Статья опубликована в рамках: LXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2019 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Основная задача профессионального образования – соответствие компетенций выпускников новым, быстро меняющимся технологиям как в сфере производства, так и в социальной сфере. Для внедрения передовых технологий в практику обучения детских образовательных учреждений требуются квалифицированные педагоги по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». Данный подход сформулирован в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», а также в «Стратегии развития системы образования Ставропольского края до 2020 года».
Использование компьютеров в среде дошкольного учреждения предполагает не только формирование навыков работы с новым техническим средством. Дошкольное воспитание ставит перед собой задачи полноценного и гармоничного психологического, личностного, познавательного развития ребенка-дошкольника, формирования и развития игровой деятельности как ведущей, а также основных новообразований данного возраста. Невозможно механически перенести новые информационные технологии в образовательную среду ДОУ. Компьютер может рассматриваться только как часть образовательной среды для дошкольника, как фактор, способствующий обогащению интеллектуально-творческого развития ребенка, создающий основу для включения ребенка в культурологическую парадигму общества.
Любой педагог стоит перед проблемой отбора игр, в том числе компьютерных. Однако, осознавая необходимость внедрения компьютерных игр в образовательное пространство ДОУ и указывая на такую необходимость, ни один из авторов современных образовательных программ для дошкольных учреждений не формулирует цели и задачи внедрения ИКТ в детских садах. До сих пор ученые не дали однозначного ответа на вопросы:
˗ с какого возраста следует применять компьютерные игры;
– в каком объеме и форме;
– кто должен осуществлять воспитательно-образовательную работу по применению информационно-коммуникационных технологий в детском саду.
По мнению ученых К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др., овладеть компьютером дети могут уже в возрасте 3-6 лет, т.к. данный период является сензитивным к интенсивному развитию мышления детей, подготавливающим к переходу на уровень абстрактно-логического мышления.
В период дошкольного детства ЭВМ может стать тем когнитивным средством, которое способно будет осуществить целый ряд задач разнообразных видов деятельности. Компьютерные игры в дошкольном учреждении могут применяться в трех направлениях. Первое из них ˗ использование компьютера как средства игровых технологий. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры.
Камалова Т.А. [3] все компьютерные игры для дошкольников классифицирует следующим образом (рис.1).
Рисунок 1. Классификация компьютерных игр (по Камаловой Т.А.)
В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.
Среди развивающих игр можно выделить:
- игры, направленные на развитие рационально-логических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
- игры, направленные на развитие фонематического слуха и пропедевтику обучения чтению: «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
- музыкально-дидактические игры, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского»;
- игры, развивающие основные психические процессы дошкольника: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель»;
- игры, направленные на художественно-эстетическое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения» [3, с. 7].
В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».
Среди обучающих игр другая группа авторов (Петрова Е., Фомичева О.С. и др.) выделяет четыре типа:
1. тренировочные и контролирующие;
2. имитационные и моделирующие;
3. наставнические;
4. развивающие игры [2, с. 4].
Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:
- активное познание детьми окружающего мира;
- поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач;
- изменение предметно˗знаковой среды на экране монитора;
- активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми [5, с. 27].
Использование ИКТ как средства интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
«Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- легче усваиваются понятия «форма, цвет, величина»;
- глубоко постигается понятие числа;
- развивается умение ориентирования на плоскости и в пространстве;
- тренируются внимание и память;
- быстрее происходит обучение чтению и письму;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
- уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления» [6, с. 30].
«Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным условием при подготовке детей к обучению школе. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, формируются столь важные операции мышления, как обобщение и классификация, компьютерные игры повышают самооценку дошкольников» [2, с. 39].
Список литературы:
- Бартенева, Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников [Текст]// http://festival.1september.ru/authors/103-559-582
- Возможности применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ [Текст]// http://www.openclass.ru/node/338560
- Жутикова, Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. Беседы психолога. Книга для учителей и родителей [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. ˗ 124 с.
- Камалова, Т. А. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]. ˗ М, 2014, 22 с.
- Коган, И. Д., Леонас, В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей [Текст]. ˗ М., Педагогика, 1999. ˗ 142 с.
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
дипломов
Оставить комментарий