Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Василец Л.М. РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 23.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РУНИЧЕСКОЕ  ПИСЬМО  ДРЕВНИХ  ГЕРМАНЦЕВ

Василец  Лана  Михайловна

студент  2  курса  кафедры  образования  в  области  романо-германских  языков  Школы  педагогики  Дальневосточного  федерального  университета,

г.  Уссурийск

E-mail:  majorochka_@mail.ru

Емельянова  Светлана  Михайловна

научный  руководитель,  канд.  филолог.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  образования  в  области  романо-германских  языков  Школы  педагогики  Дальневосточного  федерального  университета,  г.  Уссурийск

 

Германцы  пользовались  при  создании  своих  письменных  памятников  тремя  различными  алфавитами,  которые  хронологически  сменяли  друг  друга:  рунический,  готский  и  латинский.  Самые  древние  памятники  древнегерманской  письменности  написаны  рунами.

Вопрос  о  возникновении  рунического  алфавита  возник  давно,  но  единодушного  решения  этого  вопроса  до  настоящего  времени  не  существует.  Мнение  исследователей  в  целом  сводятся  к  тому,  что  буквы  этого  алфавита  заимствованы  из  латинского  алфавита  или,  может  быть,  из  какого-то  другого  италийского  алфавита,  близкого  к  латинскому.  Изменения,  которым  подверглись  в  руническом  письме  латинские  буквы,  объясняются  техникой  письма  у  древних  германцев  в  раннюю  эпоху.  Первоначально  буквы  не  наносились  на  материал  какой-либо  краской,  а  вырезывались  по  дереву  или  по  кости  или  высекались  по  камню  [2,  с.  12].  При  вырезывании  по  дереву  не  всякая  линия,  входившая  в  начертание  той  или  иной  латинской  буквы,  могла  быть  проведена.  Так,  например,  не  могли  быть  проведены  горизонтальные  линии.  Если  режущим  инструментом  провести  горизонтальную  линию,  т.  е.  провести  инструмент  между  волокнами  дерева,  он  только  отделит  эти  волокна  друг  от  друга,  а  когда  он  будет  вынут,  волокна  опять  сойдутся  и  никакой  линии  не  получится.  Поэтому  в  составе  рунических  букв  нет  горизонтальных  линий,  они  заменяются  косыми  линиями.  С  большим  трудом  могут  быть  вырезаны  по  дереву  и  кривые  (круглые)  линии.  Поэтому  они  заменяются  ломаными  линиями.

Время  и  место  создания  рунического  алфавита  так  же  точно  не  установлены.  Ученые  предполагают,  что  он  был  создан  в  каком-то  районе,  где  территория,  населённая  германцами,  соприкасалась  с  территорией  Римской  империи,  примерно  во  II—III  вв.  н.  э.  Самые  ранние  рунические  надписи  относятся  к  этому  времени  [2,  c.  13].

Рунический  алфавит  германцев,  так  называемые  «старшие  руны»  насчитывал  24  знака.  По  первым  шести  буквам  он  получил  название  «футарк»  (fuÞark)  [5].  Эти  знаки  представляют  собою  комбинацию  вертикальных  и  горизонтальных  линий.  Помимо  старших,  или  общегерманских  рун,  известны  более  поздние  их  варианты  —  младшие  руны,  инвентарь  которых  был  уменьшен  до  16  знаков,  так  как  добавлялись  новые  знаки,  а  некоторые  старые  выходили  из  употребления  [4].

Большинство  надписей  —  отдельные  слова  (часто  собственные  имена).  Юлий  Цезарь  сообщал  в  середине  I  в.  до  н.  э.,  что  у  германцев  существует  обычай  гадать  на  жеребьёвых  палочках.  Тацит  подробнее  рассказал  о  нём:  «срубленную  с  плодового  дерева  ветку  они  нарезают  плашками  и,  нанеся  на  них  особые  знаки,  высыпают  затем,  как  придется,  на  белоснежную  ткань.  После  этого,  если  гадание  производится  в  общественных  целях,  жрец  племени,  если  частным  образом,  —  глава  семьи,  вознеся  молитвы  богам  и  устремив  взор  в  небо,  трижды  вынимает  по  одной  плашке  и  толкует  предрекаемое  в  соответствии  с  выскобленными  на  них  заранее  знаками»  [3].  Результаты  гадания  жрец  сообщал  тайно,  чтобы  никто  посторонний  не  смог  бы  этого  услышать.  Обряд  бросания  рун  известен  как  “Raed  Waen”.  В  буквальном  переводе  это  означает  «ехать  в  колеснице»,  т.  е.  быть  подобно  божеству  в  его  колеснице,  возможность  видеть  вещи  в  прошлом,  настоящем  и  будущем.  Raed  Waen  —  обряд,  в  котором  происходит  бросание  гадательных  знаков  (рун)  [5].

Само  слово  «руна»  означает  «тайна».  В  современном  немецком  языке  сохранился  глагол  raunen  «таинственно  шептать».  Германцы,  как  и  другие  народы,  приписывали  письму  магическое  значение,  употребляя  его  преимущественно  в  сакральных  целях  для  заговоров,  заклинаний  и  прорицаний  [1,  с.  32].  Назначение  рунических  надписей  —  ограждать  владельца  предмета  от  злых  сил  и  от  врагов,  охранять  покойников  и  удерживать  их  в  могиле  и  т.  д.

Специфика  применения  рунического  письма  нашла  отражение  в  лексике  германских  языков.  Так,  немецкое  существительное  Buchstabe  (Buche  +  Stab)  «буква»  обозначало  буковую  ветвь  (Buchenzweig).  На  такой  ветви  германцы  вырезали  рунические  знаки.  Лексическая  единица  современного  немецкого  языка  Buch  «книга»  обозначало  в  те  давние  времена  буковую  дощечку  или  в  собирательном  значении  «письмена».  Немецкий  глагол  lesen  «читать»,  первоначально  значивший  «собирать,  выбирать»  глазами  знаки,  буквы  (разбросанные  буковые  палочки)  и  придавать  им  смысл,  сохранил  это  значение  как  менее  употребительное  наряду  с  новым  «читать»,  старое  же  лучше  всего  сохранилось  в  глаголе  auflesen  «подбирать»  и  в  ряде  сложных  существительных,  например,  Weinlese  «сбор  винограда»  [5].

Древние  германцы  верили  в  защитную  силу  некоторых  рунических  знаков,  поэтому  наносили  их  на  оружие  и  предметы  домашнего  обихода,  сделанных  из  дерева.  Позднее  руну  наносились  на  каменные  плиты,  на  металл,  в  частности  на  изделия  из  золота.  Наиболее  древние  памятники  рунического  письма  обнаружены  в  Дании,  всего  там  было  найдено  около  500  рунических  надписей.  В  Англии  до  настоящего  времени  сохранился  так  называемый  Рутвельский  крест  —  большой  каменный  крест  в  районе  деревни  Рутвел  (в  Шотландии),  на  котором  высечена  руническим  письмом  часть  религиозной  поэмы,  касающейся  креста  [2,  с.  13].

«Второй  по  времени  алфавит,  существовавший  у  германских  племён,  —  это  готский  алфавит  Вульфилы  (IV  в.)  Готский  перевод  евангелия,  сделанный  Вульфилой,  написан  своеобразным  алфавитом,  в  основу  которого  положен  греческий  алфавит,  с  добавлением  некоторых  латинских  и  рунических  букв.  Готский  алфавит  не  следует  путать  с  готическим  шрифтом,  который  применяется  до  настоящего  времени  в  немецкой  письменности  (преимущественно  для  оформления  заголовков,  вывесок  и  т.  д.)  и  представляет  собой  видоизменённый  латинский  алфавит.

Третий  и  последний  по  времени  алфавит,  которым  пользовались  германские  племена  и  которым  пользуются  сейчас  большинство  европейских  стран  —  это  латинский  алфавит.  Он  вытеснил  рунический  алфавит  в  связи  с  изменением  техники  письма  (техника  вырезывания  сменилась  техникой  нанесения  краски  на  материал  —  пергамент  или  папирус)  и  в  связи  с  распространением  христианства  и  христианских  религиозных  текстов  на  латинском  языке  [2,  с.  14].  Но  рукописи,  в  которых  использовалось  руническое  письмо,  встречались  еще  в  XIV  в.,  а  в  частных  записях  руны  употреблялись  в  виде  исключения  до  XVI—XVII  вв.,  особенно  в  Швеции.

Руническое  письмо  было  одним  из  важнейших  культурных  завоеваний  германских  племен  на  заре  эпохи  Великого  переселения  народов.  Однако,  в  силу  своего  преимущественно  культового  назначения  оно  не  могло  получить  и  не  получило  значительного  распространения.

 

Список  литературы:

  1. Жирмунский  В.М.  История  немецкого  языка.  Издание  3-е,  исправленное  и  дополненное.  —  М.:  Издательство  «Литература  на  иностранных  языках»,1948.  —  300  с.
  2. Ильиш  Б.А.  История  английского  языка.  Издание  4-е  переработанное  и  дополненное.  —  М.:  Издательство  «Литература  на  иностранных  языках»,  1958.  —  367  с.
  3. Руны  [Электронный  ресурс]  //  Википедия  свободная  энциклопедия  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%BD%D1%8B
  4. Руны  старшие,  длинные  пальцы  Одина  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.rbardalzo.narod.ru/4/run_st.html
  5. Соловьева  Л.Н.  Древние  германцы  и  их  языки  [Электронный  ресурс]  //  Русский  филологический  портал  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.philology.ru/linguistics3/solovyeva-80.htm
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Фесенко Ирина 21.05.2013 18:17
нам, как изучающим немецкий язык, данная статья дает еще больший объем информации о интересующем нас языке. тем более, что знание истории языка немного приближает нас к пониманию его современного варианта.

Оставить комментарий