Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 марта 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОЛЬ СВЕТА В СОЗДАНИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКУЛЬПТУРЫ
Свет, обладающий оптической иллюзией, всегда вызывал постоянный интерес не только ученых, но и философов, и художников. Исаак Ньютон, Леон Баггист и Леонардо да Винчи - это только часть известных имен, оставивших важные исследования о явлении света. Но в науке влияние света в создании визуального образа скульптуры все еще в процессе изучения и систематизации с точки зрения зрительного восприятия человеческим глазом формы объекта, создаваемым светом. Изучение рассматриваемой категории света в искусстве пластики является малоизученной темой, относящейся к области не только теории и истории искусства, но и к сфере физических и технических наук. Помимо анализа, тема в дальнейшем требует практических опытов для изучения явления влияния света на разные поверхности.
Скульптура очень чувствительна к освещению. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду и при ярком освещении дня. Игра света также сильно зависит от материала из которого выполнено произведение. В наше время художники и скульпторы в современном искусстве применяют все новейшие инновационные материалы, которые позволяют по-новому выразить их эмоции и идеи. Эта тема очень актуальна в сфере музейной экспозиции и светодизайна. Когда зритель видит скульптуру, он часто не обращает внимание на то, под каким именно углом, с помощью интенсивности, рассеивания, преломления и поглощения света создается тот образ, который отражается в данный момент. Отсюда возникает проблема эмоционального восприятия света, цвета и тени в произведениях изобразительного искусства.
В связи с этим, целью исследования является изучение и определение роли света в создании зрительного образа скульптуры.
Для того чтобы достичь цели необходимо изучить хронологию развития скульптурной пластики. Исследовать открытия, различные подходы и направления в исследовании света и теоретические учения о свете эпохи Возрождения. Рассмотреть принципы скульптурной пластики и художественные приемы изобразительности и выразительности скульптуры, ознакомиться с особенностями светового проявления на фактурном исполнении скульптуры.
Свет - в физической оптике и биофизике означает электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом. В теологии свет обожествляли. Но одно очевидно, что свет вдохновляет как науку, так и религию, и искусство. В статье рассмотрены основные научные открытия и идеи о свете:
- Эмпедокл: «Световой поток струится из глаз моих по направлению к предметам и я вижу...»;
- Евклид: «Глаз и кончик пальца, соизмерение. Геометрия»;
- Альхазен: «Прямые линии угла световых лучей падения, идентична углу отражения. Отражение и преломление»;
- Роджер Бекон: «Свет, стекло и цвет. Возникновение радуги. Искажение света в воде и линзах.»;
- Исаак Ньютон: «Свет движется прямой линией. Призма. Свет- это сочетание цветов»;
- Джон Далтон: «Световосприятие субъективна. Световая слепота наследственна»;
- Бенджамин Томсон - Граф Рамфорд: «Свеча и Солнце. Светофильтры и затемненная трубка. Световые тени Рамфорда (позднее светомузыка). Цвет от света проявляется как частичный плод воображения психической деятельности мозга. Оптические иллюзии»;
- Томас Янг: «Свет - это волна, движущаяся подобно водяной ряби. Три частоты цветовосприятия человеческого глаза (красный, зеленый, синий)»;
- Джозав Пристли: «Явление фотосинтеза. Свет и жизнь. Абсорбирование световой энергии и преобразование растением кислорода»;
- Том Вечвуд: «Фотография. Нитрат серебра от воздействия солнечного света проявляется темное изображение. Химическая реакция»;
- Эдвард Майбридж: изобретение камеры; «Снимки движения лощади галопом»;
- Этьен-Жюль Маре: «Камера-пулемет. Движение полета птиц»;
- Братья Люмьер: изобретение кинокамеры;
- Джеймс Кларк Марксвел: «Свет - это импульсы электромагнитного энергетического излучения с измеряемой скоростью»;
- Альберт Эйнштейн: «Свет не движется прямолинейно. Свет искривляется перемещается в пространстве и времени».
Наука о свете сейчас достигла больших успехов, вместе с тем она присутствует и в искусстве. В данном случае свет и тень являются средствами изобразительности и выразительности скульптуры. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Леонардо да Винчи говорил, что в скульптуре «тень и свет накладывает сама природа». Освещение может быть удачным или неудачным. Вера Мухина утверждала: «Скульптуру можно светом убить и возродить».
Скульптура (от лат. sculpture, sculpo – “вырезаю”) - ваяние, пластика, – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму; они трехмерны и осязаемы. Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф, среди которого различают: горельеф - высокий рельеф, объем выступает наполовину, почти круглая скульптура или барельеф - низкий рельеф, объем выступает на 1/3 из плоскости, контррельеф - врезной рельеф, который углубляется в плоскость. По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая. Монументальная используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест и событий. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы. Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Декоративная скульптура используется для создания предметов быта.
Предметом исследования предложенной темы стала единственная в России скульптура Микеланджело Буанаротти “Скорчившийся мальчик" 1530-1534 г. в Государственном Эрмитаже города Санкт-Петербург (Рисунок 1.), а также репродукция в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Александра Сергеевича Пушкина в Москве (Рисунок 2.). Материал - мрамор.
Рисунок 1. Государственный Эрмитаж Города Санкт- Петербург |
Рисунок 2. Государственный Музей Изобразительных Искусств имени А.С. Пушкина. |
Оригинал экспонируется по замыслу автора «обходя кругом этого юношу человеку кажется, что фигура рождается прямо на глазах». У незаконченной скульптуры более тщательно проработаны спина, таз и ноги. Скульптура выполнена по принципу автора "единство с глыбой еще не разрушено, связь с материей еще не прервана, но мрамор уже становится плотью, а образ обретает жизнь. Так же и человек – венец творения – всегда ощущает свою тысячелетнюю связь с материей, а значит – с природой». Оригинал выставлен «по - круговому» виду экспонирования, а копия скульптуры в Москве примыкает к стене. Первый вариант экспонирования дает возможность полностью осмотреть все детали скульптуры и пластическое мастерство автора. «Скорчившийся мальчик», по историческим данным, несет трагический образ и является олицетворением крушений идеалов эпохи Возрождения. Чтобы подчеркнуть трагичность произведения предлагается вариант искусственного освещения в затемненном помещении, где яркий прямой свет и тень создают резкий контраст. При натуральном свете на мраморную статую влияют несколько лучей это: свет прямых солнечных лучей, свет от неба прямыми лучами и отражающиеся в разные стороны лучи от света неба. Прямой солнечный луч создает блики на поверхности. При этом следует учесть, что цвет окружающих предметов от них накладывается рефлекс на поверхность скульптуры. Интересен факт оптических иллюзий, доказанный Джоном Далтоном и Бенджамином Томсоном в работе о субъективном световосприятии, главной мыслью которой является идея, что у каждого человека свой свето-фильтр, а это значит, что каждый видит свой цвет, в зависимости от его наследственности или психоэмоционального состояния. Из вышесказанного следует, что цвета полутеней, теней собственных, теней, падающих от рельефов и форм скульптуры, все время меняются.
В завершении, данная статья заставляет задуматься о роли света в создании гармоничного образа скульптурного произведения. Гармоничный образ связан с правильной экспозицией, например, в музеях, а также с применением светодизайна в искусстве. На основе данной работы возможно продолжить исследование в области восприятия света и развить теорию влияния света на создание методик и концепций манипулирования световыми источниками в среде на поверхностях различных материалов при разнообразии форм.
Список литературы:
- Головин В.П. От амулета до монумента. Книга об умении видеть и понимать скульптуру- М.: Издательство Московского университета, 1999. — 123 с.
- Иллюзии в скульптуре. http://zamos.livejournal.com/16326.html
- Материалы и техника в скульптуре - Лекции - Для экзамена по зарубежному искусству.-[электронный ресурс]- http://lib.rushkolnik.ru
- Оффициальные периодические издания: Основные направления науки о свете и цвете в XX веке:-у21[электронный ресурс]- http://biofile.ru/his/11951.html
- Оффициальные периодические издания: интернет журнал / "Петербургские старости".- [электронный ресурс] - http://spbstarosti.ru/headline/skorchivshijsya-malchik-mikelandzhelo-buonarroti.html
- Скульптура как вид изобразительного искусства. - [электронный ресурс] - http://knowledge.allbest.ru
- Ученые изобретатели и исторические личности.- [электронный ресурс] - http://ais.webstolica.ru/uchenye-izobretateli-i-istoricheskie-lichnosti/uchenye-izobretateli-i-istoricheskie-lichnosti
- Файловый архив для студентов.- [электронный ресурс] - http://studfiles.ru
- Энциклопедия «Искусство». Часть 4. - [электронный ресурс] - http://lib.rus.ec
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий