Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВОВЛЕЧЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Денисова Ольга Витальевна
студент магистратуры, кафедра непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента, СПбГУ, РФ, г. Санкт-Петербург
E-mail: olgacadamone@gmail.com
Данилова Галина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, СПбГУ, РФ, г. Санкт-Петербург
В данной статье мы опираемся на подход к описанию туризма как деятельности, часто определяемой как «любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека» [2, с. 179].
Очевидно, тем не менее, что потребности, лежащие в основе туризма как деятельности, могут быть разными, о чем свидетельствует разнообразие видов туризма: оздоровительный, спортивный, экстремальный, экологический, этнокультурный, культово-религиозный, эстетически ориентированный, личностно-ориентированный, познавательный, туризм глобальной культуры, ностальгический (по О.А. Старовойтенко [9, с. 44]). При этом даже «потребность в переживании», новом опыте у разных туристов может иметь разную природу. Э. Коэн предполагает, что всех туристов, которые путешествуют с целью получить новый опыт, можно разделить на две группы: те, для кого важен развлекательный характер опыта, и те, для кого самой важной чертой этого опыта является его «аутентичность» [10, с. 195]. Среди туристов второй группы Э. Коэн выделяет:
· опытный тип (человек верит, что смысл жизни лежит где-то вне его повседневной жизни, и пытается найти этот смысл в путешествии, однако смотрит на свое путешествие, скорее, с эстетической точки зрения, не соотнося себя с «другим» народом);
· экспериментальный тип (человек воспринимает путешествие как возможность духовного роста, использует опыт другого народа для постижения смысла жизни, вовлекается в жизнь другого народа с этой целью);
· экзистенциальный тип (человек путешествует с целью прикоснуться к тому, что для него важно; он уже имеет четкое понятие о своем смысле жизни и ценностях и воспринимает путешествие как приближение к ним).
Исследователь отмечает, что, в то время, как потребности первых в большинстве случаев удовлетворяются, вторые попадают в ловушку «искусственности». Автор также сравнивает вторую группу туристов с паломниками, имеющими идеальный образ религиозного центра (например, Иерусалима), попавшими туда и испытавшими шок при виде того, как живет в этом городе местное население.
Ситуация несовпадения ожиданий туриста с реальностью места широко известна как «культурный шок». «В процессе Пути турист непременно сталкивается с необходимостью дешифровки кодово-знаковой системы иной культуры. Результаты могут оказаться совершенно непредсказуемыми для туриста — от полного неприятия незнакомого культурного поля и его тотального отторжения до самоидентификации с ним и переоценки аксиологической парадигмы собственной культуры» [5]. Культурный шок может быть следствием перенесения стереотипов своей культуры на чужую, в результате чего турист сталкивается со «странностями» [10, с. 195] другой культуры, к которым он не готов. В то же время существует и «обратный культурный шок» [11, с. 47], когда турист находит слишком много сходств между своим постоянным местом жительства и местом путешествия.
Так или иначе, путешествие способно доставить человеку переживание — «восприятие с аффективным откликом, то есть способностью эмоционально реагировать на воспринимаемую информацию» [6, с. 52—54]. А. Лэнгле среди признаков переживания выделяет «аффицированность — подверженность человека какому-либо воздействию» и «интериоризацию — процесс, который непосредственно связан с восприятием содержания ситуации». Таким образом, для того, чтобы приобрести имеющий большое значение опыт, нужно быть открытым этому опыту, сконцентрировав на нем свое внимание, и пытаться понять его значение.
Философ К.С. Пигров замечает, что путешествие представляет собой для человека добровольный акт встречи с «Другим», когда «роль анклава в унифицированном пространстве городских построек выполняют сакральные места-символы, например, исторические памятники, храмы и соборы, архитектурные ансамбли прошлых эпох, образовательные учреждения, музеи. Их культурное поле наполнено духовным смыслом, познание которого требует времени и духовного развития личности» [8, с. 40—41]. Действительно, в путешествии человек соприкасается с культурой другого народа, и эта встреча способна его духовно обогатить.
Становится очевидным, что, чтобы все эти результаты были достигнуты, ведущая активность в туризме как деятельности должна оставаться за самим туристом, а не теми, кто предоставляет туристские услуги. Следовательно, и модальность познания в таком туризме должна ориентироваться на личность путешественника. Познание должно в первую очередь осуществляться на собственном опыте, турист сам должен задавать себе вопросы, исходя из своих потребностей и установок, а предоставитель услуг должен лишь помочь организовать путешествие так, чтобы ответы на эти вопросы были найдены. Несомненно, важность активного вовлечения туриста в процесс путешествия и связанного с ним познания имеет место лишь в том случае, если оно отвечает потребностям человека. Степень активности туриста во многом связана с его ожиданиями от путешествия. В связи с этим немаловажно будет упомянуть классификацию туризма по степени активности, предложенную О.А. Старовойтенко: по типу созерцания (наблюдения, посещения); по типу изучения; по типу участия [9, с. 45].
Таким образом, перед современный туристом встает проблема отсутствия возможности получения аутентичного опыта в путешествии, а также ограниченность собственного активного участия в путешествии, обусловленная набором обстоятельств. Путем в решению этих проблем может стать вовлеченный туризм — туризм, подразумевающий активное участие туриста в специфической для территории деятельности с образовательными целями. Важными чертами вовлеченного туризма как средства образования взрослых являются активное участие туриста в деятельности, а также осознании им аутентичности происходящего, иначе образовательные цели не будут достигнуты.
На наш взгляд, важно остановиться на понимании вовлеченного туризма именного как образовательного ресурса. «Под образованием понимается процесс внешнего воздействия на усвоение индивидуумом общественного опыта, процесс трансформации норм, ценностей общества в субъективный мир формирующейся личности» [4, с. 5]. Очевидно, что образование, при таком понимании, не ограничивается ни школьными стенами, ни школьным возрастом. В связи с этим в последнее время в научной среде обсуждаются возможности образования «длиною и шириною в жизнь», или, иначе говоря, вплетенного в жизнь человека. Туризм, в свою очередь, является одним из наиболее благоприятным средством образования «длиною и шириною в жизнь», поскольку в путешествии человек свободен от повседневных забот и в большей степени, чем обычно, открыт новым переживаниям. При этом вовлеченный туризм, в отличие от традиционного образовательного туризма в виде экскурсий, обеспечивает активное участие путешественника в образовательной деятельности. Именно эти условия соотносятся с аффициированностью и интериоризацией как главными признаками переживания, а значит, способствуют приобретению нового опыта, иначе говоря, образованию.
Особенно актуальным такой подход к получению переживаний в путешествии становится в контексте современного процесса глобализации. Нельзя сказать, что в эпоху глобализации культурные традиции отдельных стран постепенно исчезают. Как утверждает Б. Гройс, реалии культуры разных стран в наше время начинают транслироваться по всему миру: «Различные города становятся все больше и больше похожими друг на друга, хотя при этом ни один город не служит моделью для всех остальных городов» [3, с. 36]. Это значит, что, поскольку визуально туристические дестинации могут совершенно не отличаться друг от друга, в наше время ознакомление с новой культурой требует усвоения большего количества информации, чем той, которая лежит на поверхности.
Практика предложения подобных туристских услуг уже применяется в некоторых регионах Российской Федерации. Так, в Мурманской области в сентябре 2014 года прошли национальные Саамские игры, включающие традиционные для данной местности спортивные состязания. В Великом Новгороде туристам предлагают такие мероприятия, как Святки в Витославлицах и «Новгородское купание» в озере Ильмень. «Наибольший интерес вызывают интерактивные продукты нового поколения, которые ориентированы на вовлечение туриста в историю и культуру соответствующей территории, личное участие в обрядах, ритуалах, мастер-классах, передачу информации не через лекцию-монолог, а через активное действие» [7, с. 11]. Кроме того, исследования показывают, что потенциал вовлечения места не зависит от наличия на территории знаменитых культурно-исторических памятников. «И поставщики туристических услуг, и их продавцы понимают: насладиться культурными красотами и древностями туристу достаточно один раз, а вот отдыхать в комфортных условиях он готов регулярно» [1; 14].
Представляется возможным предположить, что каждый регион обладает определенным потенциалом вовлечения. Для определения туристского потенциала территории нужно определить, что собой представляет местная жизнь и культура на данный момент, что она собой представляет с точки зрения местных жителей. Для этой цели кажется целесообразным провести опрос среди населения. Так, для жителей Санкт-Петербурга, опрос мог бы выглядеть следующим образом:
1. Закончите фразу «Как настоящий петербуржец, по выходным он…».
2. «Как настоящий петербуржец, он развлекается…».
3. «Как настоящий петербуржец, периодически он проводит время за…».
4. «Как настоящий петербуржец, он ходит в… (место)».
Для того, чтобы определить, насколько хорошо потенциал используется, можно воспользоваться методом контент-анализа текстов-отзывов о достопримечательностях и развлечениях нашего города на сайте www.tripadvisor.com. Результат анализа будет представлять собой статистику того, что предлагается туристам в том или ином регионе. Сопоставив результаты контент-анализа с результатами описанного выше эксперимента, можно получить представление о том, насколько хорошо используется туристский потенциал места.
Список литературы:
- Андреев М. Путешествия в сельскую новь // Эксперт, 2013, № 40.
- Бушуев В.В. О дефиниции «индустрия туризма» // Культура народов Причерноморья, 2001, № 25.
- Гройс Б. Город в эпоху его туристической воспроизводимости // Неприкосновенный запас, 2003, № 4(30).
- Денисенко С.И. Теория обучения. Модуль 1: образовательный процесс и его содержание. Рабочий учебник. М., 2004. — 65 с.
- Листвина Е.В., Гализдра А.С. Современный туризм. Проблема пути и путешествия [Электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http://tourlib.net/statti_tourism/listvina.htm (дата обращения: 28.10.2014).
- Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков, 2011. — 332 с.
- Мельник И. Доморощенный туризм // Эксперт, 2013, № 40.
- Пигров К.С. Культурное пространство-время // Вестник СПбГУ. — Сер. 6. — 1993. — Вып. 4 (№ 27).
- Старовойтенко О.А. Теория туризма. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. — 800 с.
- Cohen E. A Phenomenology of Tourist Experiences // Sociology, 1979, № 13.
- Meintel D.A. Strangers, Homecomers, and Ordinary Men // Anthropological Quarterly, 1973, № 46(1).
дипломов
Оставить комментарий