Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ?»
Бабич Екатерина Александровна
студент 3 курса, кафедра математики информатики и методики преподавания, КФ НГПУ, г. Куйбышев
Е-mail: olga30071980@mail.ru
Избицкая Ольга Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель, КФ НГПУ, г. Куйбышев
Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где
кончается его влияние.
Генри Адамс
Попытавшись представить аудиторию, которую заинтересует данная статья, мы пришли к выводу о том, что в своей основе, ее составят молодые начинающие учителя или тренеры, а также те люди, которым небезразлично качество обучения. В связи с этим мы попробуем выделить те черты личности человека, которые помогут ему стать настоящим педагогом. Нам с детства твердят, что школа — это наш второй дом, а учителя — это наши вторые родители. Я часто размышляю о том, каким должен быть учитель. По правде говоря, у меня несколько мыслей по этому поводу, и я не могу не поделиться ими. Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель...». Именно учителя открывают нашим детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого. Одним из важнейших качеств учителя является умение найти свой уникальный подход в обучении к каждому из его учеников. Данное умение очень сложно в освоении, так как оно требует огромного терпения и максимального приложения усилий, для того чтобы найти этот подход.
Учитель должен уметь расположить к себе детей. Дети должны знать, что они могут обратиться к учителю с любым вопросом, будь то учебная деятельность или вне учебная программа. Дети должны знать, что они могут просто обратиться за советом, испытывая какие-то личные трудности. Какими еще качествами должен обладать учитель? Непросто заинтересовать сразу всех, удержать их внимание, донести новые знания из предмета. Хороший учитель не может не обладать таким качеством, как стремление к творчеству. По моему мнению, творчество учителя заключается, прежде всего, в обнаружении учителем вариантов нестандартных способов решения педагогических задач, пусть даже эти способы уже известны, описаны, но учитель их открывает для себя. Творческий учитель — «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет» (Н. Рерих). Известный факт, любое применение воображения и нестандартный подход в какой-либо деятельности не только по-настоящему заинтересовывают людей, но и помогают добиться более высоких результатов. Учитель должен уметь поддерживать и развивать творческую жилку своих учеников. Учитель обязан создавать условия для того, чтобы его ученики смогли применять не только закрепленные в традициях схемы выполнения деятельности, но еще и подключать свое воображение.Учитель переходит от стандартных, шаблонных приемов к новым. Это способность модифицировать, комбинировать, ранжировать собственную деятельность в нестандартном ключе. Вместе с тем этот путь обычно требует всей жизни педагога. Я знаю, что творчеству учителя посвящено значительное количество работ. Но все авторы связывают творчество учителя с профессиональной компетентностью. В педагогической деятельности это — методическое и диагностическое творчество. То есть это поиск новых методов и приемов обучения, нахождение новых способов изучения учащихся. В педагогическом общении — это коммуникативное творчество. Это поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, а также создание новых форм общения в групповой работе. В сфере личности же — это самореализация учителя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования. В.А. Кан-Калик очень четко обозначил свой подход к сущности педагогического творчества как личностный, включив в него органичное взаимодействие творческого процесса педагога и воспитуемых: «Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах. Во время этой деятельности педагогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизованные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта-субъекта педагогического воздействия». Вот как рассказал об учителе-энтузиасте 20 годов А.Г. Ривине в своих воспоминаниях писатель Варлам Шаламов: «Он изобрел метод «сочетательный диалог» — экономный и универсальный способ изучения наук. Способ этот заключался в том, что чуть грамотного человека заставляли зазубрить бином Ньютона и рассказать товарищу. А тот рассказывал в ответ квадратные уравнения. Так в своеобразной «кадрили» пары кружились до тех пор, пока не проходили всей программы. Потом бегло все приводилось в порядок, и курс был закончен. Таким же способом Ривин поступал и с литературой, и с историей, и с физикой. Никаких преподавателей не было, были только карточки, заполненные Ривиным собственной рукой». В этой методике было интересным не только то, что дети проходили школьную дисциплину, «как бы играя и шутя», и не только то, что многие уроки проводились на воздухе и, что дети учились искать свой собственный языковый стиль, но и то, что классное общение было демократизированным. Очень часто бывает, так что отношения между учителем и классом — «субъект — объектные», то есть учитель только воздействует на класс и пресекает все возможные попытки обратной реакции. Конечно, не мне судить, но я думаю это не совсем верный и эффективные способ преподавания. Авторитаризм все-таки не принесет желаемых плодов. А вот при демократическом стиле преподавания как раз все наоборот. Отношения между учителем и классом «субъект — субъектные», учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Но как все знают, мало быть творческой личностью, нужно еще уметь правильно и грамотно использовать свое творчество и креативность, в этом и заключается педагогическое мастерство. Слово «мастерство» означает «мастер — лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, сапожника, портного. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы — поэт, мастер кисти — художник, мастер сцены — актёр. С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог — мастер». Будущие учителя, воспитатели должны иметь достаточно точное представление о сущности педагогического мастерства, его сложности и многоплановости. Мастерство — это, наверное, то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы, то ни стало должен найти оригинальное решение. А как вы думаете, что же еще может реально стимулировать творчество учителя? Наверное, это все-таки его самообразование. «Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д. Ушинский). Это процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности. Самообразование — потребность творческого и ответственного человека. Самообразование осуществляется добровольно, планируется, управляется, контролируется самим учителем. Мы часто слышим: «Это плохой учитель, это хороший». А вообще бывают ли плохие учителя? Думаю, нет. Учитель — это не профессия, это призвание, состояние души. Учителем нельзя стать, учителем нужно родиться, великим учителем. А в чем разница между хорошим и великим учителем? «Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел» (Каллас Мария). Здесь мне почему-то вспомнилась одна старая притча. «Учитель шел со своим Учеником. Им нужно было переплыть море, но не было денег, и никто не хотел брать их на свой корабль. Наконец нашелся один хозяин судна, он дружелюбно встретил их и согласился переправить через море, не требуя оплаты. Они благополучно добрались до берега, и пока команда была занята разгрузкой, Учитель взял топор и прорубил днище судна. Ученик был изумлен: «Как можно быть таким неблагодарным?». Но он почитал своего Учителя, и не осмелился задать этот вопрос. Они шли весь день и к ночи оказались в одной деревне. Но никто не хотел пускать их на ночлег, ведь они не могли заплатить за постой. Они постучались и в самый последний дом, на окраине деревни. Там жили двое сирот — брат и сестра. Дом этих детей был беден, но они позволили путникам разместиться на ночлег. Рано утром, тихо, чтобы не будить детей, Учитель и Ученик снова собрались в путь. Уходя, Учитель обрушил ворота ограды. Ученик был снова потрясен: «Почему Учитель поступает так бессердечно? Ведь дети не смогут починить ворота сами, а заплатить за работу им нечем…». Он не находил ответов, но снова промолчал и не задал Учителю вопроса. В конце дня они вышли к рыбацкой деревушке. На ночь их приютила семья, в которой недавно появился ребенок. Родители были счастливы и рассказывали о том, как долго они хотели детей, как горячо молились, как ждали своего сына. Утром снова, не разбудив хозяев, Учитель и Ученик собрались в путь. Уходя, Учитель убил младенца. Тут Ученик не выдержал. «Учитель!» — вскричал он — «Как можешь ты быть таким жестоким, бессердечным и неблагодарным! Люди проявляют к тебе доброту, помогают искренне и бескорыстно, а ты?! Чем ты отплатил им?!». И сказал Учитель: «Когда мы переплыли через море на корабле, я знал, что скоро должен начаться сильный шторм. Все корабли, которые выйдут в море, потонут. И я пробил днище корабля, чтобы капитан и его команда, что переправили нас, остались на берегу — им пришлось заниматься ремонтом судна. А помнишь сирот, брата с сестрой, единственные из той деревни, кто согласился пустить нас на ночлег? Я знал, что столбом ворот спрятан клад — кувшин с золотом. Теперь дети нашли его. А младенец, которого мы встретили в рыбацкой семье, был воплощением Дьявола. Много черных дел предстояло ему совершить, много горя причинить людям. Пока он не вошел в свою силу, я убил его, защитив будущее человечества». Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать требованиям, которые ему выдвигают. Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы, коллеги, ученики, родители, он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Определяясь с требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементыкультурных традиций, свойственных городу или деревне, а также элементы различных профессиональных и возрастных слоев населения. Родители же ждут от учителей мастерства воспитания и обучения, независимо от стажа и возраста конкретного учителя. А ученики характеризуют учителей по трем группам свойств: связанные с общением (добрый, справедливый, честный), связанные с внешностью (чуткий, приятный для восприятия), а также связанные с процессом обучения (знает свой предмет, умеет объяснить).Изучая различные источники, мы выделили ряд общих доминирующих свойств, несмотря на различные временные периоды. Это, например, любовь к детям, наблюдательность, тактичность, чуткость, знание психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены, дисциплинированность, вежливость, самообладание, инициативность, искренность, воспитанность, внимательность, доброжелательность, ответственность, отзывчивость, направленность, выдержка и гибкость поведения, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, грамотность, стремление к самосовершенствованию, идейная убеждённость. Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет три основные функции: обучающую, воспитывающую и развивающую. Реализация этих функций требует определенных профессионально-личностных параметров. Таких как потребность и способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичность, чувство эмпатии, терпеливость и терпимость в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе; знание особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития; способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию. Формировать необходимые качества для учителя необходимо еще со студенческой скамьи, для этого сразу необходимо создать специальную установку. Например, где бы и когда бы ты ни выступал (на собраниях, семинарах или даже экзаменах), то всегда специально продумывай не только содержание, но и форму своего сообщения. Всегда думай над тем, как сделать сообщение максимально понятным, как пояснить свою мысль и как оформить её в речевом плане, специально следи за дикцией, добивайся выразительности речи, оптимального темпа и громкости, контролируй свою мимику и жесты. Если установка будет устойчивой, и будут прикладываться все усилия, чтобы её реализовать, то успех не заставить себя ждать. Но, на мой взгляд, без любви к детям и без любви к преподаванию ничто не поможет стать настоящим учителем. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (Василий Ключевский).Я думаю любовь — это главное. Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Нет другой профессии, которую называют самыми красивыми словами: высокая, благородная, почетная, душевная, прекрасная. Нет другого профессионала, к которому предъявляют столько требований: он должен быть честным, правдивым, знающим свое дело, компетентным, любящим свою страну, любящим своих детей, психологом человеческой души, помощником своих подопечных, вторым «родителем», морально устойчивым, требовательным, добрым, строгим, готовых к компромиссу. Он должен быть первым…
Список литературы:
1.Кан–Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан–Калик, Н.Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. 238 с.
2.Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для вузов / И.А. Колесникова ; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2007. — 328 с.
3.Мудрик А.В., Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. Для старшеклассников. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с
4.Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с. 132.
5.Подласый И.П. Педагогика. — М: Владос, 1996. — 432 с.
6.Сухомлинский В.А. Учитель — методист — наставник. — М.: Просвещение, 1988. — 289 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий