Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова М.И. МЕТАФИЗИКА СМЕРТИ СЛУЧАИ М.В. СУШКОВА, В.М. ГАРШИНА, А.К. ТОЛСТОГО // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf (дата обращения: 17.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 МЕТАФИЗИКА  СМЕРТИ  СЛУЧАИ  М.В.  СУШКОВА,  В.М.  ГАРШИНА,  А.К.  ТОЛСТОГО

 

Иванова  Мария  Ивановна

студент  3  курса,  кафедра  русской  и  зарубежной  литературы  СВФУ,  РФ,  г.  Якутск

E-mail:  777ruslit@mail.ru

Сизых  Оксана  Васильевна

научный  руководитель,  канд.  филолог.  наук,  доцент  СВФУ,  РФ,  г.  Якутск

 

Тема  смерти  привлекает  внимание  литературоведов,  философов,  психологов,  представителей  многих  наук.  С.В.  Роганов  на  портале  «Сетевая  словесность»  поместил  солидную  работу  «Метафизика  смерти.  Правдоподобный  миф»  [6].  В  своем  труде  писатель,  публицист,  философ  рассуждает  о  «процессе  умирания»  в  контексте  современной  культуры.  Психолог,  автор  «Московского  терапевтического  журнала»  психологического  университета,  А.Б.  Холмогорова  [9],  выявляет  источники  страха  смерти,  среди  которых  называет  одиночество  и  разобщенность  людей,  что  соотносится  с  писателями  М.В.  Сушковым,  В.М.  Гаршиным  и  А.К.  Толстым.  Психолог  А.П.  Лаврин  [4]  характеризует  смерть  как  естественное  событие  и  усматривает  в  ней  аспект  обрядовой,  мифологической  символики  разных  народов.

Факт  видимой  конечности  существования  всего  живого,  извечный  поиск  ценности  и  смысла  жизни  ставят  перед  человеком  проблему  постижения  смерти  как  одного  из  предельных  оснований  бытия.  Изучая  творчество  писателя,  вдумчивый  читатель  углубляется  в  его  биографию,  чтобы  понять  произведение.  Однако  и  уход  писателя  из  жизни,  причины  его  смерти  оказываются  важными  для  формирования  образа  художника  слова.

Для  исследования  выбраны  следующие  писатели:  М.В.  Сушков,  В.М.  Гаршин  и  А.К.  Толстой,  так  как  говорить  о  достаточной  изученности  их  творчества  преждевременно.  Последнее  связано  с  тем,  что  сегодня  современной  литературной  наукой  оказалось  востребовано  то,  о  чем  писать  ранее  было  не  принято.

Под  метафизикой  смерти  мы,  вслед  за  А.В.  Рогановым,  понимаем  исследование  ее  природы,  объективных  и  субъективных  причин  на  основе  существующих  разысканий  биографов  писателей.  Направление  исследовательской  мысли  связано  с  попыткой  и  стремлением  осмыслить  смерть  писателя  с  точки  зрения  философии,  онтологического  начала  в  художественном  произведении.

Михаил  Васильевич  Сушков.  Родился  в  1775  году.  Его  отец  в  царствование  Павла  I  был  губернатором;  мать  —  писательница  и  переводчица.  В  1792  году  в  журнале  «Дело  от  безделья»  напечатаны  оды,  шарады,  логогрифы  М.В.  Сушкова,  а  также  переведенная  с  французского  языка  «Полная  баснословная  история»  в  трех  частях,  содержавшая  в  себе  сведения  по  греческой  мифологии.  В  этом  же  году  М.В.  Сушков  покончил  жизнь  самоубийством.  Обращаем  внимание  на  увлечение  17-летнего  юноши  мифами  Древней  Греции,  которые  оказали  влияние  на  формирование  его  мировоззрения,  в  котором  усматривается  юношеский  максимализм.  Приведем  доказательство:  согласно  оставленному  им  завещанию,  имущество  велено  раздать  нищим,  кроме  попов,  а  «свои  людям»  дать  отпускную  [7].

После  гибели  молодого  человека  среди  его  рукописей  был  найден  роман  «Российский  Вертер»,  по  заверениям  самого  автора  написанный  в  течение  трех  дней.  В  начале  XIX  в.  неизвестный  издатель  попытался  представить  повесть  М.В.  Сушкова  как  оправдание  самоубийства  автора  любовью  к  некой  девушке.  Во  второй  половине  XIX  в.  историки  литературы  определили  «Российского  Вертера»  как  пример  русского  сентиментализма.  Роман  написан  раньше  «Бедной  Лизы»  Н.М.  Карамзина.  Как  считает  В.Н.  Еремин,  в  «Российском  Вертере»  юный  М.В.  Сушков  не  просто  описал  душевные  страдания  и  самоубийство  героя.  Автор  фактически  расписал  хронику  собственной  грядущей  смерти  [3,  с.  18].

В  1770—1780-х  гг.  в  Западной  Европе  среди  образованной  молодежи  был  распространен  вертеризм,  т.  е.  мода  на  специфическое  поведение.  Вершиной  вертеризма  стало  страшное  увлечение  суицидом  среди  юношей.  Не  зря  именно  в  те  времена  было  сказано:  «Ни  одна  очаровательная  женщина  не  вызвала  столько  самоубийств,  как  Вертер»  [3,  с.  18].  В  России  самым  известным  среди  таких  «особо  духовно  близких»  к  европейской  аристократии  юношей  оказался  М.В.  Сушков.

XIX  век  сначала  в  Европе,  а  затем  и  в  России  стал  временем  романтизации  идеи  самоубийства.  Как  отмечает  современная  исследователь  Ирина  Паперно,  это  было  время,  когда  «самоубийство  становится  одним  из  центральных  символов  эпохи»  [5,  с.  19].

В  1801  году  роман  в  письмах  «Российский  Вертер»  выходит  в  свет.  В  части  «От  сочинителя»  М.В.  Сушков  характеризует  молодого  человека  как  индивида  с  «пылким  сложением,  чувствительным  сердцем...  рано  начавшим  питать  свой  разум  философией»  [7].  На  наш  взгляд,  авторская  ремарка  «словом,  такой,  каков  был  ближе  к  моему  нраву»  [7],  появляющаяся  в  предисловии  после  процитированных  строк,  свидетельствует  о  «болезни  ума»  литературного  персонажа  и  депрессивном  психотипе  М.В.  Сушкова. 

Ряд  строк  из  «Российского  Вертера»  свидетельствует  о  пессимистических  размышлениях  М.В.  Сушкова  над  жизнью:

Что  в  свете  жизнь?  Она  претяжкое  есть  бремя.

Что  сей  прекрасный  свет?  Училище  терпеть.

Что  каждый  миг  есть?  Зло  и  будущих  зол  семя

Зачем  родимся  мы?  Поплакав,  умереть.

Что  злато,  почести?  Младенчески  игрушки,

Которыми  всегда  играет  смертных  род.

Счастлив,  кто  в  жизнь  свою  не  покидал  гремушки,

Взглянул  и  зрит  себя  могилы  у  ворот;

Но  пусть  бы  оными  играли  мы  без  спора,

Насильством  не  чиня  один  другому  слез,

Напротив,  кто  достал  побольше  сего  сора,

Тот  всех  пятой  гнетет,  главу  свою  вознес.

Почто  же  цепь  ее  с  спокойным  оком  вижу?

Сегодня  ль,  завтра  ли  она  должна  упасть,

Итак,  коль  я  себе  свободы  час  приближу,

Могу  ли  новую  тем  заслужить  напасть?

Не  оскорблю  тебя  сей  мыслию,  владыко!

Незлобив  ты,  и  я  отца  в  тебе  найду;

А  хоть  навек  умру,  то  бедство  невелико,

К  тебе  или  к  земле  с  отвагою  иду…

Живот  и  смерть  моя  теперь  в  руках  моих.

Вот  исцеление  или  отрава  люта  — 

Из  света  изведет  меня  одна  минута.

Катонов  твердый  дух  весь  должен  страх  презреть,

И  равно  для  него  заснуть  иль  умереть  [7].

Семантика  образа  жизни  определена  метафорами  «бремя»,  «миг»,  «терпение»,  которые  противопоставлены  «прекрасному  свету»  в  идеале.  Цель  рождения  человека  лирический  герой  повести  видит  в  смерти.  Лексика  с  мортальной  коннотацией  выражает  центральную  мысль  поэта  о  бессмысленности  человеческого  существования  и  ограниченности  восприятия  действительности  человеком.  Собственно,  это  объясняется  авторским  выбором  в  качестве  героя  Вертера  нервного  одинокого  юноши.  Трагедию  17-летний  М.В.  Сушков  видит  в  «свинцовых  мерзостях  жизни»,  лишающих  ее  смысла  и  ввергающих  человека  в  бездну  пороков.

Всеволод  Михайлович  Гаршин.  Родился  в  1885  году  в  имении  Приятная  Долина  Екатеринославской  губернии  в  дворянской  офицерской  семье.  Пятилетним  ребенком  В.М.  Гаршин  пережил  семейную  драму,  сказавшуюся  на  его  здоровье  и  в  значительной  степени  повлиявшую  на  мироощущение  и  характер.  Его  мать  влюбилась  в  воспитателя  старших  детей  П.В.  Завадского,  организатора  тайного  политического  общества,  и  бросила  семью.  Отец  пожаловался  в  полицию,  П.В.  Завадского  арестовали  и  сослали  в  Петрозаводск.  Мать  переехала  в  Петербург,  чтобы  навещать  ссыльного.  Ребенок  стал  предметом  острого  раздора  между  родителями.  Описанная  ситуация  стала  причиной  психического  нездоровья  будущего  писателя.

В  начале  80-х  гг.,  как  отмечают  биографы,  обострился  психический  недуг  писателя.  При  этом  болезнь  называлась  наследственной,  и  в  качестве  доказательства  оговаривалось,  что  проявлялась  она,  когда  В.М.  Гаршин  был  еще  подростком  [3,  с.  20].  Сопоставив  известные  факты  из  биографии  писателя,  мы  выявили  закономерность.  В  большинстве  случаев  болезнь  писателя  давала  о  себе  знать  при  особых  экстремальных  обстоятельствах.  Так,  казнь  революционера  Млодецкого,  за  которого  В.М.  Гаршин  пытался  вступиться  перед  властями,  вызвала  новый  приступ.  Современники  писателя  характеризуют  В.М.  Гаршина  как  неравнодушного  к  чужой  беде  человека,  толерантного  и  невероятно  сопереживающего  ближнему.  Один  из  товарищей  по  гимназии  с  удивлением  отмечает  стремление  В.М.  Гаршина  бороться  с  мировым  злом  в  юношеские  годы:  «Нередко  бывало,  что  этот  веселый  на  вид,  безграмотный  гимназист  вдруг  присмиреет,  смолкнет,  будто  недоволен  собой  и  окружающими  …  Иногда  при  этом  с  уст  его  срывались  замечания  о  том,  что  необходимо  бороться  со  злом…  устроить  счастье  всего  человечества  [6].

Между  тем,  около  двух  лет  В.М.  Гаршин  провел  в  харьковской  психиатрической  лечебнице.  В  1883  писатель  женится  на  Н.М.  Золотиловой,  слушательнице  женских  медицинских  курсов.  В  эти  годы,  которые  В.М.  Гаршин  считал  самыми  счастливыми  в  своей  жизни,  создан  лучший  его  рассказ  —  «Красный  цветок».  Отобранные  фрагменты  из  рассказа  воссоздают  жуткую  атмосферу  клиники:  «Нового  больного  отвели  в  комнату,  где  помещались  ванны.  И  на  здорового  человека  она  могла  произвести  тяжелое  впечатление,  а  на  расстроенное,  возбужденное  воображение  действовала  тем  более  тяжело.  Это  была  большая  комната  со  сводами,  с  липким  каменным  полом,  освещенная  одним,  сделанным  в  углу,  окном;  стены  и  своды  были  выкрашены  темно-красною  масляною  краскою;  в  почерневшем  от  грязи  полу,  в  уровень  с  ним,  были  вделаны  две  каменные  ванны,  как  две  овальные,  наполненные  водою  ямы»  [1].  Описание  больничной  комнаты  обнаруживает  элементы  импрессионистической  манеры.  Прежде  всего,  это  передача  непосредственного  впечатления  от  реальной  действительности  при  помощи  изображения  нюансов  цвета,  материала,  из  которого  сделаны  предметы,  окружающие  героя,  размеров  вещей,  объема  пространства.  Однако  В.М.  Гаршин  к  социальным  проблемам  относится  с  пристрастием,  пытается  их  решить,  в  то  время  как  импрессионисты  лишь  созерцали  окружающую  их  действительность.

Чуткость  В.М.  Гаршина  по  отношению  к  насилию  в  обществе  отражается  в  художественном  произведении  в  мрачных  сценах.  Критики  и  биографы  писателя  говорят  об  особой  душевной  организации  писателя,  которая  предопределяет  художественные  особенности  его  прозы.  Автобиографический  герой  В.М.  Гаршина  наделен  способностью  погружаться  в  свой  и  чужой  внутренний  мир  человека,  чтобы  разобраться  со  смыслом  жизни.  Приемы  самоанализа  и  монолога  персонажа  В.М.  Гаршина  нацелены  на  выявление  ценности  человеческой  личности.

Приблизительно  через  год  после  написания  рассказа  «Красный  цветок»  у  В.М.  Гаршина  наступает  тяжелая  депрессия.  24  марта  1884  года  во  время  одного  из  припадков  В.М.  Гаршин  сводит  счеты  с  жизнью  —  бросается  в  лестничный  пролет.  Добрый,  искренний,  доверчивый  человек,  переживал  семейные  разлады  матери,  жены  и  жены  брата,  которые  своими  житейскими  скандалами  ускорили  его  печальный  конец.  Пока  у  тяжелобольного  человека  не  случился  роковой  припадок,  на  первом  месте  в  их  семье  было  выяснение  отношений  между  собой.

В.М.  Гаршина  называют  иррациональным  гуманистом.  Писателя  не  волновали  ни  материальные,  ни  моральные  выгоды  от  помощи  попавшим  в  беду  людям,  ближним  его.

Алексей  Константинович  Толстой.  Русский  писатель  и  общественный  деятель  из  рода  графов  Толстых  родился  в  1882  году  в  Николаевске  Самарской  губернии.  Отец  —  граф,  старший  брат  художника  Федора  Петровича  Толстого.  Мать  —  Анна  Алексеевна  Перовская,  воспитанница  графа  Алексея  Кирилловича  Разумовского.  Она  разошлась  с  мужем  сразу  после  рождения  ребёнка  по  неизвестным  причинам.  Вместо  отца  Алексея  воспитывал  дядя  по  матери  Алексей  Алексеевич  Перовский,  известный  писатель,  печатавшийся  под  псевдонимом  Антоний  Погорельский.

В  1834  году  А.К.  Толстого  определили  «студентом»  в  московский  архив  Министерства  иностранных  дел.  С  1837  года  он  служил  в  русской  миссии  в  Германии,  в  1840  году  получил  службу  в  Петербурге  при  царском  дворе.

28  сентября  1875  года  во  время  очередного  приступа  головной  боли  А.К.  Толстой  случайно  ввёл  себе  большую  дозу  морфия,  которым  лечился  по  предписанию  врача.  Эта  инъекция  привела  его  к  гибели.

В  стихотворении  1875  года  «Земля  цвела.  В  лугу,  весной  одетом…»  есть  строки: 

Но  трезв  был  ум,  и  чужд  ему  восторг,

Надежды  я  не  знал,  ни  опасенья…

Кто  ж  мощно  так  от  них  меня  отторг?..

Со  злобой  дня  души  постыдный  торг

Стал  для  меня  без  смысла  и  значенья,

Для  всех  тревог  бесследно  умер  я

И  ожил  вновь  в  сознанье  бытия»  [8].

В  процитированном  фрагменте,  как  и  стихотворении  в  целом,  присутствует  рассудочная  рефлексия.  Синтез  эстетического  и  философского  начал  указывает  на  медитативную  специфику  стихотворения. 

Плавность  ритмико-интонационной  организации  текста,  мелодика  стиха  поддержаны  метафизическим  мотивом  смерти  и  бессмертия  человека.  Молитвенный  строй,  выражающийся  через  семантические  элементы  текста:

Не  шелестя  над  головой  моей,

В  прозрачный  мрак  деревья  улетали;

Сквозной  узор  их  молодых  ветвей,

Как  легкий  дым,  терялся  в  горней  дали  [8].

Синтаксис  стихотворной  речи  приближает  текст  стихотворения  к  аллегорическому  стиху-молитве.

А.К.  Толстой  отрицал  бесовщину,  сетовал  по  поводу  «духовной  болезни»  человека,  отрекшегося  от  Бога.

Исследователь  В.Н.  Еремин  задает  вопрос:  «Самоубийство  это  было  или  трагическая  ошибка»?  [3,  с.  26]

Сторонники  вероятности  суицида  аргументируют  свою  позицию  совокупностью  следующих  причин  [3,  с.  27].  Во-первых,  Толстой  понимал,  что  обречен,  что  бессмысленно  продолжать  борьбу  за  существование  и  продлевать  постоянно  усиливающиеся  мучения.  Во-вторых,  под  действием  морфия  у  писателя  был  наркотический  психоз.  В-третьих,  на  душе  А.К.  Толстого,  привыкшего  к  роскошной  жизни,  тяжелейшим  камнем  лежала  возможность  скорого  разорения.

В.Н.  Еремин  пишет,  что  «по-настоящему  вескими  можно  считать  первые  два  аргумента»  [3,  с.  27].  Но  Толстой  никогда  не  относился  к  жизни  легкомысленно,  чтобы  прервать  ее  по  своему  усмотрению.  Он  был  человеком  верующим  и  полагал,  что  каждый  обязан  перестрадать  выпавшие  на  его  долю  муки.  С  другой  стороны,  А.К.  Толстому  не  было  свойственно  под  влиянием  ситуации  менять  свои  принципы  и  отвергать  идеалы.  Вся  жизнь  писателя  и  его  творения  утверждают  невозможность  его  самоубийства.

По  поводу  возможности  разорения.  Прошение  о  возвращении  на  службу  свидетельствует  о  том,  что  А.К.  Толстой  не  только  намеревался  продолжать  жить,  но  и  рассчитывал  получить  материальную  поддержку  от  царя.

Таким  образом,  метафизика  смерти  М.В.  Сушкова,  В.М.  Гаршина,  А.К.  Толстого  объясняется  субъективными  и  объективными  причинами,  среди  которых  выделяем:  потрясения  в  период  детства  или  юношества,  особое  состояние  здоровья,  идейно-эстетические  принципы  творчества,  складывающиеся  на  основе  миропонимания  писателя.  В  зависимости  от  мировоззрения  каждый  из  художников  слова  по-своему  преодолевает  трудности,  встречающиеся  на  жизненном  пути.

 

Список  литературы:

  1. Гаршин  В.М.  Красный  цветок.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  аz.lib.ru/g/garshin_w_m/text_0040.shtml  (дата  обращения  22.04.2014).
  2. Гаршин  В.М.  Каждая  буква  стоила  мне  капли  крови»,  или  Гамлет  сердца.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/samoubiystva/article/2627/‎  (дата  обращения  24.04.2014).
  3. Еремин  В.Н.  Тайны  смерти  русских  писателей.  М.:  Вече,  2011.  —  368  с.
  4. Лаврин  А.П.  Символика  смерти  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://symbolist.ru/deadsymbols/teosofia.html  (дата  обращения  22.04.2014).
  5. Паперно  И.  Самоубийство  как  культурный  институт.  М.:  Новое  литературное  обозрение,  1999.  —  256  с.
  6. Роганов  С.В.  Метафизика  смерти.  Правдоподобный  миф.  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.netslova.ru/roganov/metaphysics-of-death-1.html  (дата  обращения  22.04.2014).
  7. Сушков  М.В.  Российский  Вертер  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.:  az.lib.ru/s/sushkow_m_w/text_0020.shtml  (дата  обращения  22.04.2014).
  8. Толстой  А.К.  Земля  цвела.  В  лугу,  весной  одетом…  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.vilavi.ru/raz/aktol/vurd/vurd.shtml  (дата  обращения  22.04.2014).
  9. Холмогорова  А.Б.  Страх  смерти:  культуральные  источники  и  способы  психологической  работы  //  Московский  психотерапевтический  журнал.  —  2003.  —  №  2.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://psyjournals.ru/mpj/2003/n2/Holmogorova.shtml  (дата  обращения  22.04.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий