Статья опубликована в рамках: XCIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 сентября 2020 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВЫ ИХ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
RESEARCH OF STUDENTS ' CREATIVE THINKING AS THE BASIS OF THEIR CREATIVE DEVELOPMENT
Galina Efimova
master student, faculty of natural Sciences, Tula state Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,
Russia, Tula
Natalia Kartashova
scientific supervisor, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of biology and ecology, faculty of natural Sciences, Tula state Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,
Russia, Tula
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена творческому развитию студентов путем исследования творческого мышления. Целью статьи является обобщение результатов эксперимента по диагностике творческих способностей обучаемых, проведенного в ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Сопоставление результатов по диагностической методике Э. Торренса и Дж. Брунера позволило установить взаимосвязь между критериями креативности и типами мышления, а так же сделать вывод, что напряженная творческая деятельность требует психической разгрузки. Полученные выводы задают направления для новых исследований, направленных на развитие творческих способностей путем стимуляции недоминирующих типов мышления и соответствующих мыслительных операций за счет решения различных творческих задач. Компьютерное обеспечение позволит презентовать задания с разной степенью наглядности и креативности, а так же выяснить, влияет ли способ предоставления информации на творческий акт.
ABSTRACT
The article is devoted to the creative development of students through the study of creative thinking. The purpose of the article is to summarize the results of an experiment on the diagnosis of creative abilities of students, conducted at the Tolstoy state pedagogical University named after L. N. Tolstoy. Comparison of the results using the diagnostic method of E. Torrens and J. Bruner allowed us to establish the relationship between the criteria of creativity and types of thinking, as well as to conclude that intense creative activity requires mental unloading. The findings set the direction for new research aimed at developing creative abilities by stimulating non-dominant types of thinking and corresponding mental operations by solving various creative tasks. Computer software will allow you to present tasks with varying degrees of clarity and creativity, as well as find out whether the way information is provided affects the creative act.
Ключевые слова: творческие способности, креативность, тип мышления, компьютерные технологии.
Keyword: creativity, creativity, type of thinking, computer technology.
XXI век характеризуется научно – техническим прогрессом, развитием наукоемких производств, открытиями в области биологии, физики, химии. В данных условиях общество нуждается в творческих личностях, которые способны нестандартно мыслить, созидать новое, которые и продолжат делать открытия в области естественных наук. Именно поэтому педагогу биологии очень важно внедрять инновационные технологии с использованием компьютерных технологий в образовательный процесс, которые могли бы способствовать творческому развитию.
На данный момент существует множество концепций по изучению, диагностике, развитию творческих способностей. Основополагающие из них, такие как концепция Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева имеют отношение к 60-80 годам XX века [8]. Современные ученые так же исследуют феномен гениальности, одаренности, творческого развития. Однако возможности развития творческих способностей с использованием компьютерных технологий на данный момент не до конца разработаны. Компьютерные технологии – относительно новое явление для человечества, несущее в себе огромный потенциал для совершенствования многих видов профессиональной деятельности в самых разных сферах общества. В педагогической деятельности используются интеллектуальные обучающие системы, мультимедиа технологии, технологии дистанционного обучения и др. С точки зрения развития творческих способностей применение отдельных возможностей программного обеспечения не исследовано в полном объеме.
В октябре 2019 года в ТПГУ им. Л.Н.Толстого был проведен констатирующий эксперимент по диагностике творческих способностей студентов-бакалавров 2 курса, обучающихся по направлениям подготовки: «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: биология и химия», а так же «Химия окружающей среды с профилем подготовки Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность». В ходе проведения эксперимента были использованы несколько методик: методика Дж. Брунера, методика Вишняковой «Я-реальный-Я-идеальный» по оценке творческого потенциала и адаптированная невербальная часть методики Э. Торренса.
Методика Э. Торренса включает 3 субтеста и позволяет в рамках 5 критериев (беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названия, сопротивление замыканию) детально провести диагностику творческих способностей. Беглость характеризует творческую продуктивность. Оригинальность является самым значимым показателем и показывает самобытность и новизну идей. Степень новизны становится возможным оценить благодаря списку, разработанному Э. Торренсом на основе статистических данных. в соответствии с которым баллы даются в зависимости от частоты и распространенности идей, которые он разбил на 83 категории. Максимальный балл за оригинальность получали идеи, встречающиеся реже, чем в 2% случаев. Абстрактность названий определяет умение вербально выделять суть проблемы и связана с мыслительными процессами синтеза. Разработанность отражает способность обогащать идею детально. Баллы присваивались за каждую значимую деталь изображения. Сопротивление замыканию отображает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей и длительное время не замыкать стимульную фигуру субтеста 2 [10]. Результаты нашего эксперимента оказались показательными: 80% студентов справились со всеми заданиями и показали высокий результат беглости (9-10 баллов из 10); высокие показатели оригинальности характеризовали 40% студентов в каждой группе испытуемых; высокие показатели абстрактности названий характеризовали 15% испытуемых; показатель сопротивление замыканию в качестве конечного результата был высоким у 5% испытуемых. Так же образовалась некая взаимосвязь между данными показателями, - у одних студентов высокие беглость, оригинальность и сопротивление замыканию сочетались с низкими абстрактностью названий и разработанностью идей. У другой категории студентов с высокие оригинальность, абстрактность названий и разработанность идей сочетались с низкими беглостью и сопротивлением замыканию. Все это может говорить о том, что перед нами – обладатели различных типов мышления. Кроме того, стало очевидным, что по мере выполнения заданий субтеста 2 у большинства студентов сопротивление замыканию наряду с оригинальностью идей падало, словно по мере утомления. Как же можно объяснить данные результаты? И как можно использовать полученную информацию в целях развития творческих способностей студентов?
В целях подтверждения полученных результатов и их разъяснения были проведены: диагностика творческого развития по Дж Брунеру и по Н. Вишняковой. Методика выявления креативности по Дж. Брунеру подтвердила высокий уровень креативности у тех студентов, у которых сформировались высокие баллы по методике Э. Торренса. Кроме того, диагностика по Дж. Брунеру позволила так же установить мыслительные ориентиры личности, каждому из которых соответствует собственный тип мышления. Всего Дж. Брунер выделяет 4 типа мышления: предметное, знаковое, символическое, образное. Предметное мышление характеризует практический склад ума, благодаря которому преобразование информации осуществляется с помощью последовательных операций. Знаковое мышление соответствует гуманитарному складу ума, при котором преобразование информации осуществляется посредством умозаключений, а результатом является мысль в виде понятий или высказываний. Символическое мышление характеризует математический склад ума, благодаря которому преобразование информации осуществляется в соответствии с правилами вывода информации, а результатом такового является мысль, выраженная в виде символов, структур или формул. Образное мышление соответствует художественному складу ума, в соответствии с которым преобразование информации осуществляется благодаря отделению предмета в пространстве и действиям с образами, а результатом служит мысль, воплощенная в новом образе [2, 11]. Проведенный эксперимент показал, что развитое предметное мышление наблюдается у юношей, а не у девушек. Так же, соотнесение результатов с результатами по методике Э. Торренса говорит о том, что: студентам с высокими беглостью и сопротивлением замыканию соответствуют развитые предметное и символическое типы мышления, а студентам с высокими абстрактностью названий и разработанностью идей соответствуют знаковое и образное типы мышления. Кроме того, у личностей с высоко развитыми творческими способностями по методике Э. Торренса, наряду с доминирующим типом мышления, так же сильно развито образное мышление. Впрочем у остальных участников оно было развито так же на среднем уровне. Обратимся к исследованиям ученых, придававших весомое значение мыслительным операциям в акте творчества. В своих поздних работах С.Л. Рубинштейн связывал творческое развитие с развитием общих психических процессов, восприятием, мышлением [6]. Американский ученый-психолог Дж. Гилфорд говорил о творческом мышлении как о дивергентном мышлении. Концепцию Дж. Гилфорда рассматривал Э. Торренс. Развитию мыслительных процессов большое значение уделяли Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М и др. [4,5,12]. Таким образом, опираясь на существующие концепции и полученные результаты эксперимента, невозможно говорить о творческих способностях в отрыве от мыслительных процессов.
На мыслительные операции и мыслительные процессы можно влиять. Мыслительный процесс (мышление) в психологии – это высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами и явлениями окружающего мира. Процессу обработки информации предшествует ее получение извне. Способы восприятия информации опираются на 5 органов чувств человека и в соответствии с этим классифицируются на визуальный, звуковой, тактильный, вкусовой и обонятельный. На данный момент доказано, что 80% информации поступает посредством зрения, 10% посредством слуха, а на остальные органы чувств приходится так же порядка 10% [3]. Именно поэтому в наших исследованиях мы будем ориентироваться на основной способ получения информации – зрительный. Итак, способ предоставления информации может как упростить, так и усложнить ее восприятие, и следовательно, как затормозить, так и ускорять мыслительные процессы. Данный факт можно использовать в нашем дальнейшем исследовании, направленном на развитие творческих способностей личности, - воспользоваться репрезентативным способом предоставления информации с применением компьютерных технологий.
На данный момент существуют различные подходы к развитию творческих способностей: методы психологической активизации творческого мышления (метод «мозгового штурма» предложенный А. Осборном), методы систематизированного поиска идей (метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов), методы управляемого поиска идей и развития творческого воображения (схема талантливого многоэкранного мышления, метод «маленьких человечков», «золотая рыбка», метод идеализации объектов [1]). Среди методов обучения, позволяющих раскрыть творческий потенциал личности, наиболее популярными являются проектный метод, а так же методы управляемого поиска идей и развития творческого воображения (решения творческих задач). С учетом полученных результатов в ходе эксперимента и повышенного внимания к процессу творческого мышления в соответствии с индивидуальным складом личности и типами мышления, наиболее предпочтительным для дальнейших исследований видится применение метода решения творческих задач с использованием компьютерных технологий.
Исследования, проведённые Microsoft в 2020 году, показывают, что наша способность к удержанию внимания на одном объекте сократилась до 8 секунд (принято говорить, что это меньше, чем у золотых рыбок) [7]. Таким образом, возникает необходимость привлечения внимания и его удержания на самом главном. Известно, что в качестве зрительных раздражителей выступают различные цветовые оттенки. В соответствии с концепцией американского врача-исследователя Г. Домана, красный цвет в словах привлекает внимание и позволяет активировать отдельные зоны мозга. Ввиду этого, кажется возможным и целесообразным использование программы Microsoft Office PowerPoint, а так же ее возможностей по программированию слайдов на время, достаточное для освоения творческого задания, а так же создания анимационных эффектов и выделения цветом объектов, к которым необходимо привлечь внимание [9]. Вместе с этим, вернувшись к диагностике по Э. Торренсу и ее результатам, - снижению сопротивления замыканию и степени оригинальности по мере выполнения заданий, - в целях снятия напряжения и утомления считаем возможным в экспериментальную презентацию включить «разгрузочные» слайды. Они могут включать в себя простые задания, примеры или однотонные изображения, которые позволят участнику эксперимента ненадолго переключиться и отдохнуть.
Ввиду того, что каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание, ожидаемо, что для личности с определенным доминирующим типом мышления будет предпочтительнее тот или иной тип творческих задач. Вероятно, что человек с доминирующим предметным типом мышления предпочтет практические задачи с последовательным алгоритмом решения, личность с преобладающим образным мышлением - графическую задачу, с преобладающим знаковым – текстовую ситуативную задачу, с символическим – математическую задачу, имеющую формульное отображение. В рамках последующего формирующего эксперимента предполагается отобрать, предметно адаптировать творческие задачи и скомбинировать их таким образом, чтоб они могли стимулировать развитие каждого не доминирующего типа мышления. Поскольку проведенный ранее эксперимент показал, что образное мышление развито у большинства студентов на достаточном уровне, число творческих задач на развитие образного мышления можно сократить. Таким образом, видится возможным в последующем эксперименте предложить студентам решение творческих задач в 3 этапа: 1 этап будет включать решение творческих задач из программы Microsoft Word, 2 этап будет включать решение творческих задач , отображенных на слайдах презентации Microsoft Office PowerPoint без каких-либо анимационных эффектов, выделений цветом и анимационных эффектов, а 3 этап будет включать решение творческих задач , отображенных на слайдах презентации Microsoft Office PowerPoint с использованием цветовых акцентов, выделений и «разгрузочных слайдов». Все творческие задачи на всех этапах будут аналогичны и будут направлены на стимуляцию того или иного типа творческого мышления. После каждого этапа эксперимента будет проведена экспресс-диагностика творческих способностей в виде субтеста по методике Э.Торренса, что позволит оценить влияние творческих задач, предложенных тем или иным способом предоставления информации, в том числе с использованием компьютерных технологий и без них. После проведения эксперимента будет возможным сравнить и проанализировать полученные результаты, а так же сделать выводы об их эффективности в целях развития творческих способностей.
Творческое развитие – длительный, сложный и многогранный процесс, в котором так или иначе неосознанно задействован каждый человек. Ввиду современных достижений науки и техники, видится возможным осознанная активизация этого процесса и его ненавязчивое внедрение в предметных областях. Современные компьютерные технологии позволяют по-иному посмотреть на этот процесс и в самом простом проявлении попытаться найти новые возможности для развития творческих способностей, таких важных для науки и государства.
Список литературы:
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – М.: Сов. радио, 1979. – 154 с.
- Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 2001.-412с.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики. [Электронный ресурс] //Принцип наглядности: сайт. – URL: http://pedlib.ru/Books/2/0054/2_0054-19.shtml#book_page_top (дата обращения 10.09.2020)
- Зимняя И.А.Педагогическая психология. [Электронный ресурс]// Студент как субъект учебной деятельности: сайт. – URL: http://pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-163.shtml (дата обращения 10.09.2020)
- Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 17–19.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]// Мышление: сайт.– URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document51.pdf (дата обращения 10.09.2020)
- Саймон Мейбин Устойчивость внимания: меньше, чем у золотой рыбки? [Электронный ресурс] //Всемирная служба Би-би-си, программа "More or Less" междунар. науч. интернет-журн. 11.03.2017. URL:https://www.bbc.com/russian/features-39243375 (дата обращения 09.09.2020)
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Электронный ресурс] // Б. М. Теплов // Хрестоматия по психологии под ред. А. В. Петровского: сайт.– URL:http://www.persev.ru/book/bm-teplov-sposobnosti-i-odarennost (дата обращения 09.09.2020)
- Тихонова О.А. Компьютерная графика как инструмент развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся на занятиях по основам информационных технологий [Электронный ресурс] // Психология и образование UNIVERSUM: журнал 08.07.2017.URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4982 (дата обращения 10.09.2020)
- Тест креативности Торренса. [Электронный ресурс]// Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/13/torrens.pdf (дата обращения 09.09.2020)
- Тест на определение типов мышления и уровня креативности (по методу Дж. Брунера) [Электронный ресурс]// Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/13/metod_brunera.pdf (дата обращения 09.09.2020)
- Ярошевский, М. Г. Психология творчества и творчество в психологии [Текст] / М. Г. Ярошевский. // Вопросы психологии. – 1985. – №6. – С. 14-25.
Оставить комментарий