Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СКАЗКА В ПРИВИТИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Белкова Ирина Викторовна
студент 4 курса, факультет Педагогики и Психологии ЛПИ — филиал СФУ, г. Лесосибирск
Е-mail: irzhicus-korzhicus@mail.ru
Каждый с детства знает, что такое сказка. С самого раннего возраста она присутствует в нашей жизни: учит доброте, справедливости, высмеивает ложь и пороки. Сказка — это уникальный способ установления эмоционального контакта с ребенком, а также воздействия на его духовный мир. Она легко воспринимается и усваивается ребенком, несет в себе опыт народа, передающийся из поколения в поколения. Этот опыт учит нас жизни, содействует нравственному воспитанию. Ценностная иерархия человека основывается на воспитании, на которое уже с детского возраста можно воздействовать при помощи художественного и народного творчества, в том числе и сказок. Современное общество часто сталкивается с проблемами насилия и жестокости, несправедливости и порочности. Сегодня в обсуждении актуальны вопросы о гуманном воспитании будущего поколения, где сказкам отводится значимое место.
Сказка символична, и ее символичность связана с проблемами общества, то есть если понять смысл, то разрешить проблему становится возможным. Проблемы общественные — это взаимоотношения между людьми, а взаимоотношения строятся на созданных человечеством правилах, которые познаются нравственным путем. Мораль определяет качество взаимоотношений между людьми. Здесь также имеет влияние и воспитательный момент или привитие нравственности в поведение. А закладывается воспитание с самого раннего возраста. Сегодня «воспитание, в основном, нацелено на формирование человека во вне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не воспитываются [4].
Сказка является одной из составляющих жизни народа. Она передается при помощи фольклора и письменных источников. Изначально существовал миф, который впоследствии переродился в сказку. При исследовании сказки ученые часто используют термин «миф», так как видят родство этих жанров между собой.
Сказка — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением [5].
Образы в сказках находятся в постоянной динамике, новые образы появляются вследствие политических, экономических и других изменений сторон общественной жизни. При этом постепенное появление других образов не случайно, они несут определенный смысл, характер, указывая либо на порочность и зло, либо отождествляя доброту и невинность. В этом прослеживается нравственная направляющая.
Сказочный образ — это способ воплощения определенного явления, события, состояния, который играет роль ассоциации, вызывает эмоциональную реакцию, а также помогает ребенку понять замысел. Например «драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью [6].
При помощи сказки предоставляется возможность воздействия на ребенка. Это уже есть контакт, который доставляет наслаждение, удовольствие. При помощи сказки он способен фантазировать, подражать сильным и ловким героям, сочувствовать и сопереживать слабым, познавать мир. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайным событиям, оказывают сильное эмоциональное воздействие.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах [7].
Сказка уже есть искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически — глубокие духовные обстояния [3].
Если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, ребенок будет взволнован и потрясен ею [2].
В воспитании ребенка нужен значимый взрослый, который будет сопровождать, и направлять путь развития. Он возложит на себя ответственность, чтобы разглядеть уникальность личности ребенка и взрастить здорового духом и телом человека. Сказка может стать ему незаменимым помощником. Сказка направлена на содействие в становление духа и нравственности личности. Она не дает четких указаний в действиях, правильном поведении, но заставляет задуматься и взволновать ум ребенка.
Воспитывая или обучая, необходимо направлять ребенка на путь к осознанию, что самым ценным качеством человека является добро, и его надо прививать, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добрый человек это тот, кто способен хорошо поступать, а хорошо поступает тот, кто знает, как именно надо поступать. Поведение человека определяется знанием или же не знанием. Связывающим компонентом между знанием и поведением является воспитание. Сказка, несомненно, способствует в привитии добрых качеств, потому что она и является носителем добра (добродетели). Сказка вносит свой вклад в воспитание, а воспитанный ребенок или воспитанный человек — это человек, в котором реализуется некоторая красота, как в душевном, так и духовном плане [1].
Познание мира через сказку способствует привитию добрых и благих намерений, стремлению постичь истину человеческого бытия, при этом опираться на собственную позицию и мнение, но и учитывать общественные правила и нормы поведения. Добро должно идти изнутри, от души. Смысл сказки в духовно-нравственном становлении заключается в том, что при помощи ее воздействия качественно претерпевают изменения дух и мораль в человеке. И эти изменения никогда не наносят вреда. Сказочные произведения помогают найти истину в добре и красоте нашего мира. И если мы обращаемся к ребенку, то наши помыслы должны быть светлыми, искренними, должны нести красоту. Это один из видов передачи информации наиболее простым, доступным путем, который можно усвоить в любом возрасте. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Это мудрость народа, накопленного в течение существования всего человечества. Таким образом, можно говорить о том, что сказка принимает участие в привитии нравственного поведения ребенка, но эффект воздействия может проявиться не сразу.
Список литературы:
- Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Гармаев А. Нравственная психология и педагогика / А. Гармаев // Свет православия. — 1999. — № 49. — С. 56—62.
- Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т 6. — М.: Рус. кн., 1997. — 423 с.
- Киселев А.Ф. Выбор / А.Ф. Киселев // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 31—37.
- Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: В 2 т. / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. — 2013 с.
- Сборник статей в честь академика А.И. Соболевского / под ред. А.И. Никифорова. — Л.: Изд-во АН СССР, 1928. — 291 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий