Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мезина А.Ю. ДИЗАЙН ДЛЯ УСЛОВИЙ СЕВЕРА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 23.08.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ДИЗАЙН  ДЛЯ  УСЛОВИЙ  СЕВЕРА:  РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ПОДХОД  В  ПРОЕКТИРОВАНИИ  ОДЕЖДЫ

Мезина  Анна  Юрьевна

магистрант  2  курса,  Уральская  государственная  архитектурно-художественная  академия,  РФ,  г.  Екатеринбург

E-mail

Гарин  Николай  Петрович

научный  руководитель,  проф.  кафедры  индустриального  дизайна  УралГАХА,  канд.  искусствовед.  Уральская  государственная  архитектурно-художественная  академия,  РФ,  г.  Екатеринбург

E-mailn_garin@mail.ru

 

Северные  регионы  России  постепенно  становятся  неотъемлемой  частью  возникающей  глобальной  цивилизации  [12].  Одной  из  наиболее  воспринимаемых  и  остро  ощущаемых  форм  глобализации  является  культурная.  При  этом  региональная  идентичность  в  России  «…остается  размытой,  ослабленной»  [9].  В  течение  многих  десятилетий  в  общественном  развитии  (в  нашей  стране  —  О.Г.)  преобладали  процессы  централизации,  унификации,  стандартизации,  распространения  технологических,  социальных  и  культурных  инноваций  из  центра  на  периферию  [2].  Поэтому  стиль  нынешней  эпохи  можно  определить,  как  поливариантность.  Речь  идет  о  существовании  универсальной  культуры  безотносительно  местонахождения,  национальности  и  личности. 

Одежда,  как  один  из  феноменов,  порожденных  культурой,  отражает  все  процессы  действительности.  Она  наиболее  тесным  образом  связана  с  человеком,  с  его  физическим  и  духовным  бытием  [5].  Именно  поэтому,  исследователи  уже  с  XVIII  в.  отмечали  у  коренного  населения  Севера  наличие  в  одежде  локальных  особенностей,  определяемых  территорией,  диалектной  группой,  типом  хозяйственной  деятельности. 

При  этом,  на  самых  ранних  стадиях  развития  человеческого  общества  одежда  была  «укрытием»  для  людей,  она  реализовала  функции  защиты  от  природных  воздействий,  таких  как  пониженные  температуры,  холод,  ветер  снег.  Иными  словами,  одежда,  эта  первая  материальная  оболочка  человека.  И  вместе  с  тем  одежда  обусловила  движение,  распространение  Homo  Sapiens  по  планете,  расширила  географию,  сделала  возможным  любое  освоение  и  любой  маршрут  [11].  Тело  человека  физиологически  не  приспособлено  к  значениям  температуры  меньше,  чем  +20  °C.  Поэтому,  когда  человек  смог  научиться  «оболачивать»  тело,  он  пересек  границы  допустимых  температур,  что  дало  возможность  существования  в  условиях  северного  экстрима. 

По  мере  развития  костюма,  его  утилитарные  особенности  отходят  на  второй  план.  Тогда  основными  функциями  становятся  социальная  и  символическая.  Они  находят  свое  отражение  в  виде  знаков,  которые  понятны  только  определенной  группе  людей.  Такими  знаками  чаще  всего  выступают  —  декоративные  элементы,  цветовое  и  композиционное  решение,  фактура  используемого  материала.  Это  явление  носит  название  «костюмный  код».  В  частности,  Ж.  Бодрийяр  говорит,  что  вещи  обладают  способностью  вбирать  в  себя  душевный  опыт  человека,  отражая  при  этом  в  себе  целое  мировоззрение,  согласно  которому  человек  понимается  как  «сосуд  душевной  жизни».  Таким  образом,  одежда  становится  одновременно  и  частью  материальной  культуры,  и  декоративно-прикладного  искусства,  обладая  тем  самым  не  только  утилитарной,  но  и  знаковой  прагматикой. 

В  своем  структурном  анализе  одежды  французский  ученый  Р.  Барт  отдает  предпочтение  «письменной  Моде»,  так  как  считает,  что  мода  не  существует  вне  слова,  при  этом  в  качестве  метода  исследования  выбирает  общую  науку  о  знаковых  системах  —  семиологию.  Символов  выступают  в  качестве  основы  культурной  коммуникации,  обусловлено  их  социальным  значением  [5].  Раскрыть  информацию,  закодированную  материале  костюма,  крое,  силуэте,  колористике,  орнаментике  означает  «прочесть»  его  как  текст.  В  одежде  заключена  знаковая  система,  отражающая  социальные,  половые,  возрастно-групповые  различия,  а  также  престижно-статусные  моменты. 

Достаточно  ярко  эти  особенности  проявляются  в  традиционной  одежде  коренных  народов  Севера  (хантов  и  манси).  Традиционный  костюм  может  рассматриваться  в  качестве  невербального  языка  культуры.  Он  содержит  информацию  о  накопленном  опыте  народа,  включая  в  себя  элементы,  способствующие  адаптации  человека  к  природным  условиям,  а  также  декоративные  элементы,  обусловленные  ментальностью  и  культурой  [1].  В  настоящее  время,  национальный  костюм  является  в  большей  степени  одеждой  людей,  ведущих  кочевой  образ  жизни,  чего  нельзя  сказать  о  современных  жителях  поселков.  В  этой  связи  получают  широкое  распространение  унификация  и  европеизация  циркумполярной  цивилизации.  Но  сохранить  культурное  наследие  и  традиции  (в  том  числе  и  костюма)  возможно  при  разработке  новых,  более  актуальных  форм. 

Однако  понятия  «традиция»  и  «новация»  не  должны  рассматриваться  в  линейной  зависимости,  связывающей  все  «передовое»  с  новацией,  а  все  «отсталое»  (другие  культуры,  догоняющие  миры)  с  традицией.  Традиции  могут  выступать  не  тормозом,  а  основой  новаций  [4].  Неслучайно  А.Б.  Гофман  говорит  о  таком  способе  инновации,  как  обновление  через  актуализацию  традиций,  отмечая  при  этом,  что  данное  направление  —  не  изобретение  современности.  Инновация  через  традицию  дает  возможность  возвращения,  трансформации  модных  и  культурных  образов  прошлого,  их  реабилитации  в  новом  контексте. 

С  другой  стороны,  в  практике  современного  дизайна  одежды  одним  из  направлений  является  этнический  стиль,  но,  в  настоящее  время  он  характеризуется  формальным  заимствованием  артефактов  из  традиционного  костюма  без  их  глубокого  осмысления.  Таким  образом,  компоненты  двух  культур  существуют  автономно,  между  ними  не  возникает  полноценного  диалога.  Возникает  проблема  формы  и  содержания  в  одежде. 

На  эту  проблему  обратила  внимание  Ингрид  Лошек,  профессор  истории  и  теории  моды.  По  ее  мнению,  формой  являются  не  геометрические  и  цветовые  формы,  а  социальные  формы  дифференциации  одежды  (верх­няя  одежда,  одежда  для  праздника,  одежда  для  работы).  Содержанием  являются  не  отдельные  идеи,  а  социальная  адресованность  (мода  среднего  класса,  мода  военного  или  мирного  времени)  [11].  Лошек  предложила  видеть  в  языке  моды  своеобразный  организм,  способный  мимикрировать.

Нужно  заметить,  что  не  менее  важен  и  региональный  адрес,  так  как  в  регионах  с  неблагоприятными  условиями  проживания  комфорт  является  главным  критерием  оценки  костюма.  Кроме  того,  одежда  должна  соответствовать  не  только  климатическим,  но  и  культурным  особенностям  региона.  Клиффорд  Гирц  —  американский  антрополог  и  социолог,  занимающейся  изучением  различных  культур  и  влиянием  концепции  культуры  на  концепцию  человека,  определял  культуру  как  исторический,  переходящий  из  поколения  в  поколение  набор  значений,  выраженный  в  форме  символов,  например,  таких  как  одежда,  посредством  которых  люди  передают  друг  другу,  сохраняют  и  преумножают  знания  о  существующем  мире  [3].  Иными  словами,  в  костюме  сочетается  повседневная  и  идеализированная  реальность,  выраженная  формами  современной  и  традиционной  культуры.  Соприкосновение  идеализированной  версией  нормы  и  обычной  реальности,  побуждает  символы  разных  культур  в  свою  очередь  оказывать  взаимное  влияние  друг  на  друга.

Дизайн  как  культурный  феномен  может  играть  ключевую  роль  в  процессе  культурного  синтеза  в  решении  проблемы  зимней  одежды,  отвечающей  утилитарным  и  эстетическим  потребностям  современных  жителей  Севера,  с  целью  формирования  новых  культурных  образцов  одежды  в  качестве  идеальных  моделей  новой  действительности.  Кроме  этого  формируется  и  образа  человека  Севера  современной  эпохи. 

В  современных  условиях  одежда  на  Севере  существует  в  таких  основных  проявлениях  как:  традиционный  костюм,  профессиональная  спецодежда  для  особых  климатических  условий  и  современная  мода  пришлого  населения.  Исходя  из  этого,  мы  видим  мозаичную  картину,  где  проблема  зимней  одежды  не  решена  до  сих  пор.  Обращение  к  региональной  проблематике  является  актуальной  задачей,  подтверждением  этому  служит  путь  дизайна  таких  стран  как  Финляндия,  Япония,  Италия.  По  словам  К.А.  Кондратьевой,  «суть  этнокультурной  проблематики  в  дизайне  —  это  соотношение  модернизации,  обновления,  с  одной  стороны,  и  преемственности,  ценностной  непрерывности,  с  другой»  [8].  С.О.  Хан-Магомедов  по  этому  поводу  замечает:  «Уход  внешне  зримых  форм  из  сферы  утилитарной  в  сферу  символико-декоративную  вероятно  представляет  собой  одну  из  защитных  реакций  этнической  культуры  на  распространение  стилистической  системы  или  быстрое  развитие  утилитарно-технических  сторон  быта»  [13].  Можно  сделать  вывод,  что  этнокультурные  традиции,  воспринимаемые  региональным  дизайном,  формы  их  существования  и  механизмы  их  реализации  различны.  При  этом,  одной  из  сфер  взаимоадаптации  человека  и  природы,  традиций  и  новаторства  является  дизайн  [10].

К.  Кантор,  прогнозируя  будущее  дизайна,  заявляет,  что  оно  «...будет  зависеть  от  того,  сумеет  ли  он  синтезировать  в  себе  художественное  проектирование  и  прикладное  искусство,  ибо  только  тогда  формирование  предметной  среды  художником  будет  совершаться  в  полном  соответствии  с  наукой  и  культурными  традициями»  [7].

В  связи  с  этим,  встает  вопрос  формирования  «новой  культуры»  Севера,  разработки  принципов  взаимодействия  традиций  и  инноваций  в  разработке  зимней  одежды  для  современных  жителей  севера  с  позиций  регионального  дизайна.

 

Список  литературы:

  1. Бодрова  А.Ш.  Традиционный  костюм  коренных  народов  Сибири  как  отражение  эмпирической  ментальности  //  вестник  ТГПУ.  —  2004.  —  №  4.  —  С.  85—90.
  2. Генисаретский  О.И.  Регионализм,  средовое  проектирование  и  проектная  культура.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://prometa.ru/olegen/publications/120
  3. Гирц  К.  Интерпретация  культур  /  пер.  с  англ.  М.,  2004.
  4. Головнёв  А.В.  О  традициях  и  новациях:  признательность  за  дискуссию  //  Этнографическое  обозрение.  —  2012,  —  №  2.  —  С.  84—86.
  5. Давыдова  В.В.  Костюм  как  феномен  культуры.  Автореф.  дис.  канд.  философских  наук.  СПб.,  2001.  —  21  с.
  6. Каган  М.С.  Метаморфозы  бытия  и  не  бытия.  К  постановке  вопроса  /  М.С.  Каган  //  Вопросы  философии.  —  2001.  —  №  6.  —  С.  52—67.
  7. Кантор  К.  Дизайн  в  противоречиях  культуры  и  природы  в  различных  регионах  мира  //  Техническая  эстетика  и  пром.  дизайн.  —  2006.  —  №  8.  —  С.  3.
  8. Кондратьева  К.А.  Дизайн  и  экология  культуры.  М.:  Редакционно-из-дат.  группа  МГПХУ  им.  А.М.  Строганова,  2000.  —  С.  31.
  9. Лиманский  Е.А.  Влияние  регионализации  на  формирование  федеративных  отношений  в  России.  /  Е.А.  Лиманский  //  Электронная  библиотека  образовательных  ресурсов  АлтГТУ  им.  И.И.  Ползунова  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL  http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2005_04/pdf/135Limansky.pdf
  10. Маньковская  Н.Б.  Эстетика  постмодернизма.  СПб.:  Алетейя,  2000.  —  С.  288.
  11. Марков  А.  Когда  теория  моды  стала  классикой//  Журнал  Теория  моды.  Тело.  Культура,  №  29,  2013
  12. РЕЗОЛЮЦИЯ  I-го  Конгресса  «Северная  цивилизация:  становление,  проблемы,  перспективы»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL  http://www.journal.60parallel.org/ru/journal/2004/11/36
  13. Хан-Магомедов  С.О.  Еще  раз  о  национальном  своеобразии  //  Декоративное  искусство  СССР.  —  1987.  —  №  7.  —  С.  7.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий