Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Илашов Д.Б. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАВНОПРАВИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf (дата обращения: 22.08.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ  РАВНОПРАВИЯ  ГРАЖДАН  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ:  ОСНОВНЫЕ  ПОДХОДЫ

Илашов  Дамир  Биржанович

магистрант  Федерального  государственного  бюджетного  образовательного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Саратовский  государственный  университет  имени  Н.Г.  Чернышевского»,  РФ,  г.  Саратов

E-maildamir.ilashov@yandex.ru

Комкова  Галина  Николаевна

научный  руководитель,  д-р  юрид.  наук,  профессор  Федерального  государственного  бюджетного  образовательного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Саратовский  государственный  университет  имени  Н.Г.  Чернышевского»,  РФ,  г.  Саратов

 

Равноправие  как  правовая  категория  недостаточно  изучено  и  представляет  собой  интересный  объект  научных  исследований.  Институт  права  сосредоточен  на  одной  из  форм  проявления  социальной  справедливости  —  социальном  равенстве.  Именно  поэтому  на  неразрывную  связь  справедливости,  равенства  и  права  указывает  большинство  правоведов,  исследовавших  эти  проблемы.  Очевидно,  что  равенство  в  общественной  жизни  в  полной  мере  неосуществимо  и  никогда  еще  в  истории  не  было  реализовано.  Неравенство  людей  по  своим  физическим  и  умственным  способностям,  материальному  положению  и  другим  признакам  неизбежно.  Забвение  неравенства  фактических  возможностей  в  процессе  правотворчества  привело  бы  к  неравенству  правовых  «стартовых»  возможностей  людей.  Поэтому  социальная  справедливость  в  подобных  случаях  восстанавливается  путем  принятия  специальных  юридических  норм,  например,  вводящих  для  отдельных  категорий  работников  сокращенный  рабочий  день,  удлиненный  или  дополнительный  отпуск  и  т.  д.  С  другой  стороны,  для  того,  чтобы  правовая  мера  выражала  реальное  равенство  правовых  возможностей,  обеспечивающие  ее  юридические  нормы  должны  дифференцироваться  обоснованно.  Значит,  нормативное  требование  принципа  социальной  справедливости  звучит  так:  в  нормах  права  не  должно  быть  никаких  необоснованных  льгот  и  преимуществ,  извращающих  равенство  правовых  возможностей  в  интересах  определенных  социальных  групп,  отдельных  людей.

Категория  равенства  глубоко  вошла  в  общественную  жизнь,  превратилась  в  неотъемлемую  часть  человеческого  общества,  одним  из  условий  его  функционирования,  равенства  стало  объектом  исследования  известных  правоведов  настоящего  и  мыслителей  прошлого:  Аристотеля,  Г.  Гегеля,  М.  Вебера,  В.И.  Ленина,  К.  Маркса,  Ф.  Энгельса,  Н.И.  Матузова,  А.В.  Малько,  Л.С.  Мамут  и  др.  Равенство  явилось  одним  из  образующих  элементов  юриспруденции,  правовой  системы  и  права  в  целом.

В  1948  г.  ст.  1  Всеобщей  декларации  прав  человека  провозгласила  равенство  всех  людей  в  их  достоинстве  и  правах.  Фундаментальные  международно-правовые  документы  содержат  аналогичные  формулировки:  ст.  7  Международного  пакта  об  экономических,  социальных  и  культурных  правах,  ст.  14  Европейской  конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод.  Позиции  правоведов,  рассматривающих  институт  правового  равенства  с  различных  точек  зрения,  существенно  разнятся:  равенство  является  определяющим  признаком  права,  важнейшим  принципом  правового  государства,  правовой  основой  гражданского  общества,  демократической  ценностью  социального  государства  и  т.  п.  Исходной,  ключевой  и  идеальной  целью  равенства  является  установление  именно  между  людьми  отношений,  отвечающих  принципам  справедливости,  законности,  сопоставимости  и  соответствия  их  возможностей,  прав  и  свобод.  Это  означает,  что  каждый  должен  иметь  одинаковую,  равную  меру  свободы  действий  в  жизни,  труде  и  потреблении,  все  должны  находиться  в  равных  «стартовых»  условиях.  Остальное  зависит  от  человека,  его  энергичности,  способностей,  предприимчивости  и  т.  п.

Правовое  равенство  предполагает  в  первую  очередь  отсутствие  каких-либо  ограничений  прав  и  свобод  граждан  либо  привилегий  по  признаку  происхождения,  социального  и  имущественного  положения,  расовой  и  национальной  принадлежности,  пола,  образования,  языка,  отношения  к  религии,  рода  и  характера  занятий,  места  жительства  и  других  обстоятельств.  Речь  идет  о  равенстве  возможностей  независимо  от  естественных  и  социальных  свойств  личности.  Известно,  что  имеются  отдельные  категории  граждан,  физиологические,  возрастные  и  другие  особенности  которых  порождают  неравенство  фактических  возможностей  людей  в  общественных  отношениях  (женщины,  несовершеннолетние,  инвалиды  и  др.).  Под  фактическими  возможностями  подразумеваются  как  обусловленные  биологической  природой  человека  его  способности,  задатки,  особенности,  которые  могут  реализовываться  в  повседневной  жизни,  так  и  естественные  социально-экономические  условия,  окружающие  людей.  Справедливым  при  определенных  обстоятельствах  может  быть  и  неравенство:  с  иных  позиций,  как  исключения  из  принципа  равенства  перед  законом,  подтверждающего  правило,  следует  оценивать  положения  о  неприкосновенности  некоторых  специальных  субъектов  —  Президента,  депутатов  Государственной  Думы,  членов  Совета  Федерации,  судей.

Институт  равноправия,  закреплённый  в  ст.  19  Конституции  РФ,  многоаспектен,  основан  на  следующих  принципах:  равенство  всех  перед  законом  и  судом;  равенство  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  независимо  от  расы,  национальности,  происхождения;  гендерное  равноправие  [3].  Положение  ч.  1  ст.  19  Конституции  РФ  фундаментально  шире  закреплённого  в  ч.  2  ст.  6  основного  закона  равенства  зафиксированных  в  Конституции  прав,  свобод  и  обязанностей  для  каждого  гражданина  РФ.  Взаимосвязь  положений  этих  статей  очевидна:  тождественность  совокупности  прав  и  обязанностей  лиц  перед  законом  предполагает  их  равенство  между  собой.  Разница  в  том,  что  ч.  2  ст.  6  наделяет  равноправием  лишь  граждан  Российской  Федерации.  В  ч.  1  ст.  19  же  напротив,  закрепляется  всеобщее  равенство  в  полном  соответствии  с  принципом  абсолютной  справедливости.  То  есть  ст.  19  Конституции  РФ  универсальна  в  отношении  совокупности  субъектов,  на  которых  она  распространяется:  это  граждане  РФ,  иностранные  граждане,  лица  без  гражданства.

Однако,  провозглашенный  в  Конституции  РФ  принцип  равенства  вовсе  не  означает,  что  государство  должно  предоставлять  абсолютно  идентичные  права  как  иностранным  гражданам  и  лицам  без  гражданства,  так  и  своим  собственным  гражданам:  например,  граждане  Российской  Федерации  обладают  исключительными  политическими  правами,  которые  недоступны  иностранным  гражданам  (избирательные  права  [3,  ст.  32],  право  на  участие  в  референдуме  [3,  ст.  3]  и  др.).

Чрезвычайно  важен  принцип  равенства  всех  перед  судом,  предусмотренный  той  же  ч.  1  ст.  19.  Реализация  этой  уникальной  нормы,  являющейся  частью  как  материального  права,  так  и  процессуального  права,  чрезвычайно  трудоёмка,  требует  постоянного  контроля  со  стороны  государства.  Она  распространяет  своё  действие  как  на  физических  лиц,  так  и  других  участников  процессуальных  правовых  отношений  с  судом.  Судебное  разбирательство  является  наиболее  эффективным  законным  средством  защиты  и  восстановления  прав  и  свобод.  В  связи  с  этим  декларируемое  равноправие  граждан  при  осуществлении  правосудия  гарантируется  объективностью  суда,  который  не  отдаёт  предпочтение  участвующим  в  процессе  субъектам  по  признакам  их  государственной,  социальной,  половой,  расовой,  национальной,  принадлежности  либо  в  зависимости  от  происхождения,  имущественного  и  должностного  положения,  убеждений,  а  также  иным  основаниям,  не  предусмотренным  законом  [4].  Таким  образом,  обеспечивается  справедливость  правосудия,  объективность  в  рассмотрении  дел.

Положения  ч.  2  Ст.  19  Конституции  РФ  устанавливают  императивный  запрет  на  «любые  формы  ограничения  прав  граждан  по  признакам  социальной,  расовой,  национальной,  языковой  или  религиозной  принадлежности»  [2].  За  нарушение  принципа  равноправия,  то  есть  проявление  одной  из  форм  дискриминации,  ст.  136  УК  РФ  предусматривает  уголовную  ответственность:  штраф  в  размере  от  ста  тысяч  до  трехсот  рублей,  лишение  права  занимать  определенные  должности,  обязательные  работы,  исправительные  работы,  либо  принудительными  работы  на  срок  до  пяти  лет  либо  лишение  свободы  на  тот  же  срок.

Конституционный  принцип  равноправия  и  недопущения  дискриминации  по  тому  или  иному  признаку  распространяет  своё  влияние  на  всю  систему  правового  регулирования.  Этот  принцип  конкретизирован  в  текущем  законодательстве  (ст.  1.4  КоАП  РФ,  ст.  6  ГПК  РФ,  ч.  4  ст.  15  УПК  РФ).  Зачастую  конституционный  принцип  равноправия  приобретает  специальное  нормативное  воплощение  —  к  примеру,  в  совокупность  норм,  обеспечивающих  всеобщее  равное  избирательное  право,  равенство  парламентских  партий  при  освещении  их  деятельности  в  СМИ,  равный  доступ  граждан  к  государственной  службе  [4,  с.  1]  и  др.

Несмотря  на  то,  что  ч.  2  статьи  19  Конституции  РФ  устанавливает  запрет  в  том  числе  на  половую  дискриминацию,  отдельно  гендерному  равенству  посвящена  ч.  3  статьи.  Буквальное  толкование  этой  нормы  не  требуется:  мужчина  и  женщина  не  равны  по  своим  возможностям  уже  исходя  из  своей  гендерной  принадлежности.  Кроме  того,  учитываются  физиологические  различия,  детородная  функция  женщины,  в  связи  с  чем  Конституцией  РФ  гарантируется  защита  материнства  [2,  с.  38].  Это  положение  нашло  своё  отражение  в  текущем  законодательстве:  в  Трудовом  кодексе  РФ,  Семейном  кодексе  РФ,  Федеральном  законе  №  81-ФЗ  «О  государственных  пособиях  гражданам,  имеющим  детей»,  Федеральном  законе  №  323-ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской  Федерации»  и  др.  Кроме  того,  более  тридцати  международных  нормативных  актов  содержат  нормы  об  охране  материнства:  Конвенция  Международной  Организации  Труда  №  3  об  охране  материнства,  Конвенция  Международной  Организации  Труда  №  103  об  охране  материнства,  Европейская  Социальная  Хартия  ETS  №  163  и  др.  Очевидно,  эти  нормы  вовсе  не  закрепляют  равенство  прав  мужчин  и  женщин,  но  дают  значительные  преференции  лицам  женского  пола,  что  представляется  мне  разумным.  Принцип  защиты  материнства,  по  моему  мнению,  является  показательным  примером  законодательно  закреплённого  объективного  неравенства,  не  противоречащего  принципу  справедливости.  К  сожалению,  институту  отцовства,  который  упоминается  в  ст.  7  и  ст.  72  Конституции  РФ,  в  отличие  от  института  материнства,  не  уделяется  столь  пристальное  внимание  в  федеральном  законодательстве.  В  условиях  возросшего  количества  отцов-  одиночек  этот  законодательный  пробел  критичен.

Таким  образом,  конституционный  принцип  равноправия  граждан  всеобъемлющ  и  многогранен.  Закрепление  в  национальном  законодательстве  принципа  равноправия  выступает  «индикатором»  демократичности  государственного  регулирования  правовых  отношений.  Соблюдение  равноправия  и  недопущение  дискриминации  в  государстве  позволяет  сформировать  крепкий  фундамент  гражданского  общества.  Конституционный  принцип  равноправия  граждан  —  это  завоевание  цивилизации  и  правовой  науки,  которое  требует  заботливого  обращения  и  соблюдения. 

 

Список  литературы:

  1. Комментарий  к  Конституции  Российской  Федерации  (постатейный)  /  Под  ред.  В.Д.  Зорькина,  Л.В.  Лазарева  //  Доступ  из  СПС  «Гарант»  (дата  обращения  05.10.2014  г.).
  2. Конституция  Российской  Федерации  (принята  всенародным  голосованием  12.12.1993  г.)  (с  учетом  поправок,  внесенных  Законами  РФ  о  поправках  к  Конституции  РФ  от  30.12.2008  г.  №  6-ФКЗ,  от  30.12.2008  №  7-ФКЗ)  (ред.  от  05.10.2014  г.)  //  СЗ  РФ.  28.07.2014.  №  30  (ч.  1).  Ст.  4202.
  3. О  системе  государственной  службы  Российской  Федерации:  Федеральный  закон  от  27.05.2003  №  58-ФЗ  (ред.  от  02.07.2013)  //  СЗ  РФ  28.07.2014.  №  30  (ч.  1).  Ст.  4247.
  4. О  судебной  системе  Российской  Федерации:  Федеральный  конституционный  закон  от  31.12.1996  №  1-ФКЗ  (ред.  от  05.02.2014)  //  СЗ  РФ  10.02.2014.  №  6.  Ст.  551.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Вайпан Виктор Алексеевич 13.04.2016 18:47
Не хорошо заниматься плагиатом. Прошу сослаться на мой текст, который был заимствован как из моей кандидатской диссертации, так и из последующих работ.

Оставить комментарий