Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Попова И.А. СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМЫ И ЦВЕТА В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(96). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(96).pdf (дата обращения: 16.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМЫ И ЦВЕТА В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Попова Ирина Алексеевна

cтудент, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

Декоративная композиция в изобразительном искусстве – это уход от трехмерного пространства, выполнение композиции в двухмерной перспективе, выявление характерных свойств предметов и создание художественного образа за счет стилизации формы и цвета, подчинение композиции единому ритму – движению в пространстве [1]. Итак, декоративная композиция - это плоскостное стилизованное изображение предметов на листе подчиненных единому ритму.

Стилизация предполагает сознательное использование художником форм, способов и приемов формообразования, ранее созданных в истории искусства. Стилизация также применяется с целью подчёркивания функциональных или художественно-выразительных качеств предмета. Предметом художественной игры могут избираться отдельные темы, формы и мотивы. Иногда подобный творческий метод так и называют — стилизацией мотива. Стилизация широко применялась советскими художники в плакатном искусстве, в живописи, мозаике, монументальной росписи.

Для декоративной стилизации характерно упрощение формы до геометрических составляющих, превращение объемного, трехмерного изображения в плоскостное, цветовое решение без выявления объема, ограниченная цветовая палитра.

Основными принципами стилизации в декоративной композиции являются: простота и наглядность; контурное выделение силуэта фигур; ограниченная цветовая палитра (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов); композиционная и цветовая выразительность надписей; острая типизация образов; отсутствие детализации; ритмическая организация пространства; сохранение композиционной целостности [2].

Понятие художественной стилизации появилось в России в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - М.А. Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов — «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации». С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции.

Существует несколько понятий стилизации. Термин «стилизация» трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». В декоративном искусстве стилизация — закономерный способ ритмической организации целого. Наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором, благодаря ей, объект изображения становится мотивом узора. Также под стилизацией в декоративной композиции подразумевается упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия [3]. Упрощенность и  лаконизм - характерные черты стилизованного рисунка. Еще одним понятием стилизации в декоративной композиции является декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов. Само понятие стилизации подразумевает собой изменение каких-либо характерных черт предмета, их обобщение, упрощение или усложнение формы или цвета предметов в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник.

Стилизация формы предполагает изменение формы предмета, ее упрощение или усложнение с выявлением геометрических составляющих предмета, подчеркивание формы предмета с помощью его удлинения или расширения в пространстве для создания художественного образа и метафоры. Метафора в стилизации также нужна для создания художественного образа, так как она дает возможность отразить человеческие качества как внешние, так и внутренние в форме предметов. Также стилизация формы связана с выявлением геометрических составляющих предмета. Стилизация цветов, например, получается с использованием геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, круга, пятиугольника. При помощи разных графических средств художники передают индивидуальные черты цветка или даже всего растения. Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Товарные знаки, знаки дорожные, имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать. Стилизация формы широко используется в декоративно прикладном искусстве, декоративной композиции, а также в создании логотипов, постеров, шаржей, где необходимо за счет изменения формы и цвета предметов показать их выразительность. Также с помощью стилизации намного проще ритмически организовать композицию, показать взаимосвязь главного с второстепенным. В стилизации формы также используется прием плоскостного изображения предметов, без выявления какого-либо объема.

Стилизация цвета предполагает изменение исходного цвета предмета, за счет применения различных техник. Стилизованное изображение должно при помощи цвета создавать необходимое впечатление и выражать замысел автора.

Для декоративной стилизации характерны нечеткие цветовые отношения, цвет используется локально и контрастно. Он способен сильно подчеркнуть желаемый эффект. При этом допускается стилизация предметов и человека даже в несвойственных для них оттенках цветов. С помощью цвета можно создать как плоскостное изображение, так и объемное. Объемное изображение отличается четким выделением свето-тоновой моделировки формы предмета. Каждая градация (собственная тень, рефлекс, полутень, свет, блик) выделяется четким контуром. Рефлекс и блик в данном случае могут отсутствовать, так как задачи строятся на выявлении декоративности предмета. Цвета в декоративной композиции используются локальные, палитра ограничивается небольшим количеством цветов, которые составляют гармоничное цветовое сочетание по цветовому кругу. Также как и в стилизации формы, в цветовой стилизации можно упрощать предметы с помощью цвета, используя один или два цвета, так и усложнять, используя прием оверлеппинга, с помощью наложения одной плоскости на другую получать новый цвет [2].

Одним из главных законов в стилизации цвета является закон контрастов, который  определяет выразительность всей композиции и способствует выходу на художественный образ. Контрасты – это противоположности, которые создают выразительность всей композиции. Контрасты могут быть сочетанием плоских и объемных изображений, теплых и холодных цветов, больших и малых предметов. Также в декоративной композиции, чтобы  лучше показать характерные черты и так контрастных предметов, например, вытянутой по форме бутылки и толстого кувшина, используется прием преувеличения-гиперболы. Художник создает контраст за счет увеличения характерных свойств предметов. Он вытягивает бутылку еще сильнее, а кувшин делает более толстым и приземистым, подчеркивая их противоположность.

Итак, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

 

Список литературы:

  1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 312, [1] с., [24] л. цв. ил.
  2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразит. искусство". - М. : Владос., 2004. - 144 с., [8] цв. ил.
  3. Стор, И.Н. Декоративная живопись : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 281500 "Художеств. проектирование текстил. изделий" / И. Н. Стор ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. текстил. ун-т им. А. Н. Косыгина. – Москва, 2004. - 328 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.