Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Замальдинов В.Е. МОДЕЛИ АГРЕССИВНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОВЕСТИ М. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info//archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

МОДЕЛИ АГРЕССИВНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОВЕСТИ М. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Замальдинов Владислав Евгеньевич

студент 4 курса, кафедра русского языка НГПУ, г. Нижний Новгород

E-mailzvlad-nn@yandex.ru

Петрова Наталия Евгеньевна

научный руководитель, д-р филол. наук, доцент НГПУ, г. Нижний Новгород

 

В процессе становления антропоцентрической системы лингвистикувсе отчетливее интересуют принципы результативного и эффективного общения. Их несоблюдение приводит к коммуникативным неудачам, поэтому необходимо внедрять модели толерантного взаимодействия членов социума.

Актуальность изучения моделей агрессивного речевого поведения в целом определяется ростом асоциальности, общим снижением уровня речевой культуры, использованием лексики, заряженной отрицательными эмоциями.

Изучение же моделей агрессивного речевого поведения персонажей помогает полнее раскрыть смысл художественного текста, его ценностные установки и сущность характеров, созданных писателем.

Цель: выявление и описание различных моделей агрессивного речевого поведения в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Материалом исследования послужил текст М. Булгакова «Собачье сердце». В данной статье будет рассмотрено только агрессивное речевое поведение профессора Преображенского, так как ее формат не позволяет более подробно остановиться на других персонажах.

Филипп Филиппович — это герой-интеллигент, который способствует просвещению и прогрессу общества. Его творческая натура предполагает критическое отношение к окружающим, поэтому агрессивное речевое поведение является характерным признаком профессора.

Задачи:

·     кратко охарактеризовать типы речевой агрессии;

·     выявить эпизоды повести, где моделируется агрессивное речевое поведение профессора Преображенского;

·     определить тип речевой агрессии, представленный в эпизодах;

· описать совокупность языковых средств, использованных М. Булгаковым в данных эпизодах для моделирования речевого поведения профессора Преображенского;

·     определить художественные функции агрессивного речевого поведения героя М. Булгакова.

В данной статье под речевой агрессией мы будем понимать поведение, нацеленное на оскорбление или преднамеренное причинение вреда кому-, чему-либо, нарушающее представление об этической и эстетической норме, а также перенасыщение текста словесно выраженной негативной информацией, вызывающее у адресата тягостное впечатление. Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны была попытка их систематизировать. Наиболее точной является концепция А. Баса, который выделяет такие типы речевой агрессии:

·     прямая (словесное оскорбление, критика, унижение, отказ разговаривать);

·     непрямая (распространение сплетен, клеветы, отказ дать определенные словесные объяснения).

Агрессивное речевое поведение состоит из вербальных и невербальных компонентов, которые могут быть выражены эксплицитно и имплицитно. Во втором случае возможно говорить о маркерах агрессии, которые являются сигналами имплицитности.

Для анализа мы выделим 4 эпизода в повести «Собачье сердце», где проявляется агрессивное речевое поведение одного из главных персонажей, профессора Преображенского: первое общение с новым домоуправлением; обед с доктором Борменталем; первый диалог с Шариковым; диалог с любопытствующей старухой во время «наводнения». В первых двух эпизодах представлены формы непрямой речевой агрессии, а во вторых двух — прямой.

Обратимся к первому эпизоду, когда Филипп Филиппович впервые вступает в контакт с новым домоуправлением. Члены домоуправления — мировоззренческие антагонисты Филиппа Филипповича, кроме того, посягающие на площадь его квартиры, поэтому между ними происходит жесткий разговор. Профессор Преображенский, обладая более высокой речевой компетенцией и имея за спиной поддержку в лице влиятельного пациента, занимает сильную позицию в споре с новой властью, однако именно в его поведении присутствуют элементы речевой агрессии.

Показателями агрессии в тексте эпизода служит невербальная составляющая речи героя: профессор использует исключительно литературную лексику и нарочито вежливые формулы общения, принятые в интеллигентной среде того времени (милостивый государь, господа, покорнейше прошу, будьте любезны, виноват, потрудитесь излагать). Маркерами агрессии является интонация (крикнул, рявкнул, змеиным голосом обратился), мимика (смотрел на них, как полководец на врагов, ноздри его ястребиного носа раздувались, стук пальцев) и, главное, стиль общения.

Профессор нарушает ряд экстралингвистических правил корректной коммуникации. Так, он демонстративно прерывает домоуправленцев, не давая высказать мысль:

« —Мы к вам, профессор, — заговорил тот из них, у кого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос, — вот по какому делу… —Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, — перебил его наставительно Филипп Филиппович…»; « –—Во-первых, мы не господа, — молвил наконец самый юный из четверых — персикового вида. —Во-первых, — перебил и его Филипп Филипповия, — вы мужчина или женщина?» [2, с. 135]; « —Вопрос стоял об уплотнении… — Довольно! Я понял!» [2, с. 136].

Вопрос «вы мужчина или женщина» по существу является не просто невежливым, но оскорбительным, поскольку провоцирует гендерные комплексы у собеседника. Филипп Филиппович это прекрасно понимает, как понимает и то, кто стоит перед ним (ему ли не отличить женщину от мужчины!). Его вопрос имеет только одну цель — уязвить собеседника.

Чтобы подчеркнуть речевую и этикетную некомпетентность пришедших, их несоответствие статусу «властных структур», профессор надевает маску учителя и буквально ошеломляет домоуправление едкими замечаниями: вы наследили мне на коврах; вы можете остаться в кепке, а вас, милостивый государь попрошу снять ваш головной убор; потрудитесь излагать ваши мысли ясно; — За-ве-дующая, — поправил ее Филипп Филиппович. Явно выраженный поучительный тон в отношении собеседника допустим лишь в определенных ситуациях, например, общение родителей и детей, учителя и ученика. Нотации профессора Преображенского нарушают нормы вежливости и нацелены на коммуникативный конфликт.

Во втором эпизоде элементы речевой агрессии со стороны профессора Преображенского проявляются в его монологе о «пролетариате». Слова «пролетарий», «пролетариат» в дискурсе профессора являются мифологемами, т. е. выражают искаженное, идеологически окрашенное значение: неспособные к творческому труду представители социальных низов, враждебно и в то же время иждивенчески настроенные по отношению к интеллигенции. Преображенского до глубины души возмущают необоснованные, с его точки зрения, претензии людей, которые, « отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают собственные штаны» [2, с. 45], быть руководящей силой в новом государстве. Профессор категорично определяет должные рамки деятельности «пролетариата»: «И вот когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Николая Романова, угнетенных малайцев и тому подобные галлюцинации, а займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!» [2, с. 145].

Конечно, жесткая, уничижительная оценка Филиппа Филипповича обращена в первую очередь на «шариковых», но поскольку профессор не делает попыток разграничить «шариковых» и людей труда, борющихся за свои права, то фактически он отказывает в праве на творческий труд и высокие духовные ценности подавляющему большинству русского народа. Гуманист и противник террора в любой его форме, профессор Преображенский готов допустить насилие по отношению к «взбунтовавшейся черни»:

«Городовой! — кричал Филипп Филиппович, — <…> Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан» [2, с. 145].

Невольный социальный шовинизм, бескомпромиссность оценок, а также чувство злобы, владеющее Филиппом Филипповичем и проявляющееся в его интонации и мимике (громовым голосом ответил, уверенно возразил, яростно спросил, лицо Филиппа Филипповича перекосило, ястребиные ноздри его раздувались, гремел он, подобно древнему пророку), придают его речи агрессивность. Но это непрямая агрессия, поскольку оскорбительная оценка обращена на отсутствующее и к тому же обобщенное лицо.

Теперь рассмотрим эпизоды, где моделируется прямая речевая агрессия профессора Преображенского.

Обратимся к третьему эпизоду, когда состоялся первый диалог Филиппа Филипповича с Шариковым. Объектом негативной оценки становится описание одежды Полиграфа Полиграфовича:«…пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человечка был повязан ядовито-небесного цвета галстух с фальшивой рубиновой булавкой» [2, с. 167].

Преображенский изменяет своему принципу действовать на людей и животных только внушением. Нормы общения, естественные для профессора и его коллеги, мучительны и обременительны для Полиграфа Полиграфовича. Филипп Филиппович оскорбляет, критикует, унижает Шарикова, используя грубую и негативнооценочную лексику: откуда взялась эта гадость; Дарья Петровна вам мерзость подарила; что это за сияющая чепуха; убрать эту пакость с шеи; балаган какой-то и т. п. Кроме того, маркерами агрессии является жестикуляция (повертел головой; забарабанил пальцами по столу), интонация (раздраженно воскликнул; яростно крикнул), выражение глаз (глянул строго; глаза сделались совершенно круглыми), кожные реакции (покраснение; бледность), вспомогательные средства (очки сверкнули).

Для Полиграфа «жить по-настоящему», значит грызть семечки и плевать на пол, нецензурно браниться и приставать к женщинам, вдосталь валяться на полатях и напиваться допьяна за обедом. На замечания профессора Шариков реагирует тоже агрессивно (что-то вы меня, папаша, больно утесняете; что вы мне жить не даете?; да что вы все попрекаете), так как речевая агрессия Преображенского провоцирует ответную — и при том усиленную — агрессию.

Рассмотрим четвертый эпизод, где моделируется прямая речевая агрессия профессора Преображенского в диалоге со своей пациенткой — «шуршащей дамой в лихо заломленной набок шляпе и со сверкающим колье на вялой и жеваной шее» [2, с. 133].

Объектом агрессии становится женщина, которая неправильно указала свой возраст. Филипп Филиппович, пользуясь нормами этикета (лет вам сколько, сударыня; не задерживайте, пожалуйста), использует некорректную интонацию в разговоре (суровее повторил; яростно и визгливо спросил; возопил).

Жизненное кредо Преображенского («На человека и на животное можно действовать только внушением!» [2, с. 148]) в данном эпизоде терпит крах! Так как старуха побледнела; испугалась; отвечала, корчась от страху; расстегивала одежду дрожащими пальцами. Однако когда женщина сказала профессору свой возраст, он сразу же поменял тон высказываний — облегченно молвил.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что М.А. Булгаков искусно моделирует разные типы агрессивного речевого поведения профессора Преображенского, подчеркивает его раздражительность, вспыльчивость, склонность доминировать в разговоре. Однако профессор остается «положительным» лицом повести. Через речевую характеристику этого героя Булгаков создает психологически достоверный тип поглощенного своим трудом интеллектуала, не понимающего закономерности и целесообразности происходящих социальных изменений. В этом плане повесть «Собачье сердце» остается актуальной в настоящее время.

 

Список литературы:

1.Барташова О.А., Полякова С.Е. Соблюдение и нарушение принципов речевого общения в ситуациях деловой коммуникации: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 48 с.

2.Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 2. Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Рассказы; Фельетоны. — М.: Художественная литература, 1989. — 751 с.

3.Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник /под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.

4.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.

5.Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб.пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. — М.: Флинта: Наука, 2011. — 160 с.

6.Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. — 509 с.

7.Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. Изд. 2-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 360 с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (51)

# Андрей 19.01.2013 23:44
Отлично!(5 звездочек)
# Гоша 22.01.2013 05:31
Отлично!!
# Ириночка 22.01.2013 05:36
ОТлично
# Дмитрий 22.01.2013 12:05
Отлично*****
# Ириша 22.01.2013 18:41
отлично!
# Мария 22.01.2013 18:49
Молодец)отличная работа)
# Николай 22.01.2013 18:52
молодец)))
# Александр 22.01.2013 18:58
ОТЛИЧНО)))))
# Василий 22.01.2013 19:21
отлично
# Максим 22.01.2013 19:32
Богато!))
# Мария 22.01.2013 19:33
Отлично.
# Дарья 22.01.2013 19:40
Отлично
# Эрих 22.01.2013 19:46
Отлично*****
# Марьяна 22.01.2013 19:52
отлично
# Ленуся 22.01.2013 20:34
отлично!
# Александра 22.01.2013 21:24
Молодец. Отлично))
# Александра 22.01.2013 21:24
молодец. Отлично)
# Татьяна 22.01.2013 21:28
молодец!очень грамотно!
# Александр 22.01.2013 22:50
5+*****, молодец
# Книжный червь 22.01.2013 23:58
Тема выбрана весьма интересная. Однако мне не совсем понятно это великое обилие однообразных комментариев к данной работе. Ну да ладно. Не будем винить людей, которые так и не удосужились прочитать до конца все размышления мыслителя. <br />Видно, что автор искусно владеет словом, интересно мыслит. Но в данном тексте есть безусловный минус, который бросается в глаза уже с первых строк - это опечатки. Несерьёзный подход к публикации серьёзной работы... Откинув в сторону претензии подобного рода, скажу, что одного произведения и одного персонажа для анализа мало. Рассматривать отдельную личность отдельного произведения - то же самое, что изучать особенности творчества ренессанса только по работам Микеланджело. Но автор умело ушёл от подобного рода замечаний, отмазавшись "форматом" работы. <br />Вывод суховат. Прелестные мысли, оформленные в красивый фантик, вылились в вывод типа: "Всё, что написано выше - прекрасно, благодарю за внимание". Хотелось бы увидеть больше размышлений автора. Ставлю твёрдую тройку.
# владислав 23.01.2013 00:42
Уважаемый(ая), книжный червь!!!!!! отвечаю на ваши комментарии: 1) по вопросам опечаток - обращайтесь к издателям этого сайта (в самой работе их нет!) 2) задача статьи: рассмотреть конкретную проблему (поэтому я рассматриваю на примере одного персонажа!) 3) ну а про "сухие выводы и твердую тройку" - я откажусь от комментариев, т.к. это просто некорректно и некомпетентно! удачи вам !!!!!!
# Головная боль 23.01.2013 01:20
Мне искренне жаль Владислава. Чувства его охватили. Не может адекватно воспринять критику. В каждом комментарии видите только плохое, а до хорошего так и не можете добраться.
# Дмитрий 23.01.2013 03:01
[quote name="Головная боль"]Мне искренне жаль Владислава. Чувства его охватили. Не может адекватно воспринять критику. В каждом комментарии видите только плохое, а до хорошего так и не можете добраться.[/quote]<br />Уважаемый, это мне вас с книжным червем жаль! Вы, не просмотрев комментарии, начинаете что-то писать! Причем это даже не конструктивная критика, а полная безграмотность по отношению к работе, а главное к теме, плюс неуважение к автору! "Книжный червь", хочу вас спросить, уж не зависть ли это?! Не можете дать адекватную оценку, так не пишите подобных вещей, и не приводите примеры, которые дискредитируют вас как знатока работ Микеланджело.
# серж 23.01.2013 03:38
Влад отлично
# Василий Ткаченко 23.01.2013 05:06
Ребята, вы что за грязь развели в комментариях? Я думаю, что защитников у всех хватает. Не стоит переходить на личности. Стоит оценивать работу, обсуждать её, а не цепляться за чужие мнения и воевать друг с другом. Могу сказать, что эта работа, как и работы других конкурсантов, достойна уважения. Видно, что автор долго над ней трудился.
# Инна Шадрина 23.01.2013 21:34
Довольно интересно. Однако, я подозреваю, что в этом больше заслуга Михаила Афанасьевича. Заметно хорошее знание произведения (и это похвально). А о том, что Булгаков виртуозно владеет словом и искусно создаёт психологические портреты героев, я догадывалась и раньше. В целом работа неплохая. Желаю удачи=)
# Владислав 23.01.2013 21:36
Инна, спасибо большое!!!!!!!!!!!!Будем продолжать работать над этой темой- есть всегда к чему стремиться!!!!!!!!!
# Кадир 24.01.2013 06:06
Влад,очень интересно!Молодец!
# Екатерина 25.01.2013 01:38
Прекрасно,Влад!!!Мне очень понравилось!<br />*****5
# Виктор МамаевКокорин 26.01.2013 03:16
По моему мнению, работа не удалась. Это чистой воды пересказ гениального произведения, которое, увы, Владиславу не принадлежит =) Такое ощущение, что главным источником информации для написания данной "работы" послужил сборник "100 золотых сочинений для 10-11 классов".
# Владислав 26.01.2013 03:21
удачи вам, Виктор, поискать эту работу в сборнике 100 золотых сочинений!!!!!!!!!!! а до пересказа повести мне придется еще тогда постараться- там побольше эпизодов будет!!!!!!!!!
# Марина 26.01.2013 03:44
На самом деле сложная тема и надо отдать должное автору за то,что он взялся за неё... Булгакова трудно разбирать и Владислав очень даже неплохо справился с этой задачей. Желаю удачи)))
# Владислав 26.01.2013 04:48
спасибо организаторам!!!!!! а то читать чепуху уже надоело!
# Граф 26.01.2013 04:59
Не знаю, насколько нова данная тема исследований, но для меня она оказалась весьма интересна: взглянуть на известное произведение великолепного автора под углом психологии. Поэтому с точки зрения личного интереса, отдаю предпочтение этой работе. автору советую не прекращать заниматься данной тематикой и проанализировать другие произведения М.Булгакова, и других авторов, в чьих произведениях имеются похожие психологические изюминки
# Эльнар 26.01.2013 08:32
отлично. продолжай в том же духе!!!
# Максим 26.01.2013 16:09
Актуально, отлично! *****
# Татьянка 26.01.2013 16:18
Отлично! *****
# Галина 26.01.2013 16:58
интересно
# Zero 007 26.01.2013 20:38
[quote name="Галина"]интересно[/quote]<br />А мне неинтересно
# Эля 26.01.2013 20:48
Работа хороша. Только у неё нет ценности. Вы не решаете никакую проблему в ходе исследования, а это мне напоминает обычный реферат.
# Волков Владимир 26.01.2013 21:04
[quote name="Эля"]Работа хороша. Только у неё нет ценности. Вы не решаете никакую проблему в ходе исследования, а это мне напоминает обычный реферат.[/quote]<br />Что-то есть в ваших словах... Однако автор всё же молодец.
# Преподаватель 26.01.2013 22:11
Материал статьи изложен с соблюдением внутренней логики,прослеживается логическая взаимосвязь! Автор умеет грамотно формулировать свое мнение по исследуемой проблеме!
# Vladics Husband 26.01.2013 22:12
[quote name="Преподаватель"]Материал статьи изложен с соблюдением внутренней логики,прослеживается логическая взаимосвязь! Автор умеет грамотно формулировать свое мнение по исследуемой проблеме![/quote]<br />Хоть один нормальный человек выразил более менее адекватно свою позицию.
# Наталия 26.01.2013 22:13
хорошая статья, студент проделал большую работу. Автор показал себя как настоящий специалист, сделал ряд предположений, имеющих практическое значение!!!!!! на мой взгляд, очень удачно и успешно выполненная работа!!!!!
# Любовь 26.01.2013 22:20
Студентом обработано большое количество материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне! Статья актуальна, полна, качественна! Выводы обоснованы, поэтому данная работа достойна быть победителем экспертного совета!
# Ксения 26.01.2013 22:26
Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области лингвистики, замечаний к нему у меня нет (опечатки- это "заслуга" тех людей, которые разместили статью сюда.) Владислав успешно аргументирует свою собственную точку зрения, очень интересен вывод статьи!!!!!
# Vladics Husband 26.01.2013 22:32
[quote name="Учитель"]Работа заслуживает одобрения; автор предложил новый методический подход к произведению М.Булгакова. А отмеченные недочеты (опечатки) не снижают высокого уровня работы!!!!!![/quote]<br />А я думал, что метод пересказа, используемый автором в данной работе, уже давно устарел =) А вы всё про методические новшества =)
# Инна Шадрина 26.01.2013 23:08
Вы странный очень... Именно с этой минуты я хочу вам предложить перемирие. (хотя с вами ни кто и не воевал...) Прошу прекратить клеветать. Всё-таки вы - мужчина, а мне, как девушке, это всё очень неприятно и обидно! Победит сильнейший, безусловно) Поэтому желаю удачи и, давайте, в следующий раз в комментариях без упоминания моего города обойдёмся)Ваша статья, как и моя заслуживает уважения, поэтому надеюсь на достойную конкуренцию.
# Марк 26.01.2013 23:08
Материалы работы дают понять, что исследователь внимательно изучил теорию по данной теме, а затем на основе изученного сделал собственные выводы.<br />Работа написана хорошим литературным языком. На достаточно научном уровне проведено исследование и сделаны выводы! Влад, ты молодец!!!!!!
# крошка 26.01.2013 23:11
Учитывая сложность предмета исследования, творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки!!!!!!!!

Страницы

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.