Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Усольцева Н.В., Гончаренко А.В., Ческидова И.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: https://sibac.info/archive/humanities/5.pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Усольцева Наталия Владимировна

Гончаренко Алена Владимировна

студенты Института психолого-педагогического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии г. Нижний Тагил

Е-mailnataliy.usoltheva@yandex.ru

Ческидова Ирина Борисовна

доцент кафедры ТД и НО ИППО НТГСПАг. Нижний Тагил

 

В соответствии стребованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения личность современного педагога должна сочетать в себе творческие, креативные, организаторские навыки и умения. Современный педагог, сам являющийся творческой личностью, может и должен активно развивать творческие способности у своих учеников. Преподаватель должен работать не только с коллективом учащихся, но и обращать внимание на индивидуальность каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, давать возможность творчески проявить себя.

Термин «творчество» обычно понимается как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства [4, с. 575].

Под термином «креативность» (созидательный, творческий) обычно понимают творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или общепринятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. По мнению американского психолога А. Маслоу «Креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики» [5, с. 167].

В настоящее время в сельской школе существует потребность в педагогах, обладающих творческим началом, которые стремятся к саморазвитию и развитию творческих способностей своих учеников, приобщению их к творческой деятельности, знакомству с произведениями искусства и мировой художественной культурой. К сожалению, учащиеся таких школне всегда имеют возможность выезжать на экскурсии, посещать музеи и выставки в крупных городах, тем важнее роль учителя в формировании творческой личности сельского школьника.

Среди разработанных в последнее время в соответствии со стандартами третьего поколения программ по изобразительному искусству для начальной школы можно назвать следующие: рабочая программа для общеобразовательных учреждений С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева и др. (УМК «РИТМ»); предметная линия учебников Изобразительное искусство Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой (УМК «Перспектива»); рабочая программа В.С. Кузина (УМК «Перспективная начальная школа»); программа Б.М. Неменского (УМК «Школа России») и другие. Все они направлены на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления. Данная цель во многом достигается при работе в новых интересных техниках, таких как ажурное вырезание из бумаги, аппликация, работа с природным материалом, «терра» и многие другие. Дети младшего школьного возраста продолжают активно осваивать окружающий мир, искать способы самовыражения, находить применение своим способностям. Работа в разных техниках, использование природных материалов на уроках изобразительного искусства и на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства в условиях сельской школы дает богатые возможности в развитии творческих способностей младших школьников, формировании творческой личности ребенка.

Рассмотрим несколько техник, доступных для работы с детьми младшего школьного возраста. Техника «флористика» — разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными. Возникновение флористики как вида искусства относят еще ко временам Древней Греции: античная флористическая культура в своем развитии прошла множество стадий и остается популярной и сейчас. Дети учатся создавать композиции, используя разнообразие форм и цвета растительных элементов, пытаются комбинировать элементы, создавать художественно-выразительные образы. Выделяются следующие типы флористических работ: композиция в сосуде, букет, связывание, флористический венок, коллажи, панно, ширмы, гирлянды, флористический объект. В программе С.П. Ломова в технике флористика возможно изучение тем «Осенние подарки», «Волшебные цветы и листья», «Мой любимый цветок», «Сыплются с дерева листья поблекшие»; в программе Т.Я. Шпикаловой изучение темы «Твой осенний букет. Декоративная композиция».

В технике «терра» создаются объемные картины, которые позволяют по-новому передать разнообразие окружающего мира. Материалом могут служить различные бросовые материалы и предметы,которые, казалось бы, совсем неинтересные сами по себе, будучи встроенными в работу, становятся частью игры, спектакля, в котором им отведена значительная роль. Обаяние техники «терра» — в ее многозначности. С ее помощью можно воспроизвести объем, глубину, цвет, игру светотени, разнообразие фактуры [2, с  2—3]. При составлении композиции используются различные растения: листья, цветы, кора, ветки, ягода и др. Картину в технике «терра» можно делать на любой плотной основе, например, на оргалите, картоне, стекле или фанере, при этом материалы не приклеиваются, а закрепляются с помощью раствора. В УМК «Гармония» Т.А. Копцевой, В.П. Копцева, Е.В. Копцева  техника «терра» предлагается при изучении темы «Природа и художник».

Техника «инкрустация» — это техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием разных материалов, различного цвета, фактуры, текстуры (кусочками мрамора, керамики, металла, дерева и других материалов), которые врезаются в украшаемую поверхность. Инкрустация —это древнейшая техника, пришедшая к нам из Древнего Египта. Н.Е. Кузнецов в программе факультатива «Забытые ремесла» подробно знакомит с данной техникой и предлагает выполнить инкрустация шпоном, костью, пластмассой, металлом, камнем, а так же пластичную инкрустацию.

Работа с природным материалом приобщает детей к миру прекрасного, учит быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения. Наиболее часто используются для поделок шишки, хвоя, орехи (лесные, грецкие, арахис, кедровые) и ореховая скорлупа, каштаны, желуди, кора, береста, ветки, корни, листья, семена, солома, ракушки, перья, трава, декоративные тыквы, яичная скорлупа, мох. Невозможно не остановить свой взгляд на сказочной красоте цветов, причудливой форме плодов различных растений, неповторимым цветам осенних листьев, фантастически-замысловатой окраске морских ракушек и птичьих перьев [1, с 86—88]. Мир природы близок и понятен сельскому школьнику, и немаловажным открытием для ребенка может стать то, что из обычных на первый взгляд материалов можно создавать неповторимые изделия, видеть в объектах природы новые образы, находить им новое применение, украшая свой быт. В процессе работы с природным материалом развивается творческое воображение, композиционные навыки, чувство формы и цвета, мелкая моторика.

Техника «аппликация» — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Это наиболее распространенная и, тем не менее, одна из самых любимых техник работы у младших школьников. Работы, выполненные в технике«аппликация», различают по форме (объемная и плоская), цвету (одноцветная, многоцветная), тематике (предметная, сюжетная, декоративная). Сюжетами работ младших школьников становятся животные, птицы, люди, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Работа в технике «аппликации» может сопровождать изучение практически любой темы: по УМК «РИТМ» – «Сказочный город и его жители», «Осенние фантазии» и др., по УМК «Перспектива» —«Твой осенний букет. Декоративная композиция», «Природные и рукотворные формы в натюрморте», «Гербы городов Золотого кольца России. Символические образы. Символика и геральдика моего населенного пункта».

Результатом деятельности на уроке может быть выставка или конкурс творческих работ, праздник Мастеров, подарок маме и бабушке, аукцион поделок. Конечный результат работы крайне важен для младшего школьника, так как посредством оценки взрослого и сверстников у ребенка формируется самооценка, способность к анализу и сравнению. Готовые изделия могут стать неотъемлемой частью интерьера школы, класса, квартиры.

Таким образом, формированию творческой личности младших школьников на уроках изобразительного искусства и на внеклассных занятиях кружков в сельской школе будет способствовать работа в таких техниках, как «флористика», «терра», «инкрустация», работа с природным материалом, «аппликация», поскольку ребенок учится не только создавать оригинальный замысел и подбирать материал к нему, но и находить новое применение необычным вещам, выдвигать собственные идеи и, несомненно, осуществлять задуманное.

 

Список литературы:

  1. Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения // Начальная школа. — 1993. — № 1.
  2. Кудряшова Т.В. Великолепные украшения для дома в технике «терра» —М.:Эксмо, 2006. —96 с.
  3. Ломов С.П. Изобразительное искусство. 1—4 кл.: рабочая программа для общеобразовательных учреждений —М.: Дрофа, 2012. —47 с.
  4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии —СПб.: Питер, 2000. —712 с.
  5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.—М.: Лад Ком, 2010. —848 с.
  6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: рабочая программа 1—4 кл.: пособие для учителей образоват. учреждений —М.: Просвещение, 2011. —191 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (3)

# Евгений 07.11.2012 21:03
Девчоник, молодцы! Хорошая стать, очень интересные необычные техники! Реально важная и нужная информация!! сама приму к сведению в своей педагогической деятеьности
# Ириша 07.11.2012 21:09
Согласна!!!Хорошй материал,но техник несколько маловато, было бы побольше - вообще бесценная работа)))).а так материал.....разумно подобран, есть связь с ФГОС НО, программами изучения изобразительного искусства в школе, что не мало важно! Спасибо за труды!
# Алла Михайловна 09.11.2012 12:14
Хорошие техники, а на практике бы пробовали их использовать или это "голая теория"? Мы всегда с ребятами занимаемся аппликацией и работой с природным материалом. Уроки очень продуктивно проходят, а что касается остальные - не знаю. Поделитесь опытом, если имеется конечно?

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.