Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 сентября 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Овсянникова Валентина Сергеевна,
студент 2 курса, художественное отделение, ИРКПО, г. Иркутск
E-mail: Lubertseva@mail.ru
Люберцева Людмила Семеновна
научный руководитель, канд. пед. наук, преподаватель ИРКПО, г. Иркутск
«Импровизации невозможно научить,
но ей можно научиться»
Стив Пэкстон
Танец — важная составляющая часть в жизни человека, и когда мы танцуем, мы испытываем разные эмоции, прежде всего — радость, и с удовольствием делимся этой радостью с другими. В современном танце радость связана с импровизацией. Импровизация — один из самых таинственных, неизведанных процессов, может, поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует, не всякий танцовщик, умеющий точно воспроизвести отрепетированные движения может импровизировать в танце.
Возможно ли научиться импровизации? Любому ли танцору доступна импровизация? Можно ли научить импровизировать детей? И существует ли способность к импровизации? Это вопросы, определившие цель нашего исследования: определить приемы развития способности к танцевальной импровизации у детей дошкольного возраста. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Определить понятие танцевальной импровизации;
2. Дать характеристику основным видам танцевальной импровизации;
3. Изучить возрастные особенности детей дошкольного возраста;
4. Подобрать игровые приемы для развития способности танцевальной импровизации.
Существует несколько определений импровизации. Остановимся на следующем: Импровиза́ция (от лат. improvisus — неожиданный), создание произведения одновременно с его исполнением (импровизация стихов, песен, танца, сцен в театре, музыкальная импровизация и пр.) [2, с. 36]. Истоками импровизации является народное творчество. Танцевальная импровизация (англ. Dance improvisation) родилась из народных обрядов, игр и празднеств. Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение. С другой стороны с появлением искусства танца — хореографии, возникают «правильные движения», каноны, присущие любому виду искусства. Хореография — это передача опыта, в пластике движения. «Хореография подразумевает «владение» телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие. Импровизация предполагает со-творчество с телом, признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов и опыта, и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, то, что присутствовало в древних культурах, основанных на идее «единства с природой». Хореография предполагает изначальную серьезность — мир, созданный по некоторому идеальному образцу; в импровизации мир еще не создан, он может стать любым. Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла, и танец становится способом создать или обнаружить его отсутствие», — пишет известный хореограф А. Гришон. Анализируя импровизацию как мощное терапевтическое средство А. Гришон утверждает: Импровизация — возможность быть любым [1].
Как явление современного искусства танцевальная импровизация оформилась только в эпоху постмодерна. Танцевальная импровизация — возможность игры с пространством, перегруженным культурными смыслами и стилевыми конструкциями. В современном танцевальном искусстве выделяют: «Традиционную импровизацию» — импровизация внутри определенной стилистики. «Модернистскую импровизацию» — романтическая школа модерн-импровизации. «Постмодернистскую импровизацию» — искусство танцперфоманса.
В постмодернисткой импровизации выделяют:
1. Импровизационный танцтеатр — использует сильные визуальные и эмоциональные образы, простой (но при этом изощренный) язык движений, абстрактную, либо пародоксальную музыку, нелинейную композицию.
2. Контактную импровизацию — опирается на физиологию, физические законы (вес, момент движения).
3. Импровизацию Форсайта — предельная избыточность вариантов развития любого элемента в сочетании с ясностью логики, изощренная композиция, сложный, «ушедший из классики» язык движения, современная авангардная музыка.
4. Импровизацию освобождения (deliverence) — импровизация, свободная от законов и ограничений, применение любой танцевальной техники или пластики (модерн, джазу, буто, йоги, акробатика и тому подобное).
Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация все больше становится частью обучения танцоров и находит свое место среди других видов сценических искусств, доказывает это.
Одна из основ импровизации — идея личной ответственности за все, что происходит на сцене, возможность встать на позицию творца. Что значит творить в танце? Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения, и вместе с тем они выучены и отработаны заранее. Быть в позиции творца значит:
1. вписываться в ритм;
2. соответствовать стилю танца;
3. разнообразить и украшать танец;
4. соответствовать форме;
5. быть искренним и выразительным в танце.
Для того чтобы выполнять эти условия нужно научиться понимать себя в движении. Это не так сложно, давайте посмотрим на маленьких детей — для них удовольствие от движения, любовь к движению безусловна. Это то, с чего мы все начинали, это основа нашего доверия к телу. Достаточно вернуть эту радость во взрослом состоянии. А значит, в детском возрасте это необходимо закрепить!
Занятия с детьми дошкольного возраста, изучение физиологических и психологических особенностей данной возрастной категории, навели на мысль о том, что развитие творческих способностей, являющихся основой в импровизации, а также сохранением ощущения удовольствия от движения следует заниматься именно в этом возрасте. Хотелось бы поделиться имеющимся опытом в решении этого вопроса.
Дети дошкольного возраста открыты, свободны, искренны. Они как пластичный материал, из которого при грамотном подходе возможно «вылепить» импровизатора, способного передать в движении, пластике свои мысли и чувства.
В занятиях с дошкольниками можно выделить несколько направлений развития способности к импровизации:
1. Ощущение «тела»;
2. Общение с партнером — партнеринг;
3. Осмысление движения в творчестве: рисунок, поделка…;
4. Набор движений для создания базовой основы к импровизации.
Весь урок строится в игре. Игры подбираются с учетом решения поставленных задач: раскрепощение, ощущение свободы своего тела, ощущение партнера и пространства. Рассмотрим некоторые апробированные в работе с дошкольниками игры.
Игра «Части тела». Изучаем части тела знакомые и незнакомые детям. После знакомства, дается задание подвигать (потанцевать) определенной частью тела. Движения построены на импровизации. На следующей стадии игры задания усложняются: добавляется скорость, динамика движения.
Юные танцоры должны привыкнуть к процессу импровизации, они должны быть способны видеть и реагировать на то, что они видят. Эти навыки представлены упражнением «Зеркало». Дети смотрят в зеркало, «строят гримасы» развивая мимические мышцы, затем задание усложняется, эти мимические ощущения ребенок должен передать, не глядя в зеркало. Тем самым развиваются внутренние ощущения. Вариант усложнения игры: дети становятся парами: один изображает зеркало, второй — отражение. Задача, добиться неузнаваемости зеркала и отражения.
В коллективе важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу. Для сплочения предлагается игра «Партнеринг». Дети становятся в пары (предварительно педагог наблюдает — кто как с кем контактирует), один в паре закрывает глаза, полностью доверяясь своему партнеру, который ладошкой подает импульсы в спину партнера, направляя его движение. Задача второго провести партнера без столкновений, первого — полностью довериться партнеру.
Еще один удачный прием «Представь, кто ты». Дети закрывают глаза. Учитель дает задание представить себя птицей. Рассказ о том какая это птица, помогает ребенку представить её в своем воображении, Затем представления необходимо показать в движении. У детей получаются совершенно разные образы, поэтому движения разнообразны. Наблюдательность за явлениями природы, побуждает фантазию и сподвигает к импровизации. В связи с этим на своих уроках часто даю задание: понаблюдать за явлением, животным, предметом, а затем на уроке рассказать об этом. Результат бывает очень неожиданным, в разнообразных формах: рассказы, звукоподражание, рисунок, показ движения.
Игра «Слово-Действие». Педагог называет качество движения. Например: дерево качается (покачивание), сладкая тянучка (растяжка), скручиваем рулет (скручивание), опаздываем (ходьба, бег). Усложнение упражнения заключается в самостоятельном сочинении историй на основе полученного опыта. Освоение приема расширяет кругозор ребенка. Педагог же наблюдая за детьми, получает информацию о кругозоре ребенка, общении в кругу семьи, внутреннем состоянии, характере, темпераменте.
Игра «Молчанка» требует наличия небольшого опыта движений. Цель - внимательно следить за сменой движений педагога, который молчит и делает их в продвижении по залу, и повторять движения. Результат бывает очень неожиданным: дети, увлекаясь, активно входят в процесс и начинают самостоятельно сочинять движения, как бы не замечая всех вокруг, — это сверх результат в развитии способности к импровизации дошкольников.
Приведенный пример игр-упражнений использовался в работе с детьми 3—7 лет. В процессе реализации серии упражнений было уделено внимание всем указанным выше направлениям развития. Результат проявления самостоятельного выполнения заданий, в том числе и элементов танцевальной импровизации, был разным. Не у всех детей получалось выполнение заданий, т. к. речь идет о творчестве, которое требует наличия хореографической одаренности, таланта. У детей, не получивших ожидаемый результат, есть свои причины: личностные, психологические и др. И все же для них использованные приемы были также полезны в плане арт-терапии.
Таким образом, наблюдение за действиями дошкольников, использование различных приемов побуждения фантазии, творчества и ощущения свободы тела способствуют развитию способности к импровизации.
Список литературы:
1.Гришон А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html (дата обращения 12.08.2013).
2.Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия [Текст] /Под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. — 584 с.
3.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] /Н.В. Самоукина. М., 1993. — 144 с.
4.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. М., 2001. — 160 с.
дипломов
Комментарии (3)
Оставить комментарий