Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иннокентьева К.А., Кысылбаикова М.И. ЦЕННОСТЬ В ПОНИМАНИИ ДЕТЕЙ США И РОССИИ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Х. ЛИ «УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА» И А. ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА») // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЦЕННОСТЬ  В  ПОНИМАНИИ  ДЕТЕЙ  США  И  РОССИИ  ПРОШЛОГО  СТОЛЕТИЯ  (НА  ПРИМЕРЕ  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  Х.  ЛИ  «УБИТЬ  ПЕРЕСМЕШНИКА»  И  А.  ГАЙДАРА  «ТИМУР  И  ЕГО  КОМАНДА»)

Иннокентьева  Кюнняй  Алексеевна

студент  Института  зарубежной  филологии  и  регионоведения  Северо-Восточного  федерального  университета  им.  М.К.  Аммосова,  РФ,  г.  Якутск

E-maillovelybraile@mail.ru

Кысылбаикова  Марина  Ильинична

старший  преподаватель  кафедры  английской  филологии  и  регионоведения  Института  зарубежной  филологии  и  регионоведнения  Северо-Восточного  федерального  университета,  РФ,  г.  Якутск

 

В  наши  дни  общество  подвергается  постоянному  изменению  и  это  также  отражается  на  духовной  жизни  человека.  Экономический  и  технический  процесс  находятся  на  ступени  выше,  чем  духовный.  Подрастающее  поколение  обусловлено  выбором  своих  духовных  ценностей  еще  и  ввиду  «материальных  благ»,  налицо  изменение  ориентиров. 

Трудности  такого  выбора  велики,  особенно  на  ранних  этапах  становления  личности.  Множество  болезненных  явлений  современной  жизни,  —  от  наркомании  до  «безмотивной»  преступности,  от  культа  вседозволенности  и  агрессивности  до  равнодушия  к  любой  целенаправленной  деятельности,  особенно  широко  распространенных  в  подростковой  и  молодежной  среде,  так  или  иначе  связано  с  этими  трудностями  [3].

В  нашем  исследовании  мы  опираемся  на  следующее  определение  «концепта»  В.И.  Карасика:  «ментальные  образования,  которые  представляют  собой,  хранящиеся  в  памяти  человека  значимые,  осознаваемые,  типизируемые  фрагменты  опыта»  [4,  с.  12].

В.В.  Воробьев  утверждает,  что  различие  между  культурами  состоит  в  значимых  нюансах,  выделяемых  при  сравнении  больших  концептуальных  объединений  (концептосфер). 

Множественные  характеристики  дадут  более  веские  основания  для  того,  чтобы  сделать  выводы  о  специфике  менталитета  того  или  иного  народа.  Концепт  опирается  на  «лингвокультурологическое  поле  —  иерархическую  систему  единиц,  обладающих  общим  значением  и  отражающим  в  себе  систему  соответствующих  понятий  культуры»  [1,  с.  60]. 

Актуальность  данной  работы  состоит  в  том,  что  впервые  выделяется  концепт  "ценности"  именно  у  детей,  возраст  8—14  лет.  Выявление  восприятия  концепта  может  помочь  воспитанию  подрастающего  поколения,  стать  материалом  для  издания  учебных  пособий  по  методике  преподавания  английского  языка  для  российских  школьников.  Для  более  полной  характеристики  используются  художественные  произведения  носителей  данных  культур:  Харпер  Ли  «Убить  пересмешника»  и  Аркадия  Гайдара  «Тимур  и  его  команда». 

Целью  исследования  является  сравнение  ценности  детей  России  и  Америки  прошлого  столетия.  Выбор  именно  этих  произведений  обусловлен  тем,  что  в  них  показано  тяжелое  время  для  обеих  стран,  поведение  детей  в  гуще  событий.  В  Америке  —  расизм,  в  России  —  предвоенное  время.  Обе  книги  написаны  с  мечтой  о  новом  обществе,  бескорыстной  помощи,  настоящей  дружбе  и  преданности.

Как  подчеркивает  В.И.  Карасик,  центром  концепта  всегда  является  ценность,  поскольку  концепт  служит  исследованию  культуры,  а  в  основе  культуры  лежит  именно  ценностный  принцип  [5,  с.  15].

Главные  героини  данных  книг  —  две  девочки,  Женя  и  Джин-Луиза,  примерно  одного  возраста.  Абсолютно  разные  на  первых  взгляд,  но  возраст,  тяжелые  жизненные  ситуации,  желание  помочь  окружающим  делают  данных  героинь  схожими  по  характеру.

В  обоих  произведениях  акцент,  основа  нравственно-духовного  мира  ребенка  —  семья,  руководит  становлением  личности,  вырабатывает  комплексное  виденье  мира.  Блестящее  произведение  Харпер  Ли  показывает  нам  мир  глазами  ребенка,  повествование  ведется  от  первого  лица.  Джейн-Луиза  и  ее  старший  брат  разделяют  взгляды  своего  отца,  Аттикуса  Финча  —  талантливого  адвоката,  который  взялся  за  заведомо  проигрышное  дело,  защищая  чернокожего  человека,  обвиненного  в  изнасиловании  молодой  белой  женщины.  Сам  факт  влияния  поведения  родителей  на  формирование  ребенка  очевиден,  поскольку  родители  практически  всегда  выступают  для  ребенка  как  значимые  другие,  служат  моделями  для  подражания,  могут  поощрять  или  наказывать  [7,  с.  145].

Тимуровцы  —  образцовые  пионеры,  советские  ребята,  безвозмездно  помогающие  семьям  фронтовиков,  пожилым  или  больным  людям.  Они  взяли  на  себя  роль  защитников  слабых  и  беззащитных,  когда  все  мужчины  ушли  на  фронт.  Каждый  человек  в  их  обществе  —  это  одна  большая  семья,  которая  призвана  помогать  друг  другу.  Женя  вдохновлена  поступками  тимуровцев,  их  мировоззрением,  в  ней  просыпается  восхищение  и  уважение  к  Тимуру,  стремление  подражать.

Патриотизм  —  основа  любой  идеологии,  если  общество  обладает  им,  то  оно  способно  решить  любую  проблему.  Грань  между  любовью  к  своей  нации  и  ненавистью  к  другим  всегда  задает  вопросы.  Вспомним  остро  стоящую  проблему  расизма  в  Америке.  Расизм  в  США  существовал  с  самого  основания  государства.  Общество,  основанное  белыми  людьми,  различающимися  по  своим  национальным  и  религиозным  признакам,  сильно  отличалось  своим  отношением  к  другим  группам.  Жертвами  расизма  стали  небелые  коренные  жители  —  индейцы  —  и  негры-рабы.  Афроамериканцы  были  на  «низшем  положении»,  терпели  постоянные  упреки  и  унижения,  их  растили  с  идеей,  что  они  хуже  «белых».  Аттикус  в  произведении  «Убить  пересмешника»  выступает  как  романтический  герой,  человек,  который  идет  против  идеологии  своего  народа  ради  благополучия  и  равенство  всего  американского  общества  независимо  какой  цвет  кожи  они  имеют.  Джин-Луиза  —  маленький  патриот,  продолжатель  мыслей  своего  отца:  «Но  ведь  никто  не  рождается  грамотный,  всем  надо  учиться  с  самого  начала.  Уолтер  знаешь  какой  способный,  он  только  иногда  отстаёт,  потому  что  пропускает  уроки,  ведь  ему  надо  помогать  отцу.  А  так  он  человек  как  человек.  Нет,  Джим,  по-моему,  все  люди  одинаковые.  Просто  люди»  [8,  с.  65].

Вера  —  основа  любой  идеологии,  она  позволяет  нам  быть  всем  вместе,  никогда  не  сдаваться,  чтобы  не  произошло.  И  в  самое  тяжелое  время  для  нашей  страны  —  годы  Великой  Отечественной  войны,  которая  по  разным  подсчетам  унесла  жизни  около  27  миллионов  наших  граждан.  Героизм  самопоржетвование,  труд  —  истинные  проявления  веры.  Дети  видят  этот  мир  настоящим,  они  отражение  сущности  нашего  великого  национального  характера:  «Мы  клянёмся  всё  время  бить  фашистов,  по-всякому  вредить  им.  Мы  будем  мстить  за  расстрелянных  и  замученных  женщин,  детей,  стариков.  Кровь  за  кровь!  Никто  из  нас  не  испугается,  не  отступит  и  не  изменит.  За  измену  и  трусость  —  смерть»  [2,  с.  41].  Сложно  представить,  что  пришлось  пережить  психике  детей,  которые  ежедневно  чувствовали  утрату,  страх,  голод,  но  главный  герой  повести  Тимур  не  убегает  от  проблем,  он  напрямую  с  ними  борется:  «Из  этого  дома  человек  ушёл  в  Красную  Армию.  И  с  этого  времени  этот  дом  находится  под  нашей  охраной  и  защитой».

В  произведении  «Тимур  и  его  команда»  выявлены  следующие  ценности:  честь,  дружба,  патриотизм,  защита  слабых,  помощь  ближнему.  Тогда  как  в  произведении  американского  автора  «Убить  пересмешника»  выделены  следующие  ценности:  доверие,  поддержка,  уважение,  свобода  и  искренность,  дружба.  Герои  Харпер  Ли  больше  склонны  к  индивидуализму,  тогда  как  гайдаровские  герои  к  социальной  общности.  Также  наблюдается  значимое  различие  между  восприятием  окружающего  мира:  американские  дети  более  идеализированы,  русские  больше  подготовлены  к  суровой  реальности,  они  самостоятельны,  американцы  напротив  ищут  поддержку  со  стороны  родных,  для  американской  семьи  обязательно  одобрение  старшего  в  семье.

Итак,  подведем  итог  ценностей  американцев  и  русских.  К  числу  американских  традиционных  ценностей  относится  «уважение  к  главным  общественным  институтам  —  к  семье,  религии,  общине»,  к  демократическим  свободам  и  правам  человеческой  личности  (право  на  свободу,  право  личности  на  владение  собственностью»  [6,  с.  27],  связь  личной  свободы  с  экономической  независимостью),  все  те  права,  которые  закреплены  в  американской  Конституции.

Стержнем  нашей  национальной  русской  культуры  выступает  главенство  духовного  над  материальным:  труд,  справедливость,  вера,  православие,  любовь  к  земле  и  служение  Отчизне  вплоть  до  самопоржетвования,  приоритет  государства  над  личностью. 

Наше  исследование  показывает,  что  все  дети  едины  в  потребности  мечтать,  их  цели  могут  различаться,  но  стремление  сделать  этот  мир  лучше  присуще  для  детей  обоих  народов.  Мечта  —  для  ребенка  необязательно  должна  быть  легко  осуществимой,  но  высокой.

 

Список  литературы:

  1. Воробьев  В.В  Лингвокультурология:  теория  и  методы:  учеб.  пособие.  М.:  Издательство  Российского  университета  дружбы  народов,  1997.  —  с.  60 
  2. Гайдар  А.П.  Тимур  и  его  команда:  худ.  литература.  М.:  Знание,  1977  —  с.  41.
  3. Делигенский  Г.Г.  Социально-политическая  психология  —  2010.  —[Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dilig/  (дата  обращения  06.11.2014).
  4. Карасик  В.И.  И.А.  Стернин.  Антология  концептов:  учеб.  пособие.  В.:  Парадигма,  2007.  —  с.  12.
  5. Карасик  В.И.  Этноспецифические  концепты.  Введение  в  когнитивную  лингвистику:  учеб.  пособие.  Кемерово:  Графика,  2004  —  с.  15.
  6. Пайнс  Б.  Пер.с  англ.;  Введ.  и  общ.  ред.  А.Ю.  Мельвиля.  Назад  к  основам:  учеб.  пособие.  М.:  Просвещение,  1984  —  с.  27.
  7. Райгородский  Д.Я.  Самосознание  и  защитные  механизмы  личности:  учеб.  пособие.  Самара:  Бахрах  М,  2003  —  С.  145.
  8. Harper  Lee.  To  kill  a  mockingbird:  худ.  литература.  СПб.:  Каро,  2013  —  с.  65.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.