Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Калинина Виктория Александровна
студент заочного отделения, факультета «Дошкольная педагогики и психология», Соликамский педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Соликамск
Гилева Анжела Валентиновна
канд. пед.х наук, доцент, декан психологического факультета, Соликамский педагогический институт (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Соликамск
В современный век повсеместной компьютеризации и активного входа в нашу жизнь телевидения, СМИ, прозападной телевизионной культуры, так важно развивать у детей с самого раннего возраста связную речь. Ведь практически всё свободное время большая часть подрастающего поколения проводит не с друзьями во дворе, играя в дворовые игры, а сидя у экранов компьютеров, телевизоров. Наши дети теряют способность говорить развернуто, используют в своей речи, как правило, шаблонные фразы, а то и вовсе обходятся односложными ответами. Поэтому проблема развития у детей связной речи так актуальна на современном этапе.
Проблемой развития связной речи в дошкольном возрасте достаточно длительное время занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как: Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Сохин Ф.А., Алексеева М.М., они не только определили задачи и содержание разных видов речи у дошкольников, но и раскрыли основные особенности речи детей дошкольного возраста [6, с. 247]
Организация работы по развитию связной речи — процесс достаточно сложный, многоплановый, в связи с этим, нас заинтересовала театрализованная игра, как форма организации работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Проведя исследование по данному вопросу мы убедились в некой универсальности театрализованной игры.
Исследованиями данного вида творческой игры занимались Жуковская Р.И., Карпинская Н.С., Гавришева Л.Б., Маханева М.Д., ими было раскрыто понятие театрализованной игры, условия её организации, типы руководства и конечно же, её большое значение для духовного развития детей в целом и развитии связной речи, в частности. Это значение заключается в том, что в театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: музыкально-игровое, художественно-речевое, сценическое, танцевальное, певческое. С помощью театрализованных игр происходит приобщение детей к искусству: театральному, литературному, драматическому. У них формируется представление о работе артистов, режиссера, дирижера, театрального художника. Театрализованная игра также способствует развитию чувства партнерства, в ней осуществляется эмоциональное развитие детей. Большую роль играют театрализованные игры и в речевом развитии детей: произношение диалогов и монологов, упражнения в выразительности речи. Наконец, театрализованная игра является средством осознания и выражения своего «Я», юморализации ребенка [2, с. 24].
Для достижения максимального эффекта от игры необходимо проводить работу над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, ведь здесь незаметно активизируется культура речи ребенка, его интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры или игры-драматизации строятся на основе литературного произведения, то есть сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определена текстом произведения. Следовательно, игра-драматизация строго регламентирована рамками авторского текста. Она создает благоприятные предпосылки для более глубокого сочувственного переживания того, что не было до конца понято во время прослушивания литературного произведения.
Нередко дети оказываются замкнутыми, застенчивыми и стеснительными. Для них выступление на публике вызывает огромное затруднение и стресс, поэтому театрализованные игры призваны «раскрывать и раскрепощать» таких детей, учить их открываться миру безбоязненно и безоглядно.
Театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях могут оказать в этом огромную помощь, так как они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Таким образом, воспитательные возможности театрализованной игры достаточно широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки [6, с. 4].
Среди приёмов педагогического руководства можно выделить следующие: организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дети. Воспитатель увлекает детей эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть. Возможно деление детей на подгруппы с последующим заданием для каждой подгруппы. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто, что будет делать. Игру-драматизацию можно организовать как в утренний, так и в вечерний отрезок времени. Можно организовать с детьми совместную театрализованную деятельность, которая включает как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие).
В это время необходимо:
· внимательно вслушиваться в ответы и предложения детей;
· если они не отвечают, не давить на них, плавно переходить к действиям с персонажем;
· при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или повторить с ними;
· в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Важным в театрализованных играх является процесс репетиции, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Распределение ролей является одним из ответственных моментов театрализованной игры. Они как правило, бывают и простыми, и более сложными, не секрет, что уровень развития детей разный, поэтому каждый ребенок должен получить роль в соответствии со своими возможностями и способностями. Недопустимо, когда в театрализации заняты одни и те же дети, а другие являются лишь постоянными зрителями.
В процессе разучивания ролей маленьким «артистам» целесообразно проигрывать сказку, используя теневой, кукольный, пальчиковый или настольный театр. Дети должны иметь возможность меняться ролями — это очень полезно для правильной самооценки, в процессе работы ребенок не должен испытывать напряжения и страх перед неудачей. В коллективе следует создать дружескую атмосферу, где царило бы взаимопонимание, от занятия к занятию творческая активность детей возрастает.
Педагоги используют любые моменты в жизни группы для упражнения детей в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность и плавность речи.
В театрализованных играх должно присутствовать много музыки, которая подчеркивает характер героев. Под нее маленьким «артистам» легче имитировать движения персонажей. При этом у детей совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Движения же зачастую сопровождаясь репликами, стихами, пением, в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре дети все лучше запоминают тексты, перевоплощаются в своих героев — «входя в образ». У детей появляется чувство ответственности за успех.
Большое значение при разыгрывании театрализованных игр имеет подготовка зала или групповой комнаты к спектаклю. Оформление игр-драматизаций обсуждают вместе с детьми, они принимают участие в подборе декораций, костюмов — все это очень важно для ребенка, у которого еще слабо развито воображение [4, с. 21].
В рамках темы исследования нами была проведена диагностика развития речи у детей младшего дошкольного возраста на базе МАДОУ «Детский сад № 17» г. Соликамска. Мы использовали следующие диагностические методики (словарь, грамматический строй речи, фонетика, связная речь) О.С. Ушаковой: «Кукла», «Мячик», беседа по картине «Кошка с котятами».
Произведя анализ результатов диагностирования нами был составлен перспективный план по организации театрализованных игр в развитии связной речи детей. В него вошли театрализованные игры по сказкам и произведениям, которые хорошо знакомы и любимы детьми: «Теремок», «Колобок», «Ёж и грибок», «Ножки не идут», «Качели». В план также были включены упражнения на развитие дыхания, голоса, дикции, интонации.
Подводя итог можно сказать о том, что театрализованные игры являются одним из самых эффективных способов взаимодействия с ребенком, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения. В игре ребенок по-настоящему может почувствовать себя счастливым. Используя различные приемы, педагог может правильно и грамотно организовывать театрализованные игры для детей дошкольного возраста, вызвать у них интерес к данному виду игр, сделать так, чтобы дети навсегда полюбили театрализованные игры. Театрализованная игра — это особый вид художественной деятельности, который имеет огромное значение для детей дошкольного возраста, но для того, чтобы данный вид игры развивал у детей творческие, речевые и другие возможности педагогу необходимо создавать определенные условия и мы предполагаем, что спланированная нами работа будет способствовать совершенствованию связной речи детей, умению выразительно, ярко, эмоционально передавать роли персонажей при инсценировках; способствовать развитию монологической, диалогической речи, увеличению словарного запаса, умения правильно согласовывать слова в предложении.
Список литературы:
- Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи//Дошкольное воспитание. 2012. № 12.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Издательство АРКТИ,2003. — 126 с.
- Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр. М.: Издательство Детство-пресс,2004. — 126 с.
- Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М., 2004.
- Климченко Т. Играем в театр кукол «Живая рука» // Дошкольное воспитание. 2002. № 4
- Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду // Ребёнок в детском саду. 2013. № 2.
- Майер А.А. Система театров в дошкольном образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. 2009. № 4.
дипломов
Оставить комментарий