технологий  и  ресурсов  сети  Интернет.  Следовательно,  обучение  рациональным  методам  работы  с  информацией  становится  одним  из  главных  содержательных  направлений  образования.

Ни  для  кого  не  секрет,  что  наше  общество  находится  в  стадии  перехода  к  образованию  в  условиях  неограниченного  доступа  к  информации,  следовательно,  наряду  с  культурой  социальных  отношений  значимым  аспектом  образования  человека  и  фактором  развития  общества  является  и  информационная  культура,  как  компонент  культуры  общей.  Уровень  информационной  культуры  человека  определяется  его  умением  пользоваться  источниками  информации,  умением  эффективно  искать,  оценивать,  использовать  информацию.  Человек,  владеющий  информационной  культурой,  способен  определить  цели  своей  деятельности,  свою  роль  и  своё  место  в  мире,  способен  к  самореализации  и  самосовершенствованию.

Интернет  как  компонент,  а  точнее  как  инструмент  формирования  и  развития  информационной  культуры  способствует  развитию  культуры  в  двух  направлениях.  Первое  связано  с  приобщением  к  ценностям  мировой  культуры,  с  исчезновением  национальных  и  территориальных  границ  культуры,  преодолением  языковых  барьеров,  размыванием  рубежей  между  искусством,  наукой,  образованием,  досугом  и  другими  формами  культуры.

Второе  направление  связано  с  возможностью  не  только  инертно  воспринимать  содержание  культуры,  но  и  сценично  влиять  на  нее.  Появляется  тотальная  культура,  культура  глобального  диалога,  в  которой  каждый  участник  имеет  свое  мнение,  имеет  шанс  влиять  на  общее  звучание.

Вместе  с  тем  чрезмерное  использование  современного  информационного  пространства  может  привести  и  к  отрицательным  последствиям,  информация,  с  которой  сталкивается  ребенок,  часто  агрессивна  и  бессистемна,  может  носить  асоциальный  характер,  влиять  на  физическое,  духовное  здоровье  и  социально-нравственные  ориентиры  подрастающего  поколения,  порождать  проблемы  в  поведении  у  психически  неустойчивых,  социально  дезадаптированных  школьников.  Само  информационное  общество  содержит  большое  количество  опасностей  и  проблем:  проблема  отбора  качественной  и  достоверной  информации  при  большом  ее  объеме;  столкновение  с  виртуальной  реальностью.  Ребенок,  включенный  в  процесс  познания,  оказывается  незащищенным  от  потоков  информации.

Задача  современной  образовательной  организации  —  научить  ребенка  пользоваться  информацией  так,  чтобы  она  открывала  ему  мир,  научить  отделять  зерна  от  плевел,  превращать  информацию  в  знание,  адекватно  использовать  ее  в  соответствующей  ситуации.  На  первое  место  выступают  задачи  по  формированию  личности,  способной  к  дальнейшему  самообразованию.

Качество  образования  и  уровень  развития  культуры  школьников  напрямую  зависит  от  психологической  и  профессиональной  подготовки  учителя.  Учителю  нужно  постоянно  идти  в  ногу  со  временем.

В  культурной  среде  происходит  становление  подрастающего  поколения.  Культура  оказывает  глубокое  влияние  на  поведение,  определяя  социализацию  школьников,  играет  важную  роль  в  профессиональном  определении  ребенка.  Культурная  среда  способствует  физическому,  нравственному,  духовному  развитию,  формированию  мировоззрения  и  интеллекта.  Ребенок  учится  быть  частью  общества.  Взрослые  могут  выступать  лишь  в  качестве  наставников,  чтобы  помогать  создавать  различные  условия  на  благо  детей,  но  никак  не  в  качестве  суровых  судей,  определяющих,  что  хорошо,  а  что  плохо.

Вокруг  современной  культуры  не  утихают  споры:  одни  видят  лишь  положительные  моменты,  другие,  напротив,  пытаются  обвинить  вышеупомянутых  в  безвкусии,  безнравственности  и  прочих  грехах.  Стоит  восхвалять  или  беспрекословно  осуждать  современную  культуру?  Никто  не  может  с  точностью  утверждать:  «казнить,  нельзя  помиловать»  или  «казнить  нельзя,  помиловать».

На  наш  взгляд,  законом  нашей  жизни  становится  утверждение  выдающегося  математика  и  философа  Н.  Винера  «Действительно  жить  —  значит,  жить,  располагая  правильной  информацией!»  Таким  образом,  представление  о  мире  и  культуре  у  ребенка  формируется  посредством  работы  с  информацией,  следовательно,  залогом  успешной  жизнедеятельности  ученика  становится  его  способность  получать,  воспринимать,  корректно  и  продуктивно  использовать  информацию.

 

Список  литературы:

  1. Веряев  A.A.  Семиотический  подход  к  образованию  в  информационном  обществе  /  А.А.  Веряев  //  Монография.  Барнаул:  Изд-во  БГПУ,  2000.  —  298  с.
  2. Игнатьев  М.Б.  Информационное  общество  —  парадигмы  и  базовые  технологии  /  М.Б.  Игнатьев,  Е.О.  Пятина,  Ю.Е.  Шейнин  //  Интернет.  Общество.  Личность:  Тезисы  докладов  Международной  конференции.  СПб,  1999.  —  376  с.
  3. Ким  М.П.  Проблемы  развития  социалистической  культуры.  (Некоторые  теоретические  аспекты)  /  М.П.  Ким.  //  Культура  развитого  социализма.  Некоторые  вопросы  теории  и  истории.  М.,1978.
  4. Проблемы  философии  культуры:  Опыт  историко-материалистического  анализа.  М.,1984,  —  328  с.
  5. Старикова  Л.Н.  Информатизация  социологического  образования  в  вузе  /  Л.Н.  Старикова.  Кемерово:  Кузбассвузиздат,  1999.  —  236  с.
  6. Чавчавадзе  Н.З.  Внешние  и  внутренние  факторы  развития  культуры  /  Н.З.  Чавчавадзе  //  Культура  и  общественное  развитие.  Тбилиси,  1979.
  7. Черешкин  Д.С.  О  стратегии  перехода  России  к  информационному  обществу  /  Д.С.  Черешкин,  Г.Л.  Смолян  //  Проблемы  информатизации.  —  1999.  —  №  3.  —  с.  3—9.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Ольга 04.02.2015 00:00
актуальная тема, раскрыта, научно обоснована

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.