Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Щугорева И.А. ИГРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ИГРА  КАК  СПОСОБ  РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА  УРОКАХ  ОБЖ

Щугорева  Ирина  Андреевна

студент  3  курса  кафедры  безопасности  жизнедеятельности  и  медико-биологических  дисциплин  ФГБОУ  ВПО  «МичГАУ»  социально-педагогический  институт,  РФ,  г.  Мичуринск

Кузнецова  Наталия  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  с.х.  наук,  доцент  кафедры  безопасности  жизнедеятельности  и  медико-биологических  дисциплин  ФГБОУ  ВПО  «МичГАУ»,  социально-педагогический  институт,  РФ,  г.  Мичуринск,

E-mail:  K-natalia2008@yandex.ru

 

Проблема  формирования  интереса  в  обучении  решалось  на  протяжении  всей  истории  развития  педагогической  науки  и  школы,  поскольку  интерес  —  это  движущая  сила  в  познании  окружающего  мира,  основа  изобретений  и  открытий.  Идея  учета  интереса  детей  в  обучении  была  выдвинута  еще  Яном  Амосом  Коменским,  а  Жан  Жак  Руссо  раскрыл  его  значение  в  воспитании.  Ведущую  роль  интересу  отводили  и  такие  видные  педагоги,  как  Л.Н.  Толстой,  А.Д.  Писарев,  К.Д.  Ушинский,  отмечавшие,  что  интерес  не  только  средство  успешного  обучения,  но  и  важный  стимул  для  нравственного  развития  детей. 

В  педагогической  науке  и  практике  познавательный  интерес  представляет  собой  способ  повышения  активности  обучающихся  в  процессе  получения  знаний,  эффективный  инструмент  учителя,  используемый  для  привлечения  внимания  школьников,  развития  их  мышления  и  творческих  способностей,  повышения  эмоционального  фона  образовательного  процесса.  Именно  познавательный  интерес  заставляет  школьника  с  радостью  участвовать  в  получении  новых  знаний,  самостоятельно  работать  во  внеурочное  время,  принимать  активное  участие  в  жизни  класса  и  школы. 

Задача  развития  познавательного  интереса  обучающихся  в  современной  школе  является  очень  актуальной,  поскольку  в  настоящее  время  наблюдается  тенденция  к  снижению  мотивации  учения.  Связано  это  с  перегрузкой  учащихся  большим  объемом  учебной  информации,  зачастую  однообразием  методического  арсенала  учителя,  отсутствием  условий  для  творческой  реализации  ребенка.  В  связи  с  этим  каждому  учителю  необходимо  уделить  особое  внимание  развитию  познавательного  интереса  обучающихся  при  проведении  своих  уроков  [2].

Так,  школьный  предмет  ОБЖ  благодаря  особенностям  своей  структуры  обладает  большим  потенциалом  в  развитии  познавательного  интереса  обучающихся  как  через  получение  обширных  теоретических  знаний,  так  и  через  формирование  определенного  объема  практических  умений  и  навыков.  Одним  из  средств,  способствующих  формированию  у  школьников  глубоких  знаний  и  твердых  умений,  необходимых  для  грамотных  действий  в  опасных  и  чрезвычайных  ситуациях,  являются  различного  рода  игры  и  игровые  ситуации  [1].

Есть  мнение,  что  первые  серьезные  игры  людей  были  военными.  Так,  в  России  учебные  военные  игры  начал  внедрять  еще  Петр  I,  организовавший  «потешное  войско»,  с  которым  проводил  систематические  военные  упражнения  и  учения.  В  практику  школы  игра  была  введение  в  конце  XVIII  века  для  лучшего  освоения  детьми  азбуки.  Сегодня  в  преподавании  используется  огромное  количество  самых  разнообразных  игровых  технологий,  способствующих  решению  многих  учебно-воспитательных  задач. 

В  процессе  игровой  деятельности  происходит  развитие  активности,  самостоятельности,  творчества  и  инициативы  обучающихся,  поскольку  игра  построена  на  интересе,  эмоциональной  привлекательности,  увлеченности,  желании  каждого  участника  проявить  себя  с  наилучшей  стороны.  В  ходе  игры  у  обучаемых  формируются  такие  стороны  психики,  от  которых  будут  зависеть  успешность  отношений  с  окружающими  людьми,  готовность  к  действиям  в  неординарных,  в  том  числе  несущих  прямую  угрозу  жизни  и  здоровью,  ситуациях.  Современный  учитель  ОБЖ  должен  развираться  в  разнообразии  существующих  технологий  игрового  моделирования  и  уметь  выбрать  самую  необходимую  для  решения  педагогических  задач.

На  уроках  ОБЖ  в  работе  с  обучающимися  среднего  школьного  звена  можно  применять  дидактические  игры,  которые  повышают  интерес  к  учебному  предмету,  снимают  напряжение,  разнообразят  виды  деятельности  учащихся.  Они  требуют  от  них  умений  расшифровывать,  разгадывать,  оперировать  имеющимися  знаниями  и  применять  их  в  нестандартной  ситуации.  Условно  дидактические  игры  по  ОБЖ  можно  разделить  на  три  вида:  1)  прямого  дидактического  воздействия,  где  учитель  совместно  с  учениками  выступает  в  роли  играющего;  2)  опосредованного  дидактического  воздействия,  когда  учитель  находится  в  роли  наблюдателя,  судьи  либо  болельщика;  3)  смешанного  дидактического  воздействия,  где  учитель  является  и  ведущим,  и  судьей,  и  экспертом.  Правильно  выбранный  вид  дидактической  игры  будет  эффективным  средством  повышения  познавательного  интереса  обучающихся  как  при  изучении  нового  материала,  так  и  во  время  систематизации  и  обобщения  знаний  [3].  Так,  при  изучении  вопросов  безопасного  поведения  будут  интересны  такие  игры,  как  «Третий  лишний?»,  «Что  вокруг  нас  может  быть  опасным?»,  «Будь  внимательным»,  «Как  быть?»  и  др.  Кроме  того,  повысить  интерес  к  изучаемой  теме  помогут  игры-упражнения  на  выявление  общих  закономерностей,  графические  головоломки,  тематические  кроссворды  и  т.  д.

Особое  место  на  уроках  ОБЖ  занимают  ролевые  игры,  которые  содействуют  развитию  познавательных  сил  обучающихся,  стимулируют  их  творческие  процессы,  снимают  утомление  и  напряженность,  а  также  создают  благоприятную  атмосферу  учебной  деятельности,  оживляют  учебный  процесс.  В  преподавании  целесообразно  использовать  три  типа  ролевых  игр:  1)  прямые  игры,  имеющие  профориентационную  направленность.  К  ним  можно  отнести,  совещания  спасателей,  врачебные  консилиумы,  экологические  конференции;  2)  стратегические  симуляции,  предполагающие  принятие  решений  в  экстремальных  ситуациях,  например,  в  результате  авиационной  или  железнодорожной  катастрофы;  3)  собственно  ролевые  игры,  в  процессе  которых  участники  получают  от  учителя  четкие  инструкции  по  взаимодействию  друг  с  другом  в  предлагаемых  обстоятельствах.  Например,  урок-расследование  по  теме  «Аварии  на  химически  опасных  объектах  и  их  возможные  последствия»  может  проходить  с  «участием»  следователей,  химиков,  физиков,  инженеров,  экологов  и  т.  д.,  а  «защита  диссертации»  с  приглашением  докторов  и  академиков. 

Всё  чаще  в  образовательный  процесс  внедряются  интерактивные  имитационные  игры-катастрофы,  являющиеся  разновидностью  ролевых  игр.  К  принципам  их  организации  можно  отнести  глубокое  и  постепенное  погружение  участников  в  игровую  ситуацию,  равномерную  игровую  нагрузку  на  каждого  участника  игры,  соревновательность,  реальность  моделируемой  ситуации.  Содержание  курса  ОБЖ  располагает  большими  возможностями  для  реализации  имитационных  игр,  так  как  они  предполагают  принятие  индивидуальных  и  коллективных  решений  в  неопределенных  и  экстремальных  условиях,  что  соответствует  разделам  «Безопасность  человека  в  природных  условиях»  в  6  классе,  «Чрезвычайные  ситуации  природного  характера»  в  7  классе,  «Чрезвычайные  ситуации  техногенного  характера  и  безопасность  населения»  в  8  классе.  Применение  имитационных  игр  способствует  выработке  адаптационных  навыков  поведения  в  опасных  или  чрезвычайных  ситуациях,  что  очень  важно  в  преподавании  вопросов  безопасности,  а  также  развитию  мышления,  кругозора,  интеллекта  и  коммуникативных  способностей  [4].

В  обучении  старшеклассников  игровые  технологии  также  должны  занять  достойное  место.  При  изучении  раздела  «Основы  военной  службы»  возможно  проведении  военно-спортивных  игр,  которые  способствуют  развитию  интереса,  внимательности,  наблюдательности,  быстроты,  ловкости,  силы,  выносливости,  коммуникативных  способностей,  формированию  умений  и  навыков  безопасного  поведения  в  опасных  и  чрезвычайных  ситуациях.  Военно-спортивные  игры  крайне  разнообразны  по  возрастным  возможностям  участников,  дидактическим  целям,  организационной  структуре  и  особенностям  содержания,  однако  все  они  должны  обеспечивать  физическую  и  военно-прикладную  подготовку  обучающихся  старшего  звена  школы  и  готовить  юношей  к  выполнению  своего  гражданского  долга.  Так,  для  воспитания  смелости,  решительности,  мужества  следует  внедрять  игры,  связанные  с  проявлением  волевых  усилий  и  с  определенной  долей  риска.  Игры,  связанные  с  совместными  согласованными  действиями  и  взаимовыручкой,  будут  способствовать  воспитанию  коллективизма,  товарищества.  Высокая  эффективность  военно-прикладных  игр  связана  с  психическими  и  физическими  нагрузками,  возможностью  отрабатывать  навыки,  полученные  на  уроках  по  основам  безопасности  жизнедеятельности,  и  применять  их  ситуациях,  максимально  приближенных  к  реальным.  Примером  подобного  рода  игр  может  служить  традиционная  игра  «Зарница»,  включающая  разнообразные  эстафеты,  игры  на  местности,  занимательные  конкурсы.  Таким  образом,  методически  грамотно  подготовленные  и  организованные  спортивные  игры  способствуют  решению  многих  учебно-воспитательные  задач  курса  ОБЖ.

Итак,  в  практике  преподавания  ОБЖ  игры  являются  уникальными  способами  развития  познавательного  интереса  обучающихся,  раскрытия  внутренних  потенциалов  подростков,  а  также  средством  развития  личности  самого  учителя  ОБЖ,  его  творческих  сил  и  повышения  профессиональной  квалификации.

 

Список  литературы:

  1. Кузнецова  Н.В.  Игра  как  нетрадиционная  форма  организации  образовательного  процесса  по  ОБЖ  /  Н.В.  Кузнецова  //  Современные  проблемы  безопасности:  направления,  подходы  и  технологии:  Материалы  XV  Всероссийской  научно-практической  конференции,  Санкт-Петербург,  22—23  ноября  2011  г.  СПб.:  Изд-во  РГПУ  им.  А.И.  Герцена,  2011.  —  С.  158—159.
  2. Купарадзе  Н.  Познавательный  интерес  как  эффект  развивающего  обучения  /  Н.  Купарадзе  //  Педагогика.  М.,  —  2004.  —  №  8.  —  С.  104—106.
  3. Панфилова  А.П.  Игровое  моделирование  в  деятельности  педагога:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений  /  А.П.  Панфилова.  М.:  Изд-ий  центр  «Академия»,  2007.  —  368  с.
  4. Панфилова  А.П.  Инновационные  педагогические  технологии:  Активное  обучение  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений  /  А.П.  Панфилова.  М.:  Изд-ий  центр  «Академия»,  2009.  —  192  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий