Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
КОНЦЕПТ «СОВЕСТЬ» В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

КОНЦЕПТ  «СОВЕСТЬ»  В  РУССКОМ  ЯЗЫКОВОМ  СОЗНАНИИ

Мкртчян  Каринэ  Владимировна

студент  4  курса,  кафедра  «Лингвистика»,  ФГБОУ  ВПО  «Южно-Уральский  государственный  университет»  (национальный  исследовательский  университет),  филиал  в  г.  Озёрске

E-mailzorro-77777@mail.ru

Аверина  Марина  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  зав.  Кафедрой  «Лингвистика»,  ФГБОУ  ВПО  «Южно-Уральский  государственный  университет»  (национальный  исследовательский  университет),  филиал  в  г.  Озёрске

E-mail:  marina651@mail.ru

 

Совесть  —  философская  категория,  выражающая  высшую  форму  способности  личности  к  моральному  самоконтролю,  сторону  ее  самосознания.  Совесть  включает  самооценку  уже  совершенных  действий  на  основе  понимания  человеком  своей  ответственности  перед  обществом.  Она  подразумевает  способность  индивида  критически  относиться  к  своим  и  чужим  мнениям,  ответственность  человека  не  только  за  собственные  действия,  но  и  за  все  происходящее  вокруг  него. 

Совесть  —  общественно  воспитуемая  способность  человека.  Она  является  внутренним  двигателем  нравственного  самосовершенствования  личности  и  стимулом  ее  практического  отношения  к  действительности. 

Рассмотрим  словарные  дефиниции  лексемы  «совесть»,  которая  лежит  в  основе  одноимённого  концепта.

В  толковом  словаре  В.И.  Даля  значение  лексемы  «совесть»  определено  как  1)  'нравственное  сознание,  нравственное  чутье  или  чувство  в  человеке';  2)  'внутреннее  сознание  добра  и  зла';  3)  'тайник  души,  в  котором  отзывается  одобрение  или  осуждение  каждого  поступка';  4)'способность  распознавать  качество  поступка';  5)'чувство,  побуждающее  к  истине  и  добру,  отвращающее  ото  лжи  и  зла';  6)'невольная  любовь  к  добру  и  к  истине';  7)'прирожденная  правда,  в  различной  степени  развития'  [1].

В  толковом  словаре  русского  языка  С.И.  Ожегова  указано  такое  значение  лексемы  «совесть»:  1)  'чувство  нравственной  ответственности  за  свое  поведение  перед  окружающими  людьми,  обществом'  [3]. 

В  словаре  же  русского  языка  А.П.  Евгеньевой  даны  следующие  значения  лексемы  «совесть»:  1)  'чувство  и  сознание  моральной  ответственности  за  свое  поведение  и  поступки  перед  самим  собой,  перед  окружающими  людьми,  обществом';  2)  'нравственные  принципы,  взгляды,  убеждения'. 

Таким  образом,  ядерной  семой  исследуемой  лексемы  является  1)  сознание  моральной  ответственности  за  свое  поведение  '.  Околоядерной  семой  лексемы  «совесть»  являются  —  'нравственные  принципы,  взгляды,  убеждения'  Периферийные  семы  —  1)'тайник  души,  в  котором  отзывается  одобрение  или  осуждение  каждого  поступка';  2)'качественно,  хорошо,  усердно'. 

Цель  нашей  работы  –  описать  вербализацию  концепта  «совесть»  в  русском  сознании.

Под  концептом  мы  понимаем  многомерный  мыслительный  конструктор,  отражающий  процесс  познания  мира,  результаты  человеческой  деятельности,  его  опыт  и  знания  о  мире,  хранящий  информацию  о  нём

Материалом  нашего  анализа  является  картотека,  собранная  методом  сплошной  выборки  из  русского  фольклора  (русские  народные  сказки,  пословицы  и  поговорки),  публицистики  и  художественных  текстов  ХYIII—ХХI  вв.

Проведённый  анализ  позволил  представить  концепт  четырьмя  фреймами.

Под  фреймом  мы  понимаем  многокомпонентный  концепт,  представляющий  собой  совокупность  стандартных  знаний  о  предмете,  явлении  и  ситуации.

Фрейм  1  «Совесть  —  моральная  ответственность».  Ответственность  в  нашем  понимании  необходимость,  обязанность  отдавать  кому-нибудь  отчет  в  своих  действиях,  поступках.

Так  как  ответственность  имеет  несколько  форм  проявления,  данный  фрейм  представляют  4  слота.  Слот  —  это  составляющая  фрейма,  характеризующая  некоторое  свойство  или  связь  описываемого  фреймом  понятия  или  объекта. 

Слот  №  1  «Угрызения,  мучения  совести».  Под  угрызениями  совести  мы  понимаем  моральный  дискомфорт,  мучение,  терзание  себя  вследствие  осознания  своего  неправильного  поступка,  поведения,  своей  вины  [3]. 

Угрызения  совести  могут  настолько  сильно  замучить  человека,  как  бы  разъесть  его  изнутри,  что,  в  конечном  счете,  он  может  и  погибнуть. 

Совесть  мучит,  снедает,  томит  и  убивает  (Пословица).

Все  мы  знаем,  как  мучительны  зубные  боли,  как  сложно  от  них  избавится,  и  как  сильно  они  изматывают  человека,  так  вот,  народная  мудрость  гласит,  что  муки  от  угрызений  совести  сродни  этой  боли. 

Больная  совесть,  что  больной  зуб  (Пословица).

Мучения  совести  имеют  более  сильное  воздействие,  чем  порицания  со  стороны  другого  человека.

Столь  много  речь  твоя  меня  не  укоряет,

Как  совесть  внутрь  грызет  меня  и  обличает!  (М.В.  Ломоносов.  «Демофонт»).

Угрызения  совести  проявляют  себя  внезапно,  они  как  бы  захватывают  человека  врасплох  и  заставляют  его  осознать  всю  суть  его  поступка,  медленно  капая  на  его  сознание,  въедаясь  в  его  мысли.

Но  под  конец  он  вдруг  стал  опять  беспокоен;  точно  угрызение  совести  вдруг  начало  его  мучить:  «Вот,  сижу,  песни  слушаю,  а  разве  то  мне  надобно  делать!»  (Ф.М.  Достоевский.  «Преступление  и  наказание»).

Слот  №  2  «Чистая  совесть  —  спокойствие  и  счастье».  Под  спокойствием  мы  понимаем  уравновешенное,  спокойное  состояние  духа,  отсутствие  забот  и  тревог.  Счастье  же  в  нашем  понимании  есть  успех,  удача,  чувство  и  состояние  полного,  высшего  удовлетворения  [5].

Народная  мудрость  гласит,  что  залогом  счастья  является  спокойная  чистая  совесть.

Счастлив  тот,  у  кого  совесть  спокойна  (Пословица). 

Чистая  совесть  не  будет  мучить  нас  угрызениями  и  бессонницей,  ведь  человек,  совесть  которого  не  запятнана,  чувствует  себя  во  всех  отношениях  замечательно,  и  во  сне  к  нему  не  будут  приходить  обличающие  его  сны. 

Чистая  совесть  —  самая  лучшая  подушка  (Пословица).  Кто  чистую  совесть  имеет,  тот  спокойно  спать  ложится  (Пословица).

Наше  спокойствие  и  счастье  зависят  от  чистоты  совести,  ведь  нет  причин  для  беспокойства,  тревог  и  страха  наказания.

Я  получаю,  конечно,  не  много  барыша,  да  зато  идет  обо  мне  добрая  слава;  зато  у  меня  совесть  чиста  и  покойна,  а  у  кого  покойна  совесть,  тот  счастлив  в  здешней  жизни,  и  ничего  не  боится,  и  ни  от  чего  не  бледнеет...(Н.М.  Карамзин.  «Письма  русского  путешественника»).

Слот  №  3  «Нечистая  совесть  —  страх  и  бессонница».  Страх  есть  очень  сильный  испуг,  сильная  боязнь  [3].

В  народе  издревле  считали  бессонницу  причиной  нечистой  совести.  Человек,  чья  совесть  запятнана,  не  может  спокойно  спать,  так  как  его  мучают  угрызения  совести  и  страх  расплаты  за  свои  злодеяния.

Нечистая  совесть  спать  не  дает  (Пословица).  Вот  пошел  Наум  в  комнаты,  а  Влас  да  Антон  стали  под  окно  слушать.  У  судьи  совесть-то  нечиста,  так  ночью  не  спится  (Русская  народная  сказка  «Воры  и  судья»).

Человек,  с  нечистой  совестью  считает,  что  все  вокруг  знают  о  его  проступке  и  готовы  обличить  его,  везде  ему  видится  предстоящее  наказание,  он  боится  смотреть  людям  в  глаза  и  постоянно  нервничает,  медленно  сходя  с  ума.

Черной  совести  и  тень  кочерги  виселицей  кажется  (Пословица).  Да,  вы.  Вы  на  меня  никогда  не  смотрите,  точно  у  вас  совесть  не  чиста.  (И.С.  Тургенев  «Отцы  и  дети»)

Слот  №  4  «Безразличие  совести».  Безразличие  —  это  равнодушие,  безучастное  отношение  к  кому-либо,  чему-нибудь  [3]. 

Ярким  примером  идиллии  между  совестью  и  ее  хозяином  является  герой  романа  Ф.М.  Достоевского  «Преступление  и  наказание».  Полнейшее  безразличие  к  совершенному  убийству  мы  находим  в  делах  и  поступках  Родиона  Раскольникова. 

Совесть  моя  спокойна.  Конечно,  сделано  уголовное  преступление;  конечно,  нарушена  буква  закона  и  пролита  кровь,  ну  и  возьмите  за  букву  закона  мою  голову...  и  довольно!  (Ф.М.  Достоевский.  «Преступление  и  наказание»)

Как  это  ни  прискорбно,  но  совесть  очень  часто  оставляет  гнусные  поступки  без  внимания,  совесть  неизвестных  нам  людей  совершенно  равнодушно  воспринимает  подлый  поступок,  совершаемый  ими.

Они  закрепили  за  17-летней  девушкой  комнату  в  муниципальном  общежитии,  в  которой  уже  много  лет  работает  стоматологический  кабинет,  и  со  спокойной  совестью  поставили  в  отчете  очередную  галочку  о  выполненной  работе  (Татьяна  Тараканова.  Подселили  к  стоматологу.  Российская  газета.  03.06.2009).

Второй  фрейм  «Совесть  —  нравственные  принципы,  взгляды,  убеждения»,  по  нашим  наблюдениям,  представлен  4  слота.

Слот  №  1  «Совесть  —  верный  советчик».  Все  мы  знаем,  что  совесть  часто  предостерегает  нас  от  совершения  каких-либо  поступков  и  нередко  спасает  нас  от  неприятностей. 

Совесть  отождествляется  с  другом,  который  всегда  поможет  советом,  предостережет  тебя,  предупредит  о  возможных  неприятностях.  Она  не  стоит  в  стороне,  пока  ты  принимаешь  важное  решение,  она  направляет  тебя,  помогает  сделать  правильный  выбор.

Кто  остережет?  Та  же  совесть.  Ведай,  что  совесть,  как  друг,  всегда  остерегает  прежде,  нежели  как  судья  наказывает  (Д.И.  Фонвизин.  «Недоросль»).

Совесть  как  путеводная  звезда,  всегда  направит  вас  на  путь  истинный,  главное  прислушиваться  к  ней  и  не  игнорировать  ее  советы.

Совесть  —  верный  советник  (Пословица).  Зависть  воздвигала  бури  против  моего  славного  и  добродетельного  супруга,  но  он,  с  чистой  душою,  смело  стоял  на  корме,  крепко  держался  за  руль  совести,  рассекал  волны…  (Н.М.  Карамзин.  «Письма  русского  путешественника»).  В  таком  случае,  разумеется,  не  может  быть  колебаний:  совесть  и  память  сердца  тотчас  же  подскажут,  что  именно  надо  рассказать  (Ф.М.  Достоевский.  «Идиот»).

Слот  №  2  «Отсутствие  совести,  как  нравственного  мерила».  Нравственность  —  это  внутренняя  оценка  человеком  норм  своего  поведения  и  своих  поступков  с  точки  зрения  добра  и  зла.

С  давних  времен  люди  отмечали  нравственные  функции  совести  и  сетовали  на  ее  отсутствие  друг  у  друга.

Что  того  и  совестить,  у  кого  нет  совести  (Пословица).  У  него  совесть  —  мешок:  что  хочешь  положь  (Пословица).

Отсутствие  совести,  заведомая  ложь  и  является  злом.

Другое  дело,  что  его  преемница  в  госдепартаменте  Кондолиза  Райс  без  всякого  зазрения  совести  публично  отстаивала  заведомую  неправду  вокруг  августовских  событий  2008  г.  в  Южной  Осетии  (Андрей  Шитов.  Честь  и  совесть.  Российская  газета.  22.07.2010).

Слот  №  3  «Продажность  совести».  Все  мы  знаем,  что  продажность  есть  готовность  человека  за  определенную  плату  пойти  на  различные  бесчестные  и  гнусные  поступки. 

Люди  всегда  знали  о  продажности  совести  некоторых  людей. 

Кто  купит  меня,  тому  и  совесть  моя  (Пословица).  Где  говорят  деньги,  там  молчит  совесть  (Пословица).  Соблазн  велик  —  и  совесть  молчит  (Пословица.)

Слот  №  4  «Искренне,  честно».  Люди  во  все  времена  ценили  искренность  и  честность,  а  так  как  совесть  тесно  связана  с  ними,  то  ее  часто  задействуют  в  качестве  их  синонима.  Что  же  означают  эти  понятия?  Искренним  считается  человек,  выражающий  подлинные  чувства;  правдивый,  откровенный.  Честным  же  является  человек,  проникнутый  искренностью  и  прямотой  [3].

Признался  во  всем  королю  по  совести  и  стал  на  службу  проситься.  (Русская  народная  сказка  «Окаменелое  царство»).

Вопрошающий  надеется,  что  совесть  его  собеседника  не  даст  ему  солгать  при  ответе  на  заданный  вопрос.

Ноздрев!  Скажи  по  совести,  кто  тебе  дороже,  отец  родной  или  Чичиков?  (Н.В.  Гоголь  «Мертвые  души»).  Признайся,  —  говорит,  —  по  совести,  отколь  золото  брал?  (Русская  народная  сказка  «Морока»).

Люди  часто  сообщают,  что  их  слова  правдивы  и  не  содержат  в  себе  никакой  лжи  и  лукавства.

Кто  старое  помянет,  тому  глаз  вон,  —  сказала  она,  —  тем  более  что,  говоря  по  совести,  и  я  согрешила  тогда  если  не  кокетством,  так  чем-то  другим  (И.С.  Тургенев.  «Отцы  и  дети»).

Третий  фрейм  «Тайник  души».  Совесть  —  главный  свидетель».  Совесть  является  неизменным  свидетелем  всех  наших  проступков.

От  человека  утаишь,  от  совести  не  утаишь  (Пословица).  Совесть  —  тысяча  свидетелей  (Пословица).  С  совестью  не  разминуться  (Пословица).

Наши  поступки  совершаются  на  глазах  у  нашей  совести,  и  при  этом  она  же  и  является  главным  нашим  душевным  судьей.  Как  бы  мы  не  пытались  скрыть  от  всех  наши  злодеяния,  всегда  останется  то,  что  будет  напоминать  нам  о  них  —  наша  совесть.

О!  если  бы  человек,  входя  почасту  во  внутренность  свою,  исповедал  бы  неукротимому  судии  своему,  совести,  свои  деяния  (А.Н.  Радищев.  «Путешествие  из  Петербурга  в  Москву»).

Без  награды  добродетель  не  бывает  никогда;

Ей  в  подсолнечной  свидетель  Бог  и  совесть  завсегда  (Н.М.  Карамзин.  «Письма  русского  путешественника»).

И,  наконец,  четвертый  фрейм  «Качественно,  хорошо,  усердно  как  проявление  совести».  Человек  старается  выполнять  свою  работу  качественно,  чтобы  потом  со  спокойной  совестью  и  даже  гордостью  созерцать  плоды  своих  трудов. 

Старичок  показывает,  дурень  старается,  на  совесть  все  делает  —  и  паруса  готовы,  прилажены  (Русская  народная  сказка  «Летучий  корабль»).

Работать  на  совесть  —  значит  работать  качественно  и  усердно. 

«Я  как  житель  этого  дома,  должен  высказать  большую  благодарность  всем  строителям  и  вдохновителям.  Все  работали  на  совесть»,  —  оценил  он  перешел  к  политике  (Кира  Латухина.  Путин  встретился  с  ветеранами  сцены.  Российская  газета  20.05.2013).

Люди  хорошо  и  усердно  выполняют  всякую  работу  просто  потому,  что  по-другому  они  не  умеют.  И  следовательно,  наш  тайный  свидетель  —  совесть  может  быть  спокойна.

Хотелось  бы  только  сказать,  что  работал  и  работаю  я  на  совесть.  Беда  только  в  том,  что  приспосабливаться  я  не  умею  (Советская  Россия.  18.01.2013).

Проанализировав  материал  картотеки,  мы  пришли  к  выводу:  представления  о  совести  в  русской  языковой  картине  мира  связаны  с  чувством  ответственности  перед  самим  собой  и  окружающими  людьми,  убеждениями  человека,  его  душевной  чистотой  и  добротой. 

 

Список  литературы:

  1. Даль  В.И.  Толковый  словарь  русского  языка.//В.И.  Даль.  —  М.,  1998
  2. Муфазалова  Л.С.  Концепт  совесть  в  русской  языковой  картине  мира/  Л.С.  Муфазалова  //  Вестник  Иркутского  Государственного  Технического  Университета.  Научная  статья.  —  2011.  —  №  11.  —  C.  352—358.
  3. Ожегов  С.И.  Толковый  словарь  русского  языка.  //  С.И.  Ожегов.  —  М.:  ООО  «ИТИ  Технологии»,  2003.  —  922  с.
  4. Трессидер  Джек.  Словарь  символов.  //  Джек  Трессидер.  —  М.,  2001.  —  454  с.
  5. Филиппов  А.В.  Тысяча  состояний  души.  Краткий  психолого-филологический  словарь  /  А.В.  Филиппов,  Н.Н.  Романова,  Т.В.  Летягова  —  М.:  Флинта,  2011.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (8)

# Светлана 21.05.2013 02:30
Очень интересная лингво-философская тема! Примеры приведены исчерпывающие, написано все доступным языком)
# Марина Александровна 21.05.2013 14:41
Высокий уровень самостоятельности исследования. Грамотное и доходчивое изложение. Интересно и занимательно.
# Люба 23.05.2013 05:33
О сложном так просто и доходчиво. Лёгкий язык. Успехов в научных открытиях
# Татьяна 23.05.2013 05:37
О сколько нам открытий чудных несёт данная работа. Дерзайте и не останавливайтесь на достигнутом
# Павел 23.05.2013 05:40
Материал может использовать широкий круг студентов как для аудиторной, так и для самостоятельной работы
# Кристина Сергеевна 23.05.2013 05:43
Исследователь опирается на многочисленные теоретические работы и учитывает опыт существующих интерпретаций
# Иван 23.05.2013 05:47
Целью исследования является закрепление лексико-семантических навыков, проверка овладения учебным материалом, языковыми компетенциями и умениями смысловой обработки информации. Считаю, что цель достигнута.
# Таня Потеряева 23.05.2013 05:56
Автор статьи заставляет читателя размышлять о сложных философских вопросах

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.