Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА МЕССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА
В исполнительской практике хоровых коллективов жанр мессы занимает достойное место. Композиторы создали огромный пласт произведений данного жанра, который относится к различным стилистическим эпохам, направлениям.
Жанр мессы прошел многовековой путь развития: от сугубо церковного произведения до чисто светского жанра. Слово «месса» (франц. – «messe», позднелатинское – «missa», латин.— «missio» -- «освобождаю» или «отпускаю») использовалось в церковном обиходе с IV века, означая отпущение грехов. С конца VI века оно стало применяться в качестве названия культового ритуала римской католической службы (обедни).
В музыкальном искусстве месса представляет собой циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов одноименного главного богослужения католической церкви. Совершается на латинском языке и имеет два типа: обычная Месса (missa ordinarium) и особая Месса (missa proprium), которая проводится в праздничные дни и в некоторые воскресения.
Традиционная, обычная месса, имеет 5 частей:
I. Kyrie eleison (Господи, помилуй)
II. Gloria (Слава)
III. Credo (Верую)
IV.Sanctus (Свят) Benedictus (Благословен)
V.Agnus Dei (Агнец Божий)
Состав и текст частей складывался на протяжении нескольких веков и в окончательном варианте утвердился в начале XI столетия.
Процесс развития мессы в музыкальном отношении был долгим. Ее ранний вид представлен одноголосной григорианской мессой, которая не была приурочена к мероприятиям и праздничным дням.
В XII-XIII веках в технику многолосия были внесены модальная ритмика, метризация вертикали. В XIV в. Г. де Машо, Й. Чикониа ориентировались на консонантную вертикаль, выровненность ритмического пульса, имитации, канон. Данные изменения давали свежесть мышления, в котором проявлялись законы, действующие в «классическом стиле» контрапункта XV-XVI веков.
В эпоху Возрождения месса стала одним из основных монументальнейших жанров. В большинстве месс применялась техника письма на cantus firmus, им мог быть литургический или же светский мотив. Нидерландские композиторы выработали разнообразные приёмы становления cantus firmus: он проводится не только в теноре, но и в других голосах, звучит целиком или же вводится отдельными предложениями, рассредоточиваясь по всей композиции.
Следующей эпохой как для музыки в целом, так и для мессы в частности, стала эпоха Барокко. Ярким представителем того времени стал И.С. Бах. Месса в его творчестве получила черты кантаты с её самостоятельными, законченными как хоровыми, так и сольными номерами, броским оркестровым сопровождением, многоплановостью фактуры.
Композиторы венской классической школы тоже обращались к жанру мессы и добились высочайшего профессионализма. На замену, так называемой «кантатной мессе», характерной для времен Барокко, приходит «симфоническая месса». В «кантатной мессе» текст членился довольно дробно, части писались в завершенных формах, зачастую – оперных. В «симфонической мессе» властвует деление на большие, протяженные части сквозного развития. Уже в поздних венских сочинениях Моцарта, таких как месса c-moll, Реквием, в поздних мессах и ораториях Гайдна доминирует симфонический тип драматургии. Мощь симфонического мышления у венских классиков так велика, что кантатные мессы складываются в музыкально-драматургическое целое инструментальными факторами: тональным планом, тематическим развитием, уподоблением частей мессы частям сонатно-симфонического цикла, тематическими арками.
Венские классики представляли себе стиль церковной музыки очевидно по другому. Например, Гайдн не опасался привносить в духовные произведения юмористическое начало. На протяжении жизни его часто укоряли в слишком радостном нраве духовной музыки. Сам композитор говорил, что если Бог дал ему весёлое сердце, то и служить он Ему будет тоже весело.
Несмотря на все изменения композиторы-классики в жанре мессы не утрачивают связи с традициями духовной музыки прошлых эпох. Более осязаема эта преемственность в следующих моментах: большая роль полифонии и полифонических жанров, таких как фуга. Традиционным к концу XVIII века становится исполнение духовных сочинений в концертном зале в качестве ораторий.
В XIX веке, в эру Романтизма, месса получила новые особенности как в содержании, так и в музыкальном языке, структуре. В связи с распространением протестантизма, некоторые композиторы не желали придерживаться шаблона латинского текста и использовали «родной» язык, повествование на котором дает возможность лучше понять музыкальный замысел слушателю. Таковы «Глаголическая месса» Л. Яначека, «Немецкий реквием» И. Брамса и многие другие произведения.
Одой из самых актуальных и востребованных разновидностей мессы в этот период стал реквием - траурная, заупокойная месса, возникшая еще в средневековье. Произведения в жанре реквием всё меньше предназначались для церемониального погребения, а были по существу общедоступными концертными сочинениями «высокого штиля», приуроченными не только к гибели человека, как это было ранее, но и к любому другому траурному событию, например, реквием памяти жертв войны, природной катастрофы и тому подобное.
Для романтической мессы типичны лирические, камерные образы, небольшие трехчастные или же строфические формы. Эстетический принцип музыки Романтизма лежит в области сонорики: глубина звучания, красочность ткани, взаимопроникновение линий звуковысот, ритма и динамики.
В XX - XXI веках в одном ряду с развитием романтических традиций, представленных произведениями Ш.М. Видора, Л. Вьерна, в жанре мессы отчётливо проявились и веяния неоклассицизма, в творчестве таких композиторов как А. Казелла, И.Ф. Стравинский, Ф. Пуленк. Это проявляется в выборе исполнительского состава, стилистической трактовке жанра: Л. Мессиан «Месса для 8 сопрано и четырёх скрипок»; Л. Бернстайн «Месса» с использованием литургического и эстрадно-битлового начал; Месса Мира английского композитора Карла Дженкинса написана по заказу Лондонской оружейной платы на празднование Миллениума и посвящена жителям Косово. В это произведение входит 13 частей, которые поются на латинском и английском языках хором и солистами. В промежутках вставлены отрывки из Махабхараты, Библии, Корана, произведений Сервантеса, Киплинга и писателей XX века, основное содержание мессы Мира - протест против войн и обращение к людям сделать XXI столетие столетием мира.
Не смотря на то, что месса является частью католического богослужения, этот жанр развивается и в отечественной музыке: А. Кастальский "Братское поминовение" (1916 г.) одно из немногочисленных произведений отечественной музыки, отразившее тему Первой мировой войны; А. Гречанинов написал 3 мессы: праздничная месса написанная в 1937; Вселенская месса (1939 г.); Месса Святого Духа (1943 г.); И. Стравинский Месса (1948 г.); Д. Кабалевский Реквием (1963 г.) создан на стихи Р. Рождественского к пятнадцатилетию Победы в Великой Отечественной Войне и посвящен памяти всех павших в борьбе с фашизмом; А. Шнитке Реквием из музыки к драме Шиллера "Дон Карлос" (1975 г.); С. Слонимский Реквием (2003 г.); Константин Волостнов автор необычного произведения "Новая органная месса" (2005 г.). К. Волостнов собрал пятерых композиторов различных национальностей, разного возраста, разных стилистический взглядов, которые должны были написать мессу, которая бы соответствовала классической традиции. Каждый из авторов не знал, что пишет другой участник данного проекта. Обговаривался только регламент по времени и по образам Святого писания. Идея проекта, развивающего инструментальное воплощение Мессы, это возврат к древнему жанру, но уже на новой художественно-эстетической основе XXI века.
Внимание к жанру мессы и реквиема остается в центре интересов композиторского творчества со времен средневековья до наших дней, потому что в нем отражаются чувства людей, их переживания, скорбь. Каждое из созданных произведений показывает своеобразие концепционного решения, авторскую стилистическую индивидуальность в интерпретации старинного жанра, словом, открытость жанра к новым модификациям.
Список литературы:
- Брянцева В.Н., Ливанова Т.Н. Проблемы Ренессанса в современном западном музыкознании. М.1981
- Романовский Хоровой словарь. М. 2001
- Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М. 1985.
дипломов
Оставить комментарий