Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дегтярева Алена Евгеньевна
студент 3 курса, Институт искусств НГПУ, РФ, г. Новосибирск
Кравченко Ксения Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент НГПУ, РФ, г. Новосибирск
Современная педагогика выработала стройную методику обучения изобразительному искусству, строящуюся на нескольких принципах. В данной статье рассматривается значение принципа научности в процессе обучения изобразительному искусству, его зарождение в трудах великих художников эпохи Возрождения и развитие в современной методике.
Принцип научности является одним из важнейших в теории обучения любой дисциплины, в том числе в процессе обучения изобразительному искусству. Н.Н. Ростовцев пишет, что изобразительное искусство не только воспитывает человека, но также помогает ему познать мир, и обучение должно вести к достоверным знаниям, основываться на данных науки [4, с. 116]. Так как учащийся в первую очередь должен уметь правдиво передавать реальную действительность, то ему следует не только работать с натурой, но и одновременно изучать ряд наук, таких, как цветоведение, перспектива, пластическая анатомия и др.
В античные времена великими древнегреческими мастерами создавались теоретические труды о рисунке, пропорциях и пр. Достижения науки коснулись искусства уже тогда, но большая часть этих трудов была утеряна или уничтожена с возвышением христианства в раннем Средневековье, и таким образом, традиции реалистического искусства со временем были забыты. Только спустя почти тысячелетие художники Ренессанса совершили возврат к идеям античности.
Расцвет науки оказал большое влияние на искусство Возрождения. Анализ живописных полотен и скульптуры этого времени показывает возрождение стремления к реалистическому искусству, к правдивой передаче окружающей действительности. Художники стали отказываться от церковно-схоластических представлений о мире, характерных для Средневековья, они призывали внимательно изучать природу и постигать ее закономерности, стремились дать научное обоснование своим наблюдениям. В это время были открыты законы линейной и воздушной перспективы, приемы изображения объемной формы на плоскости. Мастерами Возрождения был сделан колоссальный вклад в развитие не только изобразительного искусства, но и методики его преподавания.
Чтобы понять, как изменилась методика обучения изобразительному искусству, и какое место занимал принцип научности в этом учебном процессе, необходимо выяснить, как стали работать мастера Возрождения, какие науки вышли при этом на передний план, как эти науки применялись непосредственно в обучении.
Мастера этого времени приходят к заключению, что основой всего обучения изобразительному искусству служит рисунок. Рисунок изучал каждый, занимающийся искусством, причем его научные положения надо было усваивать, тут же проверять и применять на практике. Особую роль играли мастерские (боттеги), которые являлись своего рода научными лабораториями для мастеров и их учеников.
Художники эпохи Возрождения стремились упорядочить систему обучения изобразительному искусству, они стали излагать в научных трактатах наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции.
Первый научный труд эпохи Возрождения, касающийся этих вопросов, был написан Ченнино Ченнини, итальянским художником родом из Колле-ди-Вальдельса близ Флоренции. Ченнино Ченнини не создал последовательной системы обучения рисованию, но его книга «Трактат о живописи» — ценнейший исторический документ переходного периода от средневековья к Возрождению, источник сведений о технике живописи того времени, также включает размышления о некоторых положениях рисунка, советы по методическому руководству со стороны учителя и работе ученика с теорией.
Леон Баттиста Альберти, ученый, писатель и архитектор из Генуи, посвятил труд «Три книги о живописи» рисунку. Альберти рассматривал рисунок как серьезную научную дисциплину, обладающую точными и доступными для изучения законами и правилами. Труд представляет собой превосходную теорию, в основу которой были положены данные науки, и которая, несмотря на давность написания, является основой современного академического рисунка. Труд весьма ценен с педагогической точки зрения, так как здесь представлен ряд методических положений и указаний для учителя. Уделяя большое внимание анатомии, Альберти и ученикам предлагал изучать ее, строя процесс обучения на рисовании с натуры.
Следующая работа в области теории рисунка принадлежит Леонардо да Винчи. Великий итальянский художник, а также ученый и изобретатель не создал единого систематического труда, оставив после своей смерти только отдельные записи, из которых позднее была составлена «Книга о живописи».
Хотя Леонардо да Винчи не высказал принципиально новых суждений в области рисунка, но его отдельные высказывания по поводу методов обучения дали верное направление методике преподавания рисования. Будучи ученым и анатомом, он оставил после себя прекрасные рисунки строения тела человека, как наглядные пособия для изучения пластической анатомии и рисунка.
В развитие методики обучения рисунку времен Ренессанса внесли вклад не только итальянские, но и североевропейские теоретики и практики искусства. Большую ценность представляют теоретические труды немецкого художника Альбрехта Дюрера. По его мнению, в искусстве нельзя полагаться только на ощущения, а необходимо основываться на точных знаниях. Так, в «Учении о пропорциях человека» он изложил правила построения человеческой фигуры, делая для этого математические расчеты. Кроме того, его волновали такие вопросы, как обучение и воспитание детей, что также отражено в его трудах.
Таким образом, художники эпохи Возрождения совершили великие открытия в области научно-теоретического обоснования изобразительного искусства. Кроме того, мастера Возрождения внесли огромный вклад в методику преподавания рисования, способствовали становлению рисования как учебного предмета.
Современная система обучения изобразительному искусству в основном построена на тех принципах и законах, что известны человечеству благодаря открытиям великих теоретиков и практиков Возрождения. Принцип научности прочно вошел в процесс обучения изобразительным искусствам. Я.А. Коменский в «Великой дидактике» писал: «Подкреплять все основаниями разума — это значит всему учить, указывая на причины, т. е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно не может быть иначе» [1, с. 280].
Сегодня сложившаяся методическая система предполагает работу с натурой, но и одновременное изучение ряд наук, таких, как цветоведение, перспектива, пластическая анатомия и др. с первых этапов учебного процесса, но с учетом возрастных особенностей учащегося. Это означает, что учащегося уже на начальном этапе обучения следует знакомить с закономерностями построения предмета, его конструкцией и характером формы, с законами цветоведения и теорией теней, только используя при этом доступную для учащегося терминологию, постепенно вводя новые для него термины и законы. Учащегося необходимо также обучать самостоятельному разбору теоретического и научного материала, его анализу и применению приобретенных знаний на практике. «Нужно добиваться от всех рисующих объективного изображения предметов. Это не противоречит развитию творческих способностей. Наоборот, для развития их надо заложить фундамент прочных знаний и навыков» [4, с. 122]. Другими словами, чем больше имеется объективных знаний и навыков у обучаемого, тем лучше у него формируются способность к анализу, самостоятельное мышление, мировоззрение и воображение. Чтобы создать что-либо уникальное, необходимо знание мирового наследия, традиций и законов изображения.
Таким образом, принцип научности в процессе обучения изобразительному искусству является основополагающим, базовым, на котором держится весь процесс обучения.
Список литературы:
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1 М.: Педагогика, 1982.
- Кравченко К.А. Об организации самостоятельной работы студентов на занятиях по рисунку / К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. Омск, — 2012. — № 4 (111). — С. 260—262. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-na-zanyatiyah-po-risunku (дата обращения 29.11.2014).
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка / Н.Н. Ростовцев М.: Просвещение, 1981.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. / Н.Н. Ростовцев. 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 2000 — 256 стр.
дипломов
Оставить комментарий