Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2020 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гунченко М.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(96). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(96).pdf (дата обращения: 16.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гунченко Мария Геннадьевна

магистрант, кафедра изобразительного искусства Белгородский исследовательский университет НИУ «БелГУ»

РФ, г. Белгород

Башкатов Иван Александрович

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф. кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, Белгородский исследовательский университет НИУ «БелГУ»

РФ, гБелгород

WORKING TO DEVELOP THE IMAGINATION OF SENIOR PRESCHOOL AGE

 

Maria Gunchenko

student, Department of Fine Arts Belgorod Research University NRU «BelSU»

Russia, Belgorod

Ivan Bashkatov

scientific adviser, Dr. ped. Sci., Professor of the Department of Theory, Pedagogy and Methods of Primary Education and Fine Arts Belgorod Research University NRU «BelSU»

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Для развития воображения детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать не только традиционные, но и нетрадиционные техники рисования. В данной статье нами рассмотрены некоторые наиболее интересные техники рисования для детей старшего дошкольного возраста. Такие техники вызывают у детей повышенный интерес. Их творческий потенциал постоянно находится в активном состоянии, а значит педагог проводит работу по формированию воображения более эффективно.

ABSTRACT

To develop the imagination of older preschool children, it is advisable to use not only traditional, but also non-traditional drawing techniques. In this article, we have examined some of the most interesting drawing techniques for older preschool children. Such techniques are of great interest to children. Their creative potential is constantly in an active state, which means that the teacher conducts work on the formation of imagination more effectively.

 

Ключевые слова: воображение, нетрадиционные техники рисования, старший дошкольный возраст.

Keywords: imagination, non-traditional drawing techniques, senior preschool age.

 

В научной психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований по вопросам и проблемам развития воображения ребёнка. Рассмотрим несколько определений термина «воображение».

В Толковом словаре С.И. Ожегова «воображение» рассматривается как некоторая особенность, способность к воображению, мышлению в творческом контексте, фантазированию. [5, с. 94].

Согласно информации из психологического словаря, под «воображением» понимается такая способность личности к формированию новых образов реальности, которая достигается посредством обработки полученного на практике, в процессе интеллектуальной и чувственной деятельноти жизненного опыта [4, с. 209].

Термин «воображение» в педагогическом словаре рассматривается с точки зрения психического процесса, имеющего возможность создавать в мышлении образы предметов и объектов, которые не находитятся в поле зрения в настоящий момент времени [3, с.120].

По мнению Л.С. Выготского, особенность воображения проявляется в том, что предметы и объекты воображаемого не повторяют ничего из накопленного опыта ребёнка, а создают новые вариации соединений из элементов имеющего опыта. Иными словами, когда личность добавляет в свой мысленный образ что-то новое, чем раньше она не оперировала, возникает принципиально новый образ, который и является продуктом процесса воображения [1, с. 328].

В своём труде «Основы общей психологии», С.Л. Рубинштейн говорит о «воображении» как о преобразовании имеющегося ранее опыта. Таким образом, учёном рассматривается воображение, как процесс преобразование имеющегося, который протекает в мыслительно-образной форме [6, с. 269].

В методико-педагогической литературе накоплен богатый опыт педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования, которые способствовали бы развитию воображения старшего дошкольника. Опираясь на разработки Г.Г. Григорьевой, рассмотрим некоторые из них [2, с. 84].

Первая техника, которую мы рассмотрим в данной работе - носит название «Техника выполнения витражей» или «Клеевые картинки». Для выполнения данной работы детям предлагается нарисовать контур желаемого рисунка простым карандашом, а затем обвести по кунтуру клеем ПВА. Для выполнения данного процесса комфортнее пользоваться флаконов, имеющим носик-дозатор. Далее, следует оставить работы до полного высыхания клея. После этого можно приступать к раскрашиванию пространства между контурами красками. Благодаря клею, краска не будет растекаться за контуры границы.

С точки зрения развития воображения вызывает работа в технике «Кляксография». Для работы потребуется бумага, трубочка для коктейля и акварельные краски. Нужно поставить на листе бумаги цветную кляксу большого размера. Чтобы клякса была интересной, можно поворачивать лист из стороны в сторону, либо подуть на края яркого пятна с помощью трубочку.

Таким образом, мы получим интересный образ, который принимает очертания знакомых предметов. Можно также сделать несколько разноцветных клякс. За счёт того, что цвета клякс будут перетекать друг друга, смешиваться, образуются новые цвета. После, можно подрисовать некоторые элементы, чтобы картина приобрела смысл.

Работать над развитие воображения дошкольника педагогу можно и с дополнительным природным материало. Пример такой работы - техника «Печать растений». Ребятам предлагается раскрасить листочек краской, затем отпечатать его на листе бумаги. Можно использовать лист от любого дерева или кустарника; также можно использовать сухие листья.

Используя этот прием можно научить детей ориентироваться на листе бумаги, продумывать двух-трех плановую композицию. Раскладывая листья по листу бумаги, а потом их, закрашивая и отпечатывая.

Интересна для развития воображения так же работа с бросовым материалом. Техника «Художественный мусор» - фантазирование на мятом листе бумаги. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании делается более интенсивной, насыщенной. Получается нечто похожее на витражную живопись или мозаику.

Также для проработки оригинальных идей, необычных образов используется техника точечного рисунка (пуантилизм). для рисования в технике пуантилизм ощусествляется кончиком кисти, пальцами. Используя разные цвета, мы можем получить рисунок мозаичного типа.

Данные нетрадиционные техники можно между собой комбинировать.

Таким образом, учитывая возможности художественных нетрадиционных техник рисования, их можно использовать как важный инструмент, влияющий на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Рисование в нетрадиционных техниках – позволяет через игру научить дошкольника мыслить, они позволяют уйти от привычного, однообразного, не использовать в ходе выполнения заданий шаблонов и образцов, полностью и свободно погрузиться в творческий процесс. Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии у детей творческого воображения неограниченны, они стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, удивляют и восхищают детей, создают мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью.

 

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1998. – 273 с.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. – 448 с.
  4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 2003. – 672 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., доп.  М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.
  6. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.