Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Кот Лада Николаевна
магистрант 2 курса кафедры дошкольной педагогики Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Москва
E-mail: ladakot@mail.ru
Куликова Татьяна Абрамовна
научный руководитель, канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Москва
Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Между тем следует учитывать, что ребенок в современном социуме взаимодействует с разными культурами. Эта ситуация требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим особые требования предъявляются к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их «к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре» (А.Г. Асмолов [2: с. 2]).
Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.
Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д. Бартрам [3], а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А. Флерина [6], А.П. Усова [5] были единодушны в оценке особой воспитательной роли народной игрушки. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых.
В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Как показывает анализ научно-методической литературы, народная игрушка используется в обучении детей как образец художественной деятельности, как элемент оформления интерьера детского сада (А.А. Грибовская [4], Н.С. Александрова [1] и др.). Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций), с помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.
Учитывая это, а также недостаточную востребованность материальных произведений национальной культуры как воспитательно-образовательного средства, мы в своей опытной работе поставили задачу пробудить у детей интерес к народной игрушке, оптимизировать ее потенциал как культурнопреемственного средства воспитания. При этом мы рассматриваем народную игрушку как произведение искусства, результат коллективного творчества многих поколений людей. И рассчитываем, что при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем исследовательского поведения и самовыражения ребенка.
На этапе констатации было выявлено следующее: у детей старшего дошкольного возраста имеют определенные знания о русской народной игрушке и совершенно отсутствуют представления об их принадлежности тому или иному промыслу. В процессе познания народных игрушек дети малоактивны, самостоятельно не используют перцептивные действия. Выявлено противоречие между сложившимся у дошкольников первоначальном интересом к разным видам народной игрушки, и отсутствием желания реализовать свои возможности, проявить свою индивидуальность при выполнении задания по народным мотивам. У некоторых детей отсутствуют соответствующие умения.
Методика ознакомления с народной игрушкой строилась в следующей последовательности:
· восприятие игрушки в игровых ситуациях, с целью выявления ее красоты и утилитарности. На этом ставилась цель создания условий для ознакомления с русской народной игрушкой и проявления интереса к народной игрушке детей старшего дошкольного возраста при активной обучающей роли взрослого. Особенностью данного этапа являлось то, что у детей начинали формировать первоначальные представления о русской народной игрушке; первоначальные умения взаимодействия с игрушками в разных игровых ситуациях и играх; развивать интерес к моделированию русской народной игрушки (барыни, всадники, дергунчики, кукла-пеленашка, лошадки) и эмоциональную отзывчивость на творческий процесс.
· включение русской народной игрушки в разные виды игр. Детям предлагалось в условиях активной обучающей позиции педагога участие в проблемно-игровых и практических занятиях с использованием русской народной игрушки. Дети рассматривали игровые композиции, в которых ярко и убедительно раскрывались особенности русской народной игрушки. Например, композиция по богородским игрушкам «Веселые медведи», «Птицы моего двора». Композиции по семеновским игрушкам «Веселье, удаль», «Большая семейка»; композиции по загорским игрушкам «Мои любимые куклы», «Прогулка».
· овладение декоративными и пластическими умениями при моделировании игрушек по мотивам народных, их обыгрывании. Предполагалось развитие интереса детей к творческому созданию игрушек по мотивам народных. Содержание этого этапа работы заключалось в том, что дети, как в самостоятельной деятельности, так и при обучающей позиции взрослого учились создавать игрушки-самоделки по мотивам народной. Ведущее место в процессе занимали наглядно-практические методы и приемы, блок практических занятий.
· перенос интереса и полученных умений и навыков в самостоятельное игровое и прикладное творчество. В самостоятельное от занятий время дети делились по интересам и начинали создавать любимую игрушку. Интересы детей сразу же определились: кто лепил, кто вертел куколок, кто разукрашивал силуэты, кто создавал игрушку с помощью аппликации.
На всем протяжении проводимого эксперимента были выявлены изменения в эмоциональном отношении детей к русской народной игрушке. Первоначально эмоциональный интерес возникал как реакция на новизну, яркость представленных образцов. Интерес поощрялся, укреплялся в стремлении сделать его постепенно личностно-значимым для каждого ребенка. Показателями личностно-значимого интереса были: эмоциональная заинтересованность, потребность высказать свое мнение о русской народной игрушке, обменяться впечатлениями с окружающими детьми и взрослыми, стремление реализовать имеющийся интерес в собственной деятельности.
Проведенная работа позволяет сделать выводы о педагогических условиях воспитания у детей интереса к народной игрушке, а именно:
· сообщение знаний о народной игрушке и ее мастерах отличающейся новизной, занимательностью, содержанием элементов проблематизации; направленное на развитие характерных для интереса операций мышления (сравнение, анализ, классификация);
· многофункциональность использования народной игрушки;
· использование методов и средств, направленных на создание положительного, эмоционального фона, обеспечивающего практическую деятельность детей (с включением вариативных, проблемных, творческих заданий) и освоение общих способов деятельности; стимулирует активность и самостоятельность детей;
· создание предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, соответствующей региональным и национальным характеристикам.
Список литературы:
- Александрова Н.С. Этнопедагогический феномен русских народных игрушек. Киров: ВПГИ, 1998. — С. 2—45.
- Асмолов А.Г. Культурный ген связи времен // Образовательная политика: научно-публицистический журнал. — 2012. — № 5 (61). — С. 3—5.
- Бартрам Н.Д. Игрушка — радость детей. М.: Искусство, 1972.
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М., 2000.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. — С. 12—34.
- Флерина Е.А. Игр и игрушка. М.: Просвещение, 1973. — С. 8—19.
дипломов
Оставить комментарий