Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Поротникова Я.О. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОПИРОВАЛЬНОГО МЕТОДА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И В РОССИИ X-VIII ВВ. (ПО КНИГЕ И. Д. ПРЕЙСЛЕРА) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(89). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(89).pdf (дата обращения: 19.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОПИРОВАЛЬНОГО МЕТОДА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И В РОССИИ X-VIII ВВ. (ПО КНИГЕ И. Д. ПРЕЙСЛЕРА)

Поротникова Ярослава Олеговна

студент 3 курса, кафедра изобразительного искусства, Институт Искусств, Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доцент ВАК РФ, профессор кафедры изобразительного искусства, Институт Искусств, Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

Копировальный метод в преподавании рисунка периодически применяется в педагогическом процессе на протяжении нескольких веков. До сих пор остаётся актуальным вопрос использования копировальной методики при осваивании различных навыков рисунка.

У педагогов возникает ряд вопросов: каких художников и каким образом полезно копировать, как часто необходимо прибегать к этому методу или можно вовсе не включать данный метод в педагогический процесс?

Копирование предполагает изучение техники ведения работы и профессиональных приёмов на классических образах русского или западноевропейского искусства.

Цель копирования заключается в точной передаче процесса работы определённого мастера, который становится как бы педагогом для обучающегося.

Укоренение копировального метода в разных эпохах связано с требованием выполнения от художников строгих канонов и владения конкретными графическими умениями, так как данный метод позволяет отработать определённые графические действия учеников.

В эпоху Средневековья рисование характеризовалось механическим копированием. Данный исторический период не рассматривал рисование с натуры, которое было распространено в эпоху Античности. Во многом это случилось из-за больших утрат, так как теоретические труды и успехи художников были утеряны в средние века.

Когда деятели искусства Средневековья пытались уйти от метода копирования, то их изображения сильно отличались от реальных и правдоподобных форм, в человеческих фигурах возникало множество анатомических ошибок.

Также в эпоху средневековья научное познание мира порицалось, а любые попытки разъяснить наблюдения природы пресекали. Художники подчинялись строгим церковным канонам и изображение реального мира, который мог оказывать влияние на душу зрителя, не соответствовало идеям религиозной философии.

Виллар де Оннекур, известный архитектор и рисовальщик эпохи средневековья, пытался теоретически обосновать закономерности построения в рисунке различных форм предметов. Он отталкивался не от природных закономерностей форм, а от отвлечённых математических расчётов.

Руководства того времени для молодых художников не сохранились. Существуют более поздние источники: «Ерминия» и «Ерминия, или наставление в живописном искусстве», составленная афонским монахом Дионисием из Фурны между 1701 и 1745 годами.

Как производилось копирование (из «Ерминия»): «…Прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырём краям подлинника; изготовь чёрную краску с малым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробела и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь неё видны все черты подлинника» [2, c. 54].

Таким образом, в эпоху средневековья копировальному методу была отведена главная роль в процессе обучения рисунку.

На Руси копирование использовали в X-VIII веках. Этот период характеризуется прежде всего расцветом иконописного ремесла. Люди, занимающиеся иконописным промыслом, должны были иметь отточенные графические навыки.

В этот период существовали своды законов построения различных форм, которые назывались иконописные подлинники. По таким сборникам, составленным искусными мастерами, ученики копировали образцы и повышали свои графические умения. Такой метод обучения являлся основным на протяжении восьми веков.

Период иконописного промысла с приходом Петра I сменился на фоне огромного культурного подъёма необходимостью иметь навыки рисования уже во многих профессиях.

Появились новые методы обучения. Была издана книга И. Д. Прейслера «Основные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Она помогала организовать и изучить систему обучения рисунку.

Не все учителя использовали данную книгу как пособие по рисунку для изучения последовательного ведения работы. Педагоги, которые приезжали издалека и плохо говорили на русском языке, давали ученикам копировать образцы из пособия Прейслера. После этого метод работы с пособием стали называть «копировальным».

При этом Прейслер не указывает в своём пособии, что таблицы или иллюстрации необходимо срисовывать. Автор даёт ученику возможность увидеть принципы и методы изображения и призывает к изучению закономерностей строения формы.

Книга Прейслера оказала большую методическую помощь обучающимся рисунку в России.

Таким образом, копировальный метод имел широкое распространение в эпохи, имеющие строгие каноны. Если данный метод доминирует в системе обучения рисунку, то он несёт в себе негативные последствия – становится невозможным самостоятельное рисование, возникают ошибки в пропорциональных отношениях, рисование с натуры затрудняется. Поэтому данный метод необходимо применять для выполнения краткосрочных задач, например, для отработки определённых графических действий.

 

Список литературы:

  1. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа рисунка: учебное пособие для пед. вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/ Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
  2. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка: учебное пособие для худож.-граф. фак. пед. вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/ Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1982. – 240 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.