Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 марта 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Слипченко Е.А. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(40).pdf (дата обращения: 09.07.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слипченко Евгения Александровна

студент 4 курса, кафедра психологии и педагогики начального и дошкольного образования, НТГСПИ, РФ, г. Нижний Тагил

Научный руководитель Трофимова Елена Давидовна

канд. пед. наук, доцент НТГСПИ,

РФ, г. Нижний Тагил

 

Музыкальное воспитание – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Основа музыкального воспитания – активное восприятие музыки. В процессе музыкального восприятия произведения лежат представления о его характере и настроении, а так же наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых они переданы. На основе восприятия ребенку легко найти внешние действия, ясно выражающие музыкальный образ. Такими действиями могут стать выразительные движения [2].

Формирование навыков общения это важное условие нормального психического развития ребёнка, а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни.

В ДОО существует проблема дефицита невербального общения на музыкальных занятиях. В большинстве теоретических и методических работ по проблеме музыкального воспитания, общение ограничивается беседой с детьми об услышанном музыкальном произведении. В процессе музыкального воспитания музыкальными работниками уделяется недостаточно внимания на невербальное общение детей.

Для того чтобы развивать у дошкольников невербальное общение, необходимо реализовать следующие педагогические условия использования средств невербального общения в процессе музыкального воспитания:

Первое условие связано с выявлением взаимосвязи двигательной основы музыкального искусства и естественной двигательной природы ребенка.

Старшие дошкольники могут определять выразительные акценты, характер ме­лодии, сопровождения. Важно, чтобы дети поняли, что характер музыки передается при помощи определенного сочетания выразительных средств. Нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, зву­чит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко и плав­но. Веселый и радостный характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, мелодией скачкообразной или отрывистой. Тревожность передается с помощью низкого, сумрач­ного регистра, отрывистого звучания. Такие свойства музыки можно моделировать с помощью танцевальных и образных движений тела, что поспособствует осознанию детьми характера музыкального произведения.

Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (мелкими движения­ми пальцев, покачиванием головы в такт музыке и. т. д.). Поэтому движения необходимо использовать в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывисто­го), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) [4, с. 51].

Второе условие – приобщение старших дошкольников к выражению переживания музыки с помощью жестовых эталонов.

Для процесса опознания детьми жестов как средств невербального общения на музыкальных занятиях важна не только актуализация сформировавшихся жестовых эталонов, но и семантизация, то есть определение их значений. Ведь человеческое восприятие, осуществляемое на базе жизненного опыта, происходит прежде всего на базе языка, поэтому в процессе освоения жестовых эталонов детьми необходим семантический анализ жестовых эталонов. Процессу формирования эталонов - двигательных аналогов эмоциональных состояний, отражающих восприятие музыки детьми, способствует создание словаря жестов.

За основу педагогической деятельности по формированию навыков невербального общения у старших дошкольников на музыкальных занятиях рекомендуется взять метод использования жестового словаря, который в свою очередь:

  • Обогащает набор выразительных движений детей.
  • Стимулирует способность к сосредоточению.
  • Способствует развитию более широких музыкально – слуховых представлений, лежащих в основе слушания, движения и импровизации собственных композиций.
  • Стимулирует процесс взаимопонимания и обмена информацией о музыке субъектов общения.

Другими словами, использование этого метода - интуитивное отражение подсознательного музыкального знания, которое способствует не только сознательному выражению этого знания, но и обмену информацией между детьми и музыкальным руководителем на занятиях музыки.

Для того чтобы из всего многообразия выразительных движений ребенок мог выбрать наиболее правильные, необходимо ознакомить его с жестами для музыки, которые как можно более точно передают настроение композиций. Таковыми являются составляющие жестового словаря - точные осмысленные движения, выверенные на разных музыкальных фрагментах. Каждый жест имеет определенное значение, совпадающее по эмоциональному состоянию с музыкальными примерами, предложенными детям их музыкальным руководителем. Ознакомление детей с жестами происходит через объяснение им происхождения каждого жестового эталона. Далее следует обобщение понятия через использование музыкальных примеров, содержащих различные образы. Это необходимо для того, чтобы дети могли убедиться в универсальности жестовых эталонов. Так же жестовые эталоны значительно обогащаются применением различных мимических выражений [1, с.42].

Освоение детьми жестовых эталонов через выразительные движения происходит постепенно, по мере введения и закрепления эталонов на различных музыкальных примерах. Далее возможно усложнение процесса освоения через комбинирование ранее освоенных выразительных движений, то есть использование, по мере необходимости, двух и более жестовых эталонов для более точной передачи эмоциональных состояний, вызываемых восприятием музыки.

Следующим этапом при формировании у детей навыков невербального общения на музыкальных занятиях является перенесение действия во внутренний план и самонаблюдение. Если во внутренний план движения дошкольника переносится автоматически, независимо от его воли и сознания, то для осуществления процесса самонаблюдения необходимо контролировать действия ребенка каждый раз при освоении нового жестового эталона чтобы они были сознательными. Пропускание ребенком музыкального образа «через себя», через свои субъективные ощущения, личностный музыкальный и жизненный опыт в процессе использования жестового эталона - важный этап формирования навыка невербального общения. В тесной связи с процессом самонаблюдения происходит углубление, уточнение музыкального восприятия ребенком.

Вербальное выражение ребенком своего внутреннего психологического состояния, сопровождающего процесс появления того или иного жестового эталона, является закономерным следствием восприятия музыки в момент использования жестов. Ребенок осознает свое внутреннее состояние, вызванное восприятием музыкального образа, и процесс нахождения вербальных аналогов своих ощущений проходит у ребенка естественно и легко.

Заключительным этапом осуществления умственных действий при последовательном формировании навыков невербального общения детей на музыкальных занятиях является вербальное выражение ребенком своих впечатлений о музыке. Для этого необходимо направить внимание детей «вовне», на музыкальный образ, с которым было связано закономерное появление того или иного жестового эталона. Осознавая тождественность понятий, дети соотносят свое внутреннее эмоциональное состояние, вызванное восприятием музыкального образа и сам музыкально-художественный образ. Следовательно, выражая вербально свои ощущения от воспринимаемой музыки, ребенок без труда может найти вербальную аналогию музыкально - художественного образа произведения [3, с. 86].

Таким образом, рассмотрев педагогические условия использования навыков невербального общения можно сделать следующие выводы:

Взаимосвязь двигательной основы музыкального искусства гармонично сочетается с естественной двигательной природой ребенка и оказывает благоприятно влияние на формирование его музыкального вкуса.

Предполагаемая модель использования невербальных средств общения при восприятии музыки основывается на положении об эталонах выразительных аналогов эмоциональных состояний – жестовых эталонов.

Последовательность поэтапного формирования навыков невербального общения у старших дошкольников выражается в применении на музыкальных занятиях жестовых эталонов, субъектами общения, через самонаблюдение за развитием внутренних ощущений, вызванных музыкой, что приводит к вербальному выражению детьми своих впечатлений о музыке.

 

Список литературы:

  1. Ахьямова И.А. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания: Дис. ... канд. пед. наук — Екатеринбург, 2002. — С. 41— 43.
  2. Головина Б.Г. Музыкальное развитие дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detstvogid.ru/muzyikalnoe-obrazovanie/.html (дата обращения: 02.03.16)
  3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.:Триволга,1994.-304 с.
  4. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей М.: Педагогика , 1984. – 144 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом