Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Дроздова Елена Владимировна
студент 3 курса, Институт искусств НГПУ, РФ, г. Новосибирск
E-mail:
Кравченко Ксения Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент НГПУ, РФ, г. Новосибирск
В статье рассматривается роль и значение рисунка головы человека в качестве одного из приоритетных заданий в процессе обучения в детской художественной школе, направленного на начальную профессиональную подготовку учащихся. Развитие профессиональных графических умений и навыков, теоретических знаний по созданию объемно-пространственного конструктивного построения головы человека позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности учащегося, что является основой начальной профессиональной подготовки будущего абитуриента художественного или художественно-педагогического вуза.
Перспективы развития методов обучения рисунку в детской художественной школе опираются на серьезное отношение педагогической общественности к системе дополнительного образования. Необходимо четко осознавать, что назначение обучения в детской художественной школе заключается в начальной профессиональной подготовке будущего художника или художника-педагога. И в частности, в подготовке будущих абитуриентов к поступлению в художественные училища или вузы.
В связи с этим, необходимо осознавать, что рабочие программы дисциплины «Рисунок» детских художественных школ должны составляться с учетом требований к уровню подготовки будущего абитуриента. «В противном случае, приобретаемые знаний будут носить случайный, бессистемный характер» [2, с. 153].
Поступление в художественное училище или вуз подразумевает объем и содержание подготовки определенного уровня и определенной сложности. На данном этапе очень важно учитывать содержание вступительных экзаменов, которые, как правило, требуют определенных начальных профессиональных графических умений и навыков изображения головы человека.
Исторически сложилось, что рисование головы и фигуры человека является основной содержательной составляющей обучения рисунку. В Древнем Египте, например, рисование базировалось на изучении определенных канонов и правил изображения, отступить от которых было невозможно, весь процесс обучения сводился к заучиванию канонов и схем изображения. Однако уже художники Древней Греции заложили метод научного понимания процесса изображения, в основе которого лежало рисование с натуры. Древнегреческие трактаты повествуют о строгой закономерности процесса изображения, основанной на чувстве гармонии, пропорции и математическом отношении к рисунку.
Эпоха Возрождения открыла новую веху в искусстве, были открыты законы линейной и воздушной перспективы, приемы изображения объемной формы на плоскости. Художником эпохи Возрождения Альбрехтом Дюрером была разработана теория трактовки головы, как ряда смыкающихся плоскостей, создающих иллюзию объема. Дюрер разработал метод «обрубовки», который впоследствии был усовершенствован такими художниками-педагогами, как А. Ашбе, П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский и др.
В современной методике обучения метод «обрубовки» остается содержательной основой процесса обучения рисованию головы человека, особенно в детской художественной школе, так как он является базовым для освоения приемов объемно-пространственного конструктивного построения головы человека.
В изобразительной деятельности основополагающее умение, необходимое для успешного освоения процесса рисования учебных моделей головы человека, — это способность, прежде всего, методически последовательно, в соответствии с правилами изображения создать на плоскости объемное изображение «обрубовочной» модели головы. Учащийся, не освоивший в должной мере навыки рисунка «обрубовочной» модели головы, подойдя к освоению изображения пластически более сложных моделей, таких, например, как голова Сократа или Гатамелаты, неизбежно сталкивается с необходимостью решать задачи несравнимо более сложные [1, с. 52].
Процесс изображения головы человека (как с гипсовой модели, так и с живой натуры) требует, чтобы педагог акцентировал внимание учащихся не только на конструктивных и пластических особенностях модели, но и на анатомии, перспективе, закономерностях освещения, влияющих на понимание учащимися принципов создания графического изображения головы человека.
Переход учащихся детской художественной школы к изображению сложной формы головы человека возможен только при условии осуществления самоорганизации и самоконтроля учебной художественной деятельности на занятиях по рисунку, а также при условии, что учащийся успешно освоил весь объем школьной программы по рисунку, что у него сформировались устойчивые представления об изобразительных графических действиях. А это возможно только при условии активного применения педагогом личного показа и вербального сопровождения процесса изображения, использования научных понятий учебного рисунка. Конечно же необходимо все время повторять законы перспективы, светотени и анатомическое строение мышечное и костное строение. Та же учитывается последовательность перехода к рисунку головы. Прежде всего надо начинать с обрубовки, чтобы обучающийся мог разобраться в плоскостях на более простой форме. Следующий этап обучения — это рисование черепа головы для того, чтобы ознакомится с костным строением, т. е. основой головы. Рисование гипсовой головы «эркоше Гудона», на данном этапе ученик знакомится с мышечным строением, что в дальнейшем ему помогает более точно строит голову человека. Рисование гипсовой модели головы человека, обучающийся сталкивается уже и с индивидуальными чертами, которые он должен передать с помощью полученных знаний предыдущих этапов. После этих этапов, если они пройдены правильно и с хорошим результатом, можно перейти к рисунку головы живой натуры, где без знаний предыдущих этапов могут возникнуть трудности и ошибки.
Кроме того полезно сопровождать длительные учебные задания краткосрочными портретными набросками и зарисовками с натуры, по памяти и представлению, при выполнении которых учащийся формирует и совершенствует свое понимание конструктивно-пластического содержания модели.
«Наброски, в отличие от длительных академических постановок (где натура тщательно изучается, анализируется, прорабатывается детально), предполагают скорее непосредственную и быструю передачу общего впечатления от натуры, которое складывается из передачи движения формы, пропорций и характера натуры» [3, с. 261]. Такие упражнения в портретных набросках помогают учащимся детской художественной школы накапливать профессиональные специальные знания о процессе изображения, а также более эффективно овладевать графическими умениями и навыками, что впоследствии, несомненно, поможет им в процессе изображения длительного рисунка сложной формы головы человека.
Развитие профессиональных графических умений и навыков, теоретических знаний по созданию объемно-пространственного конструктивного построения головы человека позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности учащегося, что является основой начальной профессиональной подготовки будущего абитуриента художественного или художественно-педагогического вуза.
Список литературы:
- Баженов А.А. Формирование графических представлений у студентов в процессе рисования головы [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук / А.А. Баженов. Омск, 2014. — 139 с.
- Иконников А.И. Методика обучения объемно-конструктивному рисунку студентов художественно-графических факультетов вузов (на примере античной гипсовой головы) [Текст] / А.И. Иконников // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна (периодический научный журнал). Магнитогорск: Изд-во МаГУ, — 2014. — Выпуск 11. — С. 153—162.
- Кравченко К.А. Об организации самостоятельной работы студентов на занятиях по рисунку [Текст] / К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. Омск, — 2012. — № 4 (111). — С. 260—262.
- Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Ростовцев. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 288 с., 193 ил.
отправлен участнику
Оставить комментарий