Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузнецова Е.С., Грызлова А.М. СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И АННЫ АХМАТОВОЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 43 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И АННЫ АХМАТОВОЙ

Кузнецова Евгения Сергеевна

студент 3 курса, ИФЖиМКК ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

Грызлова Анастасия Максимовна

студент 3 курса, ИФЖиМКК ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

Коваленко Елена Михайловна

научный руководитель,

доктор философских наук, профессор кафедры перевода и ИТЛ ИФЖиМКК ЮФУ,

г. Ростов-на-Дону

Введение. Наше видение мира во всём разнообразии его красок напрямую зависит от удивительной способности человеческого разума различать цвета и оттенки объектов окружающей нас действительности. Учёные давно выяснили, что цвета оказывают определенное психологическое воздействие на человека, вызывая у него различные эмоции и чувства. Каждый цвет обладает своей психологической силой, посредством которой он не только соотносится в нашем сознании с тем или иным объектом реальности, вызывая при этом определенные предметные ассоциации, но и определяет наше мироощущение, душевное и эмоциональное состояние. Одной из характеристик цвета является его эстетическая направленность, которая формирует познание мира через чувственное восприятие предмета.

С давних времён люди придавали особое значение символике цвета и «чтению красок». В последнее время исследования, посвященные психологии цвета, приобрели особую популярность в таких гуманитарных дисциплинах, как лингвистика, литературоведение, культурология, что привело к появлению нового научного понятия – «цветосемантика», которое, согласно А. П. Журавлеву, можно рассматривать как «спектр контекстуальных смыслов цвета» [9, с. 397]. Изучение цветосемантики позволяет открывать новые аспекты языковой личности, её национальные и культурные особенности, мировосприятие и психологические особенности, поэтому особый интерес такой подход представляет при анализе поэтического текста. Цвет в поэзии обладает силой, формирующей реальность поэта, выступает в качестве одной из основных характеристик внутреннего мира лирического героя, передавая глубины его душевных переживаний. Символика цвета в поэзии «овеществляет» эмоции, выводя их в зрительный ряд [10, c. 141].

Для изучения цветосемантики в поэзии мы обратились к двум ярким представительницам русской литературы ‑ Анне Ахматовой и Марине Цветаевой, внесшим необычайный вклад в развитие поэзии Серебряного века. Обе поэтессы, ставшие основательницами классической женской поэзии в России, хотя и писали на близкие темы, основной из которых, несомненно, была тема любви, воспринимали мир по-разному. Их стили письма уникальны, неповторимы и отличны друг от друга, однако обе они довольно часто обращались в своей поэзии к цвету, создающему общую эмоциональную атмосферу их текстов.

Целью исследования является выявление и анализ цветовой лексики в творчестве М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой. Мы полагаем, что анализ семантики цвета в текстах двух великих поэтесс позволит глубже познать их поэтический мир, установить возможные сходства и различия в их восприятии мира.

Обзор литературы. Феномен цвета и его влияния на психофизическое состояние человека стал предметом изучения многих исследователей. На значимость цвета как явления природы обращал внимание еще Аристотель: «Все живое стремиться к цвету» [1, с. 235]. Позднее эта мысль была отражена и в работе известного швейцарского художника и теоретика искусства И. Иттена «Искусство цвета», в которой он утверждает невозможность мира без красок, олицетворяя цвет с самой жизнью: «Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу» [6, с. 10].

Основы исследования импрессивной стороны цвета заложил немецкий поэт И. В. Гёте, согласно воззрениям которого каждый цвет оказывает свое уникальное воздействие, как на физическое состояние человека, так и на его духовный мир. Гёте считал, что в рамках искусства цвет можно использовать «для содействия высшим эстетическим целям» [4, с. 89].

Использование цвета как поэтического приема в лирических произведениях впервые появляется в начале эпохи романтизма ‑ до этого цвет, как правило, употреблялся в упрощенном метафорическом смысле, не неся при этом особой смысловой нагрузки [3, с. 198]. По мнению Ф. Н. Новикова, цвет является одним из ключевых компонентов художественного произведения. Изучение семантической стороны цветообозначений в их непосредственном контексте способствует более глубокому пониманию символической и эмоциональной стороны произведения [8, с. 186].

Одной из самых масштабных работ, посвященных цветообозначениям, в отечественной лингвистике можно считать работу Н. Б. Бахилиной «История цветообозначений в русском языке», в которой автор исследует особенности употребления цветовой лексики в русском языке на протяжении длительного периода времени: от эпохи первых памятников ‑ до конца XVII века [2, с. 12]. Е.А. Таныгина в работе «Образ цвета в сознании носителя языка» рассматривала употребление цветовой лексики в национальном контексте. По ее мнению, ассоциативные образы того или иного цвета напрямую зависят от менталитета народа и культурных факторов его развития [11, с. 3].

Проблему семантики цвета в творчестве А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой изучали многие отечественные исследователи. Л. Ф. Соловьева в диссертации «Поэтика цветописи в сборниках Анны Ахматовой "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Anno Domini", "Подорожник": Психологический аспект» рассматривает красный, черный и белый цвета в лирике поэтессы на основе ее нескольких сборников. Г. С. Скороспелкина в статье «Архетип цвета в поэтике А.А. Ахматовой» уделяет внимание цветописи в лирике поэтессы в контексте национальной семантики словесных образов. Попытка обобщить всю информацию о цветописи Цветаевой была предпринята в работе Е. Б. Коркиной «Заметки о цветописи М.И. Цветаевой». Однако, следует сказать, что комплексного исследования, посвященного сопоставлению использования цветописи в лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой проведено не было.

Основная часть. Для исследования цветосемантики в творчестве М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой, выбраны поэтические тексты, представленные в Национальном корпусе русского языка (далее НКРЯ) [7]. Поэтический корпус НКРЯ предоставляет доступ к собранию стихотворений различных авторов в электронной форме, выборка которых была осуществлена лингвистами, а, следовательно, является репрезентативной и достаточной для проведения исследовательской работы. Кроме того, НКРЯ отличается доступностью, простотой, удобством использования и позволяет быстро производить поиск лексических единиц и грамматических категорий.

В поэтическом корпусе НКРЯ представлено 1468 стихотворений М.И. Цветаевой и 945 стихотворений А.А. Ахматовой. С помощью лексико-грамматического поиска НКРЯ были выявлены цвета, которые использовали поэтессы в представленных текстах, и подсчитаны частоты вхождения наименований встретившихся цветов и оттенков (см. рис. 1, 2).

Рисунок 1. Наименования цветов в текстах М.И. Цветаевой.

 

Рисунок 2. Наименования цветов в текстах А.А. Ахматовой.

 

Полученные данные показывают, что в стихотворениях М.И. Цветаевой представлено значительное большее разнообразие цветов и их оттенков. При этом наиболее часто употребляемыми наименованиями цветов в текстах обеих поэтесс являются «чёрный» и «белый». Используя возможности НКРЯ, мы провели анализ контекстов употребления этих цветов в текстах каждой из них.

Чёрный цвет. В НКРЯ найдено 149 стихотворений М.И. Цветаевой, в которых употребляется наименование черного цвета, что составляет 227 вхождений, и 108 стихотворений А.А. Ахматовой и 122 вхождения наименований черного цвета.

Заметим, что семантика черного цвета у большинства народов в основном негативна. Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель близкого человека. В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби, в Японии – знаком печали.

Проанализировав семантику чёрного цвета в найденных текстах, мы пришли к выводу, что у обеих поэтесс «чёрный» обладает негативной характеристикой, ассоциируется с грустью, тоской, наполняет атмосферу стихотворения глубоким чувством трагичности и тревоги, погружая в ожидание пугающих, горестных событий. Так, в стихотворениях М.И. Цветаевой 1916 года черный цвет символизирует чувство трагедии и боли:

Расскажи, сгорающий небосклон, Про глаза, что черны от боли… (из стихотворения «Златоустой Анне ‑ всея Руси...»)

Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы (из стихотворения «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!»)

В стихотворении «Я вижу тебя черноокой, ‑ разлука» семантика черного цвета сужается и превращается в конкретное трагическое чувство, связанное с разлукой с любимым человеком:

Я вижу тебя черноокой, ‑ разлука! Высокой, ‑ разлука! ‑ Одинокой, ‑ разлука!

Во многих произведениях А.А. Ахматовой, в которых употреблен черный цвет, чувствуется опустошенность лирического героя, зачастую передающееся через краски природы:

Черна вдали рождественская ель, Кричит ворона, кончилась метель. (из поэмы «Русский Трианон»)

В коннотациях «Поэмы без героя», «чёрный» передаёт атмосферу трагичности, ассоциируется с бесноватостью и порочностью:

Рот ее сведен и открыт, Словно рот трагической маски,

Но он черной замазан краской И сухою землей набит.

Белый цвет. Белый с давних времён воспринимается людьми как цвет позитивных эмоций и обозначает радость, мир, чистоту, благо, веселье духа, а также высокие чувства, божественность, священность и невинность. С недавних пор, преимущественно в культуре Европы, «белый» стал приобретать негативную семантику и ассоциироваться с холодом, смертью, одиночеством, жестокостью, болью, молчанием и ненавистью [5, с. 1478].

Согласно данным, полученным из НКРЯ, абсолютная частота употребления белого цвета у Цветаевой составляет 243 вхождения, а у Ахматовой белый цвет встречается 121 раз.

Белый в поэзии Цветаевой и Ахматовой имеет схожую эмоциональную окраску и противопоставляется чёрному, вызывая ряд положительных эмоций, чувство возвышенного, божественного, невинного, сокровенного:

Мне белый день чернее ночи, ‑ Ушла любимая с другим! (М.И. Цветаева)

Тебе ‑ белый свет, Пути вольные,

Тебе зорюшки Колокольные. (А.А. Ахматова «Любовная»)

В некоторых стихотворениях «белый» означает святость, непорочность, обращение к божеству:

Оградил меня Господь Белым знаменем. (М.И. Цветаева «Наградил меня Господь…»)

За окном крылами веет Белый, белый Духов день.

Помоги моей тревоге, Белый, белый Духов день! (А.А. Ахматова «Небо мелкий дождик сеет»)

Однако иногда белый цвет получает негативную семантическую окраску и символизирует смерть, страдание, боль, тоску, олицетворяет события войны и даже становится символом патриотического чувства:

Белый был ‑ красным стал: Кровь обагрила.

Красным был ‑ белый стал: Смерть побелила. (М.И. Цветаева «Ох грибок, ты мой грибочек, белый груздь»)

Белым камнем тот день отмечу, Когда я о победе пела,

Когда я победе навстречу, Обгоняя солнце, летел (А.А. Ахматова «С самолёта»)

Различия видны в тенденции использования белого цвета в качестве авторского эпитета с предметами, которые имею особую важность для поэтесс, и раскрывают в сочетании с белым внутреннее состояние лирического героя. У М.И. Цветаевой белый часто употребляется с типичными для него существительными, такими как «зима», «лебеди», «свет», «страница». Характерно, что слово «белая» является постоянным авторским эпитетом к слову дорога:

Я подымаюсь по белой дороге, Пыльной, звенящей, крутой (из стихотворения «Встреча с Пушкиным»)

В произведениях А.А. Ахматовой просматривается тенденция передачи при помощи белого цвета описания конкретных мест («белый дом», «церкви белы»), человека («белой ручкой», «на груди твоей, снега белей»), явления природы («белой луне», «ночи белые», «белого дня»).

Красный цвет. Особое внимание нам бы хотелось уделить цветосемантике красного цвета. Из рис. 1 видно, что красный цвет является любимым у М.И. Цветаевой. Из 1468 поэтических произведений, предоставленных в НКРЯ, Цветаева использует красный цвет в 123 документах 250 раз. Причем в одном стихотворении красный может встречаться от 1 до 10 раз, т.е. можно сказать, что некоторые ее произведения «окрашены в красный». С помощью инструментов НКРЯ нами был проведен детальный анализ контекстов употребления наименования красного цвета со всеми частями речи в произведениях М.И. Цветаевой. Наиболее часто поэтесса употребляет красный цвет с существительными (158 вхождений в НКРЯ), поэтому рассмотрим данную категорию более подробно. НКРЯ позволяет производить поиск по семантическим признакам той или иной части речи, поэтому нами были выделены следующие группы существительных, с которыми Цветаева употребляет красный цвет наиболее часто.

Одушевленные существительные (всего 8 вхождений), наиболее частое употребление ‑ красная девица (3). Данные словосочетания показывают традиционное отношение к красному цвету в русском языке, красный в данном случае означает красивый:

Хочешь красного потомства ‑ С красной девицей сходись! (из переводного сборника «Народные песни»)

Животные (всего 14 вхождений), наиболее частые – бык (4), конь (4). «Красный Бычок» ‑ так называется поэма Цветаевой, в которой она иносказательно называет всех большевиков – красным быком, который гонится за идеологическими противниками. Таким образом, красный здесь олицетворяет ее отношение к советской власти.

Красный бычок… Большевичок…

Интересно также рассмотреть в данном контексте словосочетание «красный зверь». Красный здесь синоним прилагательного «бунтарский», т.к. данное словосочетание относится к реально существовавшей исторической личности – Степану Разину.

Растения (всего 6 вхождений): наиболее частые – мак (3). Красный в данном случае отражает естественный цвет растения, но даже здесь красный в некоторых случаях (а именно, «красный мак») используется для образного описания отношения к большевикам:

Я ‑ большак, Большевик, Поля кровью крашу. Красен ‑ мак, Красен ‑ бык, Красно ‑ время наше!

Однако в другом стихотворении («Болезнь») красный мак становится полноправным лирическим героем:

Забавлял ее на грядке Болтовнею красный мак.

Вещества и материалы (всего 8 вхождений), наиболее частые – кровь (2). В одном из стихотворений красная кровь вызывает такие ассоциации как боль, муки, Цветаева говорит о том, что где-то страдают люди и льется кровь:

Пока я в полночный час На красные губы льстилась ‑ Там красная кровь лилась (из стихотворения «Комедьянт»).

Однако в другом стихотворении кровь, напротив, вызывает светлые чувства ‑ в контексте стихотворения лирический герой клянется на своей крови, что на его плечах не будет никакой другой ноши, кроме как ноши Мира:

Красною кровью своей клянусь И головою своей кудрявой ‑ Ноши не будет у этих плеч, ‑ Кроме божественной ноши ‑ Мира! (из стихотворения «Доблесть и девственность»)

В данной категории также интересно рассмотреть словосочетание красный лоскут, в котором красный олицетворяет силу, мощь, непоколебимость лирического героя:

Стройную мощь выкрутив в жгут Мой это бьет ‑ красный лоскут! (из стихотворения «Огнепоклонник! Красная Масть!»)

Пространство и место (всего 12 вхождений), наиболее частые – площадь (2), солнце (2). Красная площадь встречается у Цветаевой в стихотворениях, посвященных Москве. Что касается солнца, то издревле на Руси солнце называли красным, т.е. прекрасным, красивым, очень хорошим.

В данной семантической категории также интересно словосочетание «под красною луною», имеющее зловещий смысл:

Знать, под красною луною В час недобрый родилась! (из стихотворения «ВАЖА ПШАВЕЛА ЭТЕРИ»)

Инструменты и приспособления (всего 22 вхождений): самые частые – юбка (5). Такая частота употребления красного цвета в словосочетании «красная юбка» встречается в стихотворении «Памяти Г. Гейне», которое буквально наполнено оттенками красного и непосредственно самим красным цветом; здесь красный передает мятежное, решительное настроение, недаром, в самом начале стихотворения Цветаева пишет:

Хочешь не хочешь ‑ дам тебе знак! Спор наш не кончен ‑ а только начат!

Части (всего 19 вхождений), наиболее частые – губы (5), листья (2). Красные губы у Цветаевой ассоциируются с красотой, пылкостью натуры, страстью:

Пока я в полночный час На красные губы льстилась (из стихотворения «Комедьянт»).

У всех лихорадка в глазах и лесть На красных губах, и такая страсть… (из стихотворения «Как много красавиц, а ты – один»)

Множество и совокупности объектов (всего 14 вхождений), самые частые – цвет (3), армия (2). Красная Армия встречается в стихотворениях, посвященных гражданской войне:

Красна Армия ‑ хозяюшкой… Опускаются, снижаются… (из поэмы «Перекоп»)

… Сала и масла гарного! Да здравствует красная [армия]. (из поэмы «Увод»)

Интересно обратить внимание на словосочетание красный цвет, который встречается в 3 стихотворениях, в каждом из которых отношение Цветаевой к нему разное. В стихотворении «Леты слепотекущий всхлип...» красный – это цвет ностальгии и грусти:

Маковый… / ‑ ибо красный цвет Старится, ибо пурпур – сед

В памяти, ибо выпив всю ‑ Сухостями теку.

А в поэме «Увод» Цветаева пишет:

‑ Господа, секрет: Отвратителен красный цвет.

Из рис. 2 видно, что у А.А. Ахматова наименование красного цвета встречается гораздо реже, чем наименования чёрного и белого цветов. В поэтическом корпусе НКРЯ найдено 29 документов, в которых Ахматова использует красный цвет, при этом вхождений всего лишь 30. Количество существительных, с которыми употребляется красный у Ахматовой, намного меньше, чем у Цветаевой. Согласно данным НКРЯ, таких существительных 23, одно из которых не относится ни к какой семантической категории (черти). Рассмотрим, в каких семантических категориях существительного встречается «красный» у Ахматовой.

Растения (всего 3 вхождения): Красный в сочетании с растениями используется у Ахматовой и как цветовая характеристики (И прутья красные лозы из стихотворения «Все обещало мне его...»), и как семантическая окраска любви, веры, надежды:

Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице. (из стихотворения «Не любишь, не хочешь смотреть?»)

Вещества и материалы (всего 7 вхождений). Красный цвет встречается у поэтессы в сочетании с существительным вино и связан с чувством любви, страсти:

И белые нарциссы на столе, И красное вино в бокале плоском…

…Дрожала, принимая поцелуй, И пела кровь: блаженная, ликуй! (из стихотворения «Ждала его напрасно много лет...»)

Словосочетания «красные брызги», «красной влагой», «красной кровью» создают мрачную атмосферу стиха и символизируют страдания, страх, тревогу, напряжённость:

Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля:

Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля (из стихотворения «Можжевельника запах сладкий...»)

Пространство и место (всего 2 вхождения). В данной категории красный используется в качестве эпитета для описания предметов (А сторож у красных ворот), однако даже здесь красный цвет способствует созданию определённой атмосферы. В стихотворении «У самого моря» красный используется в описании природы, в самом стихотворении царит атмосфера оживления, радости:

Вдруг подобрело темное море, Ласточки в гнезда свои вернулись,

И сделалась красной земля от маков, И весело стало опять на взморье.

Здания и сооружения (всего 2 вхождения). Красный здесь приобретает довольно негативную семантическую окраску и ассоциируется с невозвратимым прошлым, тоской по нему, горестью, страданием:

Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь еще посмотреть

На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила (из стихотворения «Лотова жена»).

Другое стихотворение поэтессы кажется пророчеством, и красный цвет здесь влечёт за собой негативное восприятие, чувство обречённости, безысходности и противопоставляется блаженному миру:

Не в таинственную беседку Поведет этот пламенный мост:

Одного в золоченую клетку, А другую на красный помост. (из стихотворения «Не в таинственную беседку...»)

Инструменты и приспособления (всего 4 вхождения). В стихотворении «Под коломной» красный используется вместе с существительным в составе метафоричного описания растения: «И гуляют маки в красных шляпах…»

Интересно использование красного в стихотворении «Все, ‑ кого и не звали, ‑ в Италии...». Здесь красный становится обозначением низшего, обделённого мира, в котором вынужден находиться лирический герой:

Я осталась в моем зазеркалии, Где ни света, ни воздуха нет,

Где за красными занавесками Все навек повернулось вверх дном…

Вместилища (всего 2 вхождения). Красный в данной категории связан с воспоминаниями о любви и душевной тоской героини по своему возлюбленному:

Красный дом твой нарочно миную, Красный дом твой над мутной рекой,

Но я знаю, что горько волную Твой пронизанный солнцем покой. (из стихотворения «О тебе вспоминаю я редко...»)

Свет (всего вхождений 1). Здесь красный служит для описания природного явления «зарево», однако данное сочетание слов даёт дивную характеристику высокому клёну и передаёт читателю красоту переулка, к которому герой питает глубокую любовь:

А напротив – высокий клен Красным заревом обагрен… (из стихотворения «Третий Зачатьевский»).

Использование красного в качестве эпитета к слову «черти», которое НКРЯ не отнёс ни к какой семантической категории, ещё раз демонстрирует негативное восприятие красного цвета А.А. Ахматовой и его ассоциативность со зловещим:

Умирая, томлюсь о бессмертье. Низко облако пыльной мглы…

Пусть хоть голые красные черти, Пусть хоть чан зловонной смолы! (из стихотворения «Умирая, томлюсь о бессмертье...»)

Заключение. Итак, красный цвет в поэзии М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой получает разнообразную семантическую окраску ‑ как положительную, так и отрицательную, но, чаще всего, красный символизирует боль, страдание и страсть, что особенно характерно для поэзии А.А. Ахматовой, которая буквально пронизана негативной семантикой красного цвета, за исключением тех стихотворений, где «красный» даёт цветовую характеристику объектам и явлениям действительности. В поэзии Цветаевой красный цвет более значим, он передаёт множество настроений и находит здесь своё традиционное применение в обозначении красоты в категории одушевлённых существительных. У Цветаевой наблюдается тенденция прибегать к использованию красного цвета в отражении своих политических взглядов.

Таким образом, цвет занимает особое место в поэзии, символично отражая мысли и чувства лирического героя и создавая эмоциональный фон стихотворения. Более того, цвет может быть использован при создании неповторимых авторских образов, таких как «красный бычок» у М.И. Цветаевой. Семантика цвета, как правило, близка к его национальной символике, однако каждый автор интерпретирует и детализирует значение цвета по-своему, что придает лирике особый колорит и уникальность. Использование цветописи в поэзии несомненно является одним из лучших поэтических приемов, помогающих читателю глубже проникнуть как во внутренний мир лирического героя, так и самого автора.

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Физика //Сочинения, в 4 т., Т. 3. – М., 1981. – 832 c.
  2. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. ‑ М.: Наука, 1975. – 288 c.
  3. Бондаренко Ю. А. Культурная семантика цвета в поэзии французского и русского символизма. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 3. –198-201 с.
  4. Гёте И. В. Учение о цвете. Теория познания. – Либроком, 2012. – 200 c. 
  5. Григорьева И. Э. Анализ развития Цветовой символики в христианской культуре // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13, №2 (6). – 1476-1481с.
  6. Иттен И. Искусство цвета. – М., 2010. – 96 c.
  7. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс] ‑ Режим доступа. ‑ URL: http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения 01.06.2016).
  8. Новиков Ф. Н. Роль цветообозначений в конструировании художественного текста // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. ‑ Ярославль: ЯГПУ, 2011. ‑ № 2. ‑ Том I. ‑ 186-189 с.
  9. Психология и психоанализ рекламы (личностно-ориентированный подход): учебное пособие. /Под ред. Райгородского Д. Я. ‑ Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. – 752 c.
  10. Скороспелкина Г.С. Архетип цвета в поэтике Ахматовой// Анна Ахматова: поэтика, российский и европейский контекст. ‑ СПб., 2001. ‑ 139-154 с.
  11. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя языка: Автореф. дис. канд. фил. наук. ‑ Курск, 2012. – 19 c.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 43 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.