Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Роянова К.В. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ В СОЦИОЛОГИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ВОЗМОЖНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ  ГЛУБИННОГО  ИНТЕРВЬЮ  В  СОЦИОЛОГИИ:  ИССЛЕДОВАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ  МОЛОДОГО  ЧЕЛОВЕКА

Роянова  Ксения  Валерьевна

студент  3  курса,  кафедра  социологии  и  философии  СВГУ,  РФ,  г.  Магадан

E-maildrakonchiq@mail.ru

Логун  Кристина  Александровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  СВГУ,  РФ,  г.  Магадан

 

Музыка  формирует  духовный  мир  человека,  оказывает  влияние  на  формирование  и  развитие  личности,  как  в  духовной,  так  и  в  материальной  сфере  жизнедеятельности.  Музыкальные  стили,  направления  способны  оказывать  не  только  влияние  на  конкретного  индивида,  но  и  способны  формировать  социальную  реальность,  а  так,  же  в  ней  формировать  различные  субкультуры,  в  которых  будут  взаимодействовать  индивиды  с  общими  интересами.  В  связи  с  такими  особенностями  музыкальной  культуры,  мы  способны  регулировать  поведение,  взгляды,  интересы  и  многое  другое  у  индивида.  А  так  же  музыкальная  культура  способна  оказывать  положительное  или  отрицательное  влияние  на  формирование  личности  и  повседневной  жизни  у  студенческой  молодежи.

Изучением  музыкальной  культуры  занимались  различные  ученые,  в  том  числе  и  социологи,  к  примеру,  такие  как:  Теодор  В.  Адорно  [1,  с.  10],  затрагивая  современность,  стоит  отметить  таких  авторов,  как:  Колчинская  В.Ю.  [2,  с.  10]  и  многие  другие.  Эти  ученые  занимались  изучением  музыкальной  культуры  с  различных  сторон,  выясняя  причины  и  степень  влияния  музыки  в  обществе,  а  так  же  то  каким  образом  это  происходит.  Такое  количество  научных  работ  по  музыкальной  тематике,  свидетельствует  о  том,  что  даже  в  отношении  социологии,  музыка  является  актуальной  темой  для  исследования,  хотя  при  этом  и  не  является  самой  распространенной,  как  например  исследования  социального  института  семьи.

В  качестве  основного  метода  исследования  мы  используем  —  метод  неформализованного  глубинного  интервью.  На  наш  взгляд  неформализованное  глубинное  интервью,  позволит  респондентам  более  свободно  выражаться,  а  так  же  непринужденная  обстановка  при  общении,  на  наш  взгляд,  позволит  более  подробно  изучить  данный  вопрос,  а  так  же  собрать  как  можно  больше  информации.  Стоит  сказать,  что  для  нашего  исследования  будет  отобрана  определенная  группа  лиц,  то  есть  студенты  с  2  по  4  курс  очной  формы  обучения,  социально-гуманитарного  и  физико-математического  факультетов.

Для  нашего  неформализованного  интервью,  количественный  метод  по  расчетной  формуле,  который  используется,  например,  при  анкетировании,  не  подходит,  поскольку  наш  метод  является  качественным.  Поэтому,  чтобы  наше  исследование  было  объективным  и  подробным,  позволяющим  рассмотреть  интересующую  нас  тему  более  разносторонне,  мы  зададим  определенные  критерии,  для  отбора  респондентов.

Критерии  отбора  для  респондентов  глубинного  интервью:

1.   Мужчины  и  женщины  в  соотношении  50/50.

2.   Респонденты  должны  быть  отобраны  по  принадлежности  или  нет,  к  неформальным  субкультурам,  то  есть  из  женщин  должно  быть  по  принципу  50/50  отобраны  неформальные  представители  и  нет,  и  так  же  с  мужчинами.

3.   Респонденты  не  должны  быть  учащимися  одной  группы,  то  есть  однокурсниками.

4.   От  каждого  курса  (с  2  по  4)  должно  быть  отобрано  по  2  респондента,  по  принципу  пункта  2.

5.   Респонденты  по  принципу  50/50,  из  указанных  ранее  критериев,  должны  быть  отобраны  с  разных  факультетов  (социально-гуманитарный  и  физико-математический).

Данные  критерии  для  всех  респондентов  являются  одинаковыми,  и  в  процессе  отбора  респондентов  мы  должны  отобрать  ровно  6  респондентов  по  данному  критерию.  Первый  курс  для  исследования  мы  решили  не  брать,  поскольку  первокурсники  проходят  адаптацию  в  новой  социальной  группе,  и  мы  не  можем  полностью  быть  уверены  в  сформировавшемся  их  музыкально-культурном  вкусе.

В  результате  проведенного  нами  неформализованного  глубинного  интервью,  мы  получили  различные  качественные  данные.  Их  мы  решили  сформировать  в  группы,  по  схожести  ответов  респондентов.

Из  всех  ответов  опрошенных  респондентов  наиболее  частыми  ответами  на  вопрос  «Кто  оказал  влияние  на  ваши  музыкальные  интересы?»  были  ответы  «Друзья»,  «Родители».  Данную  информацию  можно  просмотреть  в  интервью  с  респондентами.

Из  интервью  с  респондентом  Л:  «…какие-то  мелодии,  которые  запоминались  в  детства,  а  телевизор,  какие-то  концерты  определенные,  друзья  которые  привозили  из  отпусков  какие-то  новые  мелодии.  Ну  и  как-то  так  оно  одно  за  другое  цеплялось»;  «…в  принципе,  оказывает  только  мама.  Бабушка  моя  такую  музыку  не  слушает,  хотя  тоже  стала,  последнее  время  на  норвежский  рок  подсаживаться,  что-то  там.  Но  мои  интересы  распределяет  мама…».

Из  интервью  с  респондентом  Б:  «Друзья,  так  же  в  дальнейшем  сеть,  интернет.  Так  же  друзья».

Из  интервью  с  респондентом  А:  «…родители  в  свое  время  повлияли,  когда  в  детстве  папа  показал  какую  музыку  хорошо  слушать,  какая  музыка  хорошая».

Из  интервью  с  респондентом  Е:  «…у  меня  родители,  они  у  меня  увлекаются  американским  роком,  Хеви  Металл,  то  есть  у  меня  отец  очень  сильно  любит…и  может  это  как-то  повлияло  на  мое  виденье  музыки,  то  есть,  как  бы  может  быть,  поэтому  мне  нравится  больше  рок,  чем  что-то  другое…»;  «…подруга  дала.  Это  был  очень  хороший  человек,  много  чему  интересному  научила  из  японского  рока.  Спасибо  ей,  что  она  меня  посвятила  в  этот,  жанр  такой».

Из  интервью  с  респондентом  М:  «…по  телевизору.  Ну  и  по  интернету  тоже».

Из  интервью  с  респондентом  Л:  «…окружение.  Сначала  с  одной  компанией  общалась,  слушала  одно.  Потом,  с  другой  компанией,  слушала  другое».

Как  видно  непосредственно  из  интервью,  респондентов  можно  разделить  несколько  групп:

1  группа  —  Влияние  на  интерес  оказали  друзья.  (2  респондента)

2  группа  —  Влияние  на  интерес  оказали  семья  и  друзья.  (3  респондента)

3  группа  —  Влияние  оказало  СМИ.  (1  респондент)

Стоит  отметить,  что  наибольшее  влияние  оказали  и  семья,  и  друзья  на  музыкальный  интерес  у  респондентов.  На  втором  месте  по  степени  своего  влияния,  оказалась  группа  «друзья»,  их  общее  число  составило  2  респондента.  И  самую  низшую  графу  заполнила  группа  «СМИ»,  в  которую  вошел  всего  1  респондент.

Поэтому  можно  сделать  вывод,  что  семья,  а  так  же  и  друзья  имеют  возможность  формировать  музыкальный  вкус,  а  так  же  его  регулировать  в  зависимости  от  своих  принятых  правил  и  норм.

Так  же  не  менее  важным  фактором,  на  наш  взгляд,  является  лояльность  со  стороны  респондентов  по  отношению  к  тем  музыкальным  жанрам,  к  которым  они  не  проявляют  интерес.  Данный  вопрос  был  сформулирован  следующим  образом:  «Может,  есть  какие-то  музыкальные  жанры,  к  которым  вы  испытываете  симпатию,  или  может  антипатию?».  Данный  вопрос  формулировался  в  зависимости  от  того,  как  проходило  интервью,  и  каким  образом  респондент  отвечал  на  вопросы.

Из  интервью  с  респондентом  Л:  «Антипатию  я  м,  как  сказать.  Испытываю  я  к  репу  и  к  современной  попсе.  По  крайней  мере,  к  русской,  если  американская  она  еще  имеет  какие-то  определенные  биты,  имеет  какую-то  суть,  то  наша  русская,  к  сожалению,  абсолютно  не  подлежит,  по  моему  мнению,  для  прослушивания».

Из  интервью  с  респондентом  Б:  «Антипатия  вызывает,  лишь  только  Спиткор.  Симпатию…  опять-таки  музыка,  которая  просто  понравится.  Даже  если  там  плохой  вокал,  я  буду  слушать  чисто  из-за  музыки».

Из  интервью  с  респондентом  А:  «…Я  очень  не  люблю  реп,  по-моему,  это  не  песня,  на  мой  взгляд,  и  слишком  уж  они  отрицательные,  либо  грустные.  Как,  например,  как  не  знаю….  Мне  не  нравится,  что  музыка  есть,  а  слова  как  бы  читаются.  Как  молитва  какая-то.  М  и  песни  без  слов,  как  он  как  популярный  сейчас  Dub-step  все  электро,  эти  направления.  Музыка  либо  нет  слов,  либо  они  извращаются,  растягивают,  мне  вот,  это,  вот,  не  нравится».

Из  интервью  с  респондентом  Е:  «…Антипатию  я  испытываю  креп  музыке.  Я  не  считаю  ее  музыкой,  не  конечно  бывают  исключения,  не  спорю,  есть  исключения.  Очень  красиво  поют,  складно,  но  вот,  как  музыку,  не  воспринимаю.  Я  не  понимаю  тех  людей,  которые  слушают  реп». 

Из  интервью  с  респондентом  М:  «М…,  ну,  у  меня  только  к  отдельной  группе  антипатия  есть.  Ну,  допустим  рок,  Rammstein.  Потому  что  я  вообще  не  люблю  эту  группу,  а  так  в  принципе  нормально».

Из  интервью  с  респондентом  Н:  «…те,  которые  мне  не  нравятся,  наверное,…  Сейчас  музыка  такая  пошла,  какие-то  пуки,  крики,  сморкания,  я  даже  не  знаю,  как  это  назвать  еще.  Наверное,  поэтому  не  слушаю.  Еще  мне  нравятся  там  еще….  Так.  У  меня  есть  одногруппница,  корейскую  попсу  слушает,  я  такое  не  смогу  слушать,  мне  не  нравится  язык,  например.  Языки,  которые  такие….  Мне  вот  не  нравится,  например,  французский  язык,  реп  там,  например.  Я  не  пойму,  как  так  можно.  Еще  мне  не  нравится,  я  такое  в  школе  слушала,  сейчас,  наверное,  не  смогу.  Скрим  или  как  его  там,  когда  связки  разрывают.  Я  не  знаю,  как  такое  слушать…».

Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  чаще  всего  респонденты  говорят  об  антипатии  относительно  тех  музыкальных  жанров,  которые  они  не  слушают  и  к  которым  не  проявляют  какой-либо  интерес.  Отметим,  что  при  ответах  на  данные  вопросы  интервью  особой  агрессии  респонденты  не  проявляли.  Иначе  говоря,  по  отношению  к  не  интересующим  жанрам,  респонденты  проявляют  лояльность,  но  при  этом  не  считают  такие  жанры  за  музыку.

Дальнейшее  направление  нашего  исследования  заключалось  в  том,  чтобы  найти  доминирующие  факторы:  для  чего  обычно  используется  прослушивание  музыки,  и  то  при  помощи  чего,  а  главное  где  (места  прослушивания  музыки).  Были  получены  следующие  ответы.  На  наш  взгляд,  эти  факторы,  позволяют  составить  образ  личности  в  современном  обществе.

Для  всех  опрошенных  респондентов  были  характерны  такие  основные  факторы  (табл.  1).

Таблица  1.

Доминирующие  факторы  при  прослушивании  музыки

Когда  слушают  музыку

При  занятии  домашними  делами

При  подготовке  к  учебной  деятельности,  т.  е.  при  выполнении  непосредственно  домашнего  задания  (семинары).

При  занятии  любимыми  делами  (хобби).

При  передвижении  по  делам,  т.е.  по  улице  к  различным  объектам.

Почему  слушают  музыку

Плохое  настроение

Для  фона

Просто  что  бы  расслабиться

Что  бы  насладится  звучанием

Для  чего  слушают  музыку

Что  бы  расслабиться

Поднять  себе  настроение

Излить  накопившийся  негатив

           

 

Можно  сделать  вывод  о  том,  что  независимо  от  прослушиваемого  музыкального  жанра,  опрошенные  респонденты  используют  музыку  в  одних  и  тех  же  целях  и  при  одних  и  тех  же  обстоятельствах.  Данные  обстоятельства  можно  вынести,  как  характерную  схожую  черту  для  всех  респондентов,  вне  зависимости  от  их  музыкальных  предпочтений.

Немаловажным  является  еще  и  то  обстоятельство,  что  в  современном  обществ,  эре  развития  технологий,  все  развивается  очень  стремительно.  Развитие  характерно  для  всех  сфер  в  обществе,  и  музыка  не  является  исключением  в  данном  случае.  Музыка,  как  часть  культуры,  является  неотъемлемой  ее  частью,  но  так  же,  прежде  всего  мы  считаем  что,  музыка  –  это  искусство.  В  связи  с  этим  утверждением,  мы  задавили  респондентам  следующие  вопросы:  «Музыка  —  одно  из  древних  искусств  созданных  человеком.  Как  Вы  считаете,  музыка  как  искусство  что  собой  представляет?»  и  «Есть  ли  что-то,  что  привлекает  вас  в  этом  искусстве,  если  не  брать  во  внимание  ваши  музыкальные  склонности  к  определенным  жанрам?»,  «Вы  хотели  бы  связать  свою  деятельность  с  музыкой,  как  с  искусством?»,  «Что  тогда,  вы  бы,  уже,  как  человек  музыкального  искусства  вкладывали  в  свою  деятельность?»

Отметим,  вопросы  такого  плана  вызвали  затруднение  у  всех  респондентов.

Из  интервью  с  респондентом  Л:  «Как  искусство  музыка,  скорей  всего,  представляет  из  себя  музыку  человеческой  души,  музыку  настроения.  А  поскольку,  играя  человек,  пытается  выразить  себя,  выразить  ту  гамму  чувств,  которая  внутри  него  бушует.  Возможно,  это  какая-то  горечь  или  наоборот  радость.  И,  выплескивая  ее  на  музыку,  когда  можно  поделиться  ей  с  окружающими,  становится  намного  легче».

Из  интервью  с  респондентом  Б:  «Как  искусство,  по-моему,  для  каждого  человека,  оно  будет  представлять  свое.  Если  брать  понятие  вообще  искусство,  то  для  каждого  оно  в  принципе  свое,  поэтому  я  не  смогу  дать  четкого  определения».

Из  интервью  с  респондентом  А:  «…Музыка  должна  быть  без  слов  и  со  словами  ну  я  с  этим  не  задумываюсь,  что  музыка  представляет  из  себя,  как  искусство,  я  просто  ее  слушаю».

Из  интервью  с  респондентом  Е:  «        Хм,  ну  музыка  да,  это  действительно  искусство,  еще  с  древних  времен.  Очень  влияла  на  людей.  Благодаря  музыке,  наверное,  много  было  написано  песен  о  любви,  или  там,  а  переживаниях  человека,  то  есть  очень  эмоциональный  фон  повышался  у  людей  при  прослушивании  музыки,  и  как  бы  она  вдохновляла  людей  на  свершения,  подвиги.  То  есть  это  действительно  искусство.  То  есть  вот  так  примерно  считаю».

Из  интервью  с  респондентом  М:  «Культура,  все,  что  созданное  человеком.  Ну  и  искусство.  Настроение  человека.  Тот  же  Бетховен,  создал  свои  музыкальные  шедевры,  исходя  из  настроения  там».

Из  интервью  с  респондентом  Н:  «Музыка,  как  искусство  не  знаю.  Для  меня  музыка,  просто  послушать,  там  для  расслабления.  Сейчас  музыка,  уже  совсем  не  искусство.  Просто  способ  заработать  деньги  и  все,  поэтому  все  пишут  и  пишут.  А  как  искусство,  это  способ  самовыразиться  у  людей».

Как  видно  из  ответов  респондентов,  музыку  как  искусство  студенты  не  рассматривают.  Это  выражалось  не  только  в  их  сбивчивых  ответах,  но  и  во  внешних  данных:  респонденты  заметно  волновались  и  подолгу  отвечали  на  вопросы  с  паузами.

Но  все  по-своему  говорили  о  том,  что  музыка  это  способ  выразить  чувства  и  то  звучание,  которое  создает  музыка,  их  определенно  привлекает.

Из  интервью  с  респондентом  Л:  «…думаю  настроение,  настроение  музыки,  ритма».

Из  интервью  с  респондентом  Б:  «Самовыражение  людей.  Просто  посыл,  который  пытаются  передать  через  музыку».

Из  интервью  с  респондентом  А:  «…это  не  телевиденье,  которое  можно  смотреть  только  дома,  хорошо  устроившись.  Можно,  например,  вовремя,  когда  тебе  одиноко  и  тепло  слушать,  можно  сказать…  это  тебе  собеседник.  Ну,  когда  тебе  плохо,  ты  можешь  включить  музыку  и  если  это  любимые  авторы,  любимые  исполнители,  то  тебя  может  успокоить  музыка,  может  придать  настроение.  Из-за  того  что  она  разнообразна.  Музыка  без  слов,  когда  та  же  песня,  но  без  слов,  она  помогает  сосредоточиться,  особенно  когда  занимаешься  чем-то».

Из  интервью  с  респондентом  Е:  «…мне  вот  нравится,  например,  игра  на  пианино  …мне  очень  нравится,  как  звучит  пианино.  Ну  и  скрипка.  Тоже  очень  вдохновляющая.Ну  хотя  я  больше  склоняюсь  к  пианино».

Из  интервью  с  респондентом  М:  «Культура,  все,  что  созданное  человеком.  Ну  и  искусство.  Настроение  человека.  Тот  же  Бетховен,  создал  свои  музыкальные  шедевры,  исходя  из  настроения  там».

Из  интервью  с  респондентом  Н:  «…не  знаю.  Для  меня  музыка,  просто  послушать,  там  для  расслабления.  Сейчас  музыка,  уже  совсем  не  искусство.  Просто  способ  заработать  деньги  и  все,  поэтому  все  пишут  и  пишут.  А  как  искусство,  это  способ  самовыразиться  у  людей».

Как  видно  из  ответов  респондентов,  можно  сказать,  что  музыка  как  вид  искусства  привлекает  их  своим  звучанием  и  в  качестве  способа  расслабления.  Таким  образом,  музыка  в  современном  обществе  привлекает  своим  содержанием  (тексты  песен,  мелодии  и  т.  д.).

Так  же  на  наш  взгляд  важно  и  то,  каким  образом  музыка  оказывает  влияние  на  образ  жизни  людей,  если  оно  как  таковое  существует.  По  внешним  данным  респондентов,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  музыка  оказала  влияние  на  внешние  особенности  только  у  одного  респондента,  на  остальных  респондентах  внешних  отличительных  признаков  не  было.  Но  для  того,  чтобы  уточнить  оказала  ли  музыка  влияние  на  глубинные  особенности  личности,  мы  задавали  следующий  вопрос:  «В  целом,  если  говорить  о  музыке  и  вас  в  настоящем,  она  оказала  какое-нибудь  влияние  на  ваш  образ  жизни,  взгляды?». 

Из  интервью  с  респондентом  Л:  «Да,  в  свое  время  музыка  мне  заменила  семью,  друзей.  Ну,  когда  было  действительно  трудно,  музыка  стала  действительно  моим  счастьем  и  без  нее  себя  уже  не  представляю».

Из  интервью  с  респондентом  Б:  «В  целом,  да.  Музыка  помогает  думать  и  размышлять  в  свободное  время.  Ну  и  вообще  музыка  последнее  время,  так  скажем  для  меня  один  из  способов  концентрации.  Я  уже  в  полной  тишине  работать  не  могу».

Из  интервью  с  респондентом  А:  «Сложно  сказать,  я  же  слушаю  музыку  всю  свою  сознательную  жизнь.  Поэтому  я  даже  не  знаю,  оказывает  она  влияние  или  нет.  Единственное,  что  помогает  найти  людей,  которые  разделяют  мои  вкусы  и  может,  как  то  влиять  слегка  на  стиль  одежды.  Хотя  я  не  одеваюсь  так,  как  мне  хотелось  бы».

Из  интервью  с  респондентом  Е:  «Не,  наверное,  другой  интерес  повлиял  на  мою  музыку,  а  не  музыка  на  интерес.  Благодаря  какому-то  хобби  своему,  я  стал,  мне  кажется  именно  так  мыслить.  То  есть  вот  так  вот».

Из  интервью  с  респондентом  М:  «Думаю,  что  нет,  не  оказала  никакого  влияния».

Из  интервью  с  респондентом  Н:  «Можно  сказать  что  да,  оказала.  Слушала  там,  в  школе  какой-то  рок,  ходила  там,  на  концерты  и  общалась  там  с  людьми.  И  сейчас,  да  оказала».

Как  видно  из  ответов,  полученных  от  респондентов,  музыка  в  той  или  иной  степени  оказывала  влияние  на  их  сферы  жизни,  в  которых  они  находятся.  Но  так,  же  стоит  отметить,  что  для  некоторых  музыка  до  такой  степени  связанная  с  их  жизнью,  что  они  даже  не  могут  ответить  на  то,  оказала  ли  она  какое-либо  влияние.

В  качестве  итога  можно  сказать,  что  музыка  способна  изменят  у  личности  различные  не  только  их  взгляды  на  различные  вещи,  но  так,  же  влиять  на  их  восприятия  реальности  и  восприятие  окружающего  их  социального  мира.

Данное  исследование  позволило  изучить  особенности  формирования  музыкальной  культуры  у  молодого  человека,  а  так  же  то  каким  образом  музыкальная  культура  оказывает  влияние  на  личность  индивида,  его  повседневную  жизнь.  Музыка  является  стимулом  основной  деятельности,  дополнять  и  в  тоже  время  вносит  разнообразие  в  повседневность.  Музыкальная  культура  молодого  человека  отличается  разнообразием  жанров,  служит  способом  для  стимуляции  основного  вида  деятельности,  а  так  же  способствует  концентрации  внимания  и  мышления,  но  при  этом  музыкальная  культура  не  является  основным  видом  деятельности.  Это  говорит  о  том,  что  у  современной  молодежи  существуют  другие  приоритеты  и  ценности  для  осуществления  своей  деятельности,  как  членов  социальных  групп,  в  которые  они  включены.

 

Список  литературы:

  1. Адорно  Т.  Избранное:  социология  музыки.  //  Университетская  книга.  М.;  СПб.  —  445  с.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://hren-morkovkin.ucoz.ru/load/0-0-0-29-20
  2. Колчинская  В.Ю.  Виды  музыкальной  деятельности  //  Материалы  III  Всероссийского  социологического  конгресса  /  Секция  16.  Социология  культуры.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.isras.ru/abstract_bank/1208267483.pdf

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий