Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 ноября 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тюриков А.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(83). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(83).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Тюриков Александр Николаевич

магистрант 1 курса, кафедра художественного образования Уральский государственный педагогический университет

РФ, г. Екатеринбург

Кратко рассмотрим становление методики обучения игре на медных духовых инструментах и охарактеризуем базовые навыки исполнительства на медных духовых инструментах.

В течение многих веков обучение игре на медных духовых инструментах осуществлялось в процессе непосредственной передачи музыкантом-исполнителем своих умений обучающемуся. Исполнители объединялись по цеховому профессиональному признаку и сохраняли в тайне методику обучения. Так, например, Ю. Усов приводит сведения о том, в начале XVII в., во времена К. Монтеверди, музыканты-трубачи составляли гильдию, которая пользовалась особыми привилегиями, а искусство игры на трубе сохранялось в строгой тайне. Он также сообщает, что к наиболее ранним учебным пособиям, дошедшим до нас, относится методика обучения игре на трубе итальянца Чезаре Бендинелли, появившаяся в 1614 году [4].

К середине ХХ в. в мире сложилось несколько самобытных национальных школ искусства игры на медных духовых инструментах: французская, чешская, немецкая, английская, американская. Одно из ведущих мест в музыкальном исполнительстве на медных духовых инструментах ХХ в. занимает советская школа. Победы советских артистов на международных конкурсах, успешные зарубежные гастроли солистов и коллективов, тиражирование музыкально-исполнительских достижений выдающихся артистов посредством грамзаписи всё это стимулировало появление нового педагогического репертуара, различных учебных пособий по обучению музыкантов-исполнителей. 

Важнейший вклад в методику обучения игре на медных духовых инструментах внесли выдающиеся отечественные музыканты-исполнители:

Тимофей Александрович Докшицер, Евгений Адольфович Рейхе, Алексей Константинович Лебедев, Владислав Михайлович Блажевич.

Медные духовые инструменты обладают общими признаками, на основе которых они объединены в группу, и главным из них является единый принцип звукоизвлечения. Поэтому под базовыми навыками мы будем понимать исполнительские навыки, характерные для всех инструментов группы медных духовых. Данные навыки конкретизируются с учетом величины инструмента и особенностей его механизма – вентильного или кулисного.

На основе анализа источников в области исполнительства на медных духовых инструментах [1, 2, 3] можно заключить, что к базовым музыкально-исполнительским навыкам могут быть отнесены:

  • навыки правильной (рациональной) постановки корпуса, головы, ног, левой и правой рук на инструменте;
  • навыки дыхания;
  • навыки амбушюра;
  • технические навыки управления механизмом инструмента (вентильным или кулисным).

По мере формирования данных навыков осуществляется работа над штрихами. Сформированность базовых навыков позволяет переходить к освоению различных музыкально-исполнительских приемов, исполнять более длинные мелодии на legato и т. д.

При этом в работах различных авторов может быть представлено разное количество выделенных навыков (приведенные выше навыки могут подразделяться или объединяться) и разная последовательность.

Правильное (рациональное) положение корпуса, головы, ног, рук

Рассматривая вопрос правильной постановки корпуса на примере исполнительства на тубе, Д. А. Балагур [3] акцентирует первостепенное значение данного исполнительского навыка для формирования последующих. Он выстраивает следующую последовательность возможных ошибок: «неправильное положение корпуса мешает правильности дыхания, неправильное дыхание лишает игру выразительности, динамичности, не позволяет художественно, правильно исполнять музыкальные фразы и портит здоровье» [5].

Дыхание

Правильное распределение моментов смены дыхания играет важнейшую роль в выразительности исполнения, позволяя разделять музыкальные фразы.

А. Г. Асмоловский [2] предлагает классифицировать дыхание на основе следующих типообразующих признаков:

  • по использованию объема лёгких (спокойное дыхание с использованием в основном верхних отделов лёгких; дыхание с использованием резервного объема);
  • по ритмичности (ритмичное дыхание, когда вдох и выдох занимают одинаковый промежуток времени; неритмичное, когда вдох по времени в несколько раз меньше выдоха);
  • по напряженности (ненапряженное или спокойное, когда дыхательные движения автоматизированы, и работа вдыхательных и выдыхательных мышц осуществляется поочередно при минимальном их противодействии; напряженное, «когда при выдохе создается гораздо большее давление струи воздуха, при противодействии вдыхательных и выдыхательных мышц», т. е. «дыхание на опоре».

Техника пальцев

Техника пальцев (или пальцевая техника) обусловливает грамотное и четкое управление механизмом медного духового инструмента (вентильным или кулисным). Техника пальцев подразумевает быстрое, четкое движение пальцев, согласованное с другими частями исполнительского аппарата. Упражнения выполняются в различных темпах, при этом движение пальцев координируется с дыханием, работой губ и языка.

Техника игры на медном духовом инструменте включает не только оперирование его механизмом, но также использование дополнительных средств. Все компоненты техники должны развиваться параллельно, иными словами не следует работать над пальцевой техникой, забывая при этом о правильном звукоизвлечении и т. п.

В завершении следует подчеркнуть, что отдельные музыкально-исполнительские навыки, как залог будущего исполнительского мастерства, развиваются не изолированно друг от друга. Их развитие не должно становиться самоцелью, иначе виртуозная техника окажется формальной. Напротив, необходимо с самого начала обучения развивать у обучающегося умения проникать в замысел композитора и сущность музыкального образа, учить видеть в любом музыкальном материале художественно-образное начало и раскрывать его, используя освоенные исполнительские приемы, вбирая верную меру движения и динамики.

 

Список литературы:

  1. Арбан Ж. Н. Школа игры на трубе. М.: Музыка, 1970. 264 с.
  2. Асмоловский А. Л. Артикуляционный метод обучения игре на медных духовых инструментах с использованием фонем русского языка. Методическая разработка. – Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. 68 с.
  3. Балагур Д. А. Методические рекомендации по обучению игре на тубе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13823.
  4. Барсова И. А. Книга об оркестре. М. : Музыка, 1978. 208 с.
  5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.   высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.