Статья опубликована в рамках: XCIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 марта 2021 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБРАЗ «БЕЗЗАЩИТНОГО» МАЛЬЧИКА В РАССКАЗЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
Федор Михайлович Достоевский - писатель реалист, многие его произведения основаны на реальных событиях. Его произведения всегда затрагивают душу читателя. И, независимо от жанрового своеобразия произведений Ф.М. Достоевского, они заставляют осмысливать происходящее, давать оценку и делать выводы.
Для полной ясности и достоверности вышеизложенного, мы бы хотели устремить взор на произведение Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». В рассказе описывается время, когда дети по-настоящему страдали от условий, в которых они оказывались либо по случайности, либо по закономерности социальных обстоятельств. Как и любой другой писатель Ф.М. Достоевский соблюдал правила художника – изображать реальную действительность, не лишая текст художественного вымысла.
В 1875 году он побывал в Колонии для малолетних преступников и на пути обратно встретил маленького мальчика: - «27 декабря Достоевский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П. А. Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Санкт-Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»» [1, c. 457]. Далее во вступлении мы узнаем о причине, заставившей писателя обратиться к этой теме. Лихачев в работе «В поисках выражения реального» писал: «Вера Достоевского в реальность описываемых им событий наиболее характерно проявляется во вступлении к рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»: Но я романист и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». Писатель «знает наверно», что сочинил рассказ, но одновременно как бы верит в реальность описанных событий» [2, с. 5].
Произведение было написано в жанре «рождественский рассказ» в 1876 году и опубликовано в январском выпуске «Дневника читателя». В основу произведения легли предновогодние впечатления.
Ф.М. Достоевский затрагивает самый беззащитный и бедный слой общества – бездомных детей. Описание реальных жизненных событий без лишних красок – естественная манера писателя. Критики отнеслись к произведению очень хорошо, но концовка удивила многих.
Автор черпал вдохновение из жизни и происходящие в рассказе события являются отражением суеты большого города. Писатель не даёт названия городу и героям. Данный приём позволяет читателю расширять представление о месте действия и соответственно наводит на мысль, что случай, описанный в рассказе, мог произойти с каждым и везде.
Образ героя заставляет взглянуть на мир глазами ребенка и пройти с ним все трудности. «Беззащитность», которая является неотъемлемой частью главного героя, заставляет его страдать. Обстоятельства загнали мальчика в тупик. Холод и голод, которые пронизывали его до костей, медленно тушили жизненную «искру» главного героя. Малая доля надежды держалась только благодаря детской неосознанности всего происходящего. Дух рождества проникает в сознание мальчика. Этот чудо- праздник – «рождество» родило в душе мальчика чувство детского восторга, питало его теплом: «Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок»[3, с. 2].
Как утверждает А.А. Захаров в своей статье: «Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев: помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т.д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра — жанра святочных рассказов» [4, c.1].
Но, к большому удивлению, герой не находит милосердия в городе. Ко всему этому он постоянно от всего гоним. Не находится ни одного человека, который бы выразил сочувствие ребенку, оказал бы ему помощь, выразил сострадание и милосердие. Напротив, его изгоняют из знатного дома, сунув в руки копейку, да и та укатывается под лестницу. Парнишка у витрины магазина стягивает камзол с мальчика. И в эту минуту он от испуга бежит сам, не зная куда.
Но это не означает, что герой остался один. Мальчик получает больше, чем просто помощь: Христос, увидев его, забирает душу к себе в рай. И только там наш герой получает свое счастье и успокоение: «так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть, и стало так тепло, так тепло, как на печке… Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос… он протянул ему руку и... и вдруг, -- о, какой свет! О, какая елка!.. Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик, ... У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки...» [5, с. 3].
В образе героя воспроизведены все положительные качества человека. Несмотря на никчемную жизнь и голод, он продолжает верить, в то, что все будет хорошо, в то, что он тоже получит свой праздник. Его беззащитность обусловлена только его возрастом: тем, что он физически не был готов к таким испытаниям. Не каждый читатель заметит, но у мальчика была чистая совесть, это можно увидеть в сценке, когда он заходит голодным в чей-то дом и смотрит на еду: «как на него закричали и замахали … а барыня отворила ему дверь на улицу» [6, с. 3].
Он мог бы просто украсть со стола или стащить денег у кого-то на улице, чтобы поесть, но он не делает этого. Однозначно, что ребенок непорочный, не пошел по пути преступления, что было обычным явлением для детей из подвала. Неиспорченный этим жестоким миром, герой воплощал чистоту и безгреховность.
А.А. Захаров подробно дает разъяснения в своей работе по поводу причины трагедии: «Смерть ребенка в рождественскую ночь — преступление человечества по отношению к детям. Но, тем не менее, Достоевский не мог завершить рассказ иначе. В черновых вариантах он сам объясняет причину: «На другой день, если б этот ребенок выздоровел, то во что бы он обратился? «С ручкой»». Писатель не видел будущего своего героя в светлых тонах, он предвидел тяжелую жизнь мальчика, полную все тех же унижений и оскорблений» [7, c. 3].
Его образ олицетворяет Иисуса, который тоже стал жертвой людского невежества и равнодушия. Как и Христа, так и мальчика бог не оставляет одного и забирает к себе. Он умирает, доказывая, что все прекрасное в этом мире беззащитно и исчезает бесследно.
Список литературы:
- Достоевский Ф. М. Рассказы // Мальчик у Христа на ёлке / Фридлендер Г. М. — Собрание сочинений в 12 томах. — М.: Правда, 1982. — Т. 12. — С. 457-462. — 543 с. — (Библиотека "Огонёк").
- Лихачёв Д. С. В поисках выражения реального // Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера. — Ленинград: Наука, 1974. — Т. 1. — С. 5-13. — 352 с.
- Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на елке» - М.: «Правда», 1985г. С – 1-3.
- Захаров А. А., Ким А. В. Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/young/archive/5/322.
дипломов
Оставить комментарий