Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2018 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ВВОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КАК ЭКСПЛИКАТОРЫ СУБЪЕКТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА
Конец XX века ознаменовался утверждением в современной лингвистике принципов антропоцентризма. Перед исследователями предстало новое видение языка, которое позволило им увидеть в текстах, прежде всего, человека во всех сторонах его бытия, а также ответить на вопросы о том, как человек воздействует на используемый им язык, и как язык воздействует на человека.
Воцарение антропоцентрической парадигмы и изменения в государственном строе создали благодатную почву для появления новых тенденций в языке СМИ. Одной из наиболее ярких тенденций стала субъективизация газетного текста, проявляющаяся в усилении личностного начала, в выдвижении на передний план фигуры автора и его отношения к содержанию высказывания. В связи с этим острую актуальность приобретает разговор о категории субъективной модальности.
В круг выразителей субъективно-модальных значений входят вводные компоненты, которые приобретают в текстах публицистического дискурса особое воздействующее содержание. Как отмечает П.А. Лекант, «вводный компонент «накладывается» на структуру предложения по воле, по усмотрению говорящего для реализации его намерения. Реализация высказывания в форме предложения требует специальных усилий и специальных средств. Говорящий стремится быть правильно понятым, желает воздействовать на адресата. Средством решения этой прагматической задачи является вводность» [1, с. 131].
Собранные нами материалы свидетельствуют о том, что в газетном тексте широко представлены вводные компоненты трёх типов субъективно-модальных значений: достоверности/недостоверности, логичности, эвиденциальности.
Среди них наиболее часто употребляются вводные компоненты, выражающие оценку содержания высказывания с точки зрения достоверности/недостоверности, т.е. степени авторской осведомленности в отношении предмета речи. К ним относят такие вводные компоненты как действительно, безусловно, естественно, видимо, по всей видимости, возможно, похоже, может быть, судя по всему, известно, вероятно и др., которые обнаруживают различные оттенки значения, например, бесспорности, неуверенности, предположения, сомнения.
Экспликаторами категорической достоверности выступают вводные компоненты безусловно, конечно, разумеется: Сейчас Россия, безусловно, не заинтересована в захвате Прибалтики (АН 16.02.17-21.02.17); Мне, конечно, немедленно захотелось спасти свой зашлакованный организм чем-нибудь натуральным, фермерским (КП 01.03.17); Разумеется, дольше всего в дороге находятся жители Подмосковья, работающие в столице (КП 07.12.16).
Семантику сомнения, предположения, вносят такие компоненты, как может, видимо, возможно, вероятно, наверное, похоже: Но всё же, может, не она. Увы, ошибки не было (КП 04.02.17); При этом немецкий производитель «Леопардов» компания Krauss-Maffei Wegman (KMW) отказывается от комментариев по данному вопросу. Видимо, сказать просто нечего (АН 19.01.17-25.01.17); Вероятно, люди подумали, что смогут хоть немного сэкономить (КП 10.03.2017); Кого мог впечатлить и уверить в надёжной защите Эстонии поход пешком с лёгким оружием – вопрос открытый. Наверное, полных идиотов (АН 16.02.17-21.02.17); Похоже, противостояние демократов и республиканцев в США всё больше «переходит на личности» (КП 01.03.17).
Вводный компонент судя по всему является своего рода срединным между вводными компонентами с семантикой достоверности и семантикой недостоверности, т.к. указывает на то, что автор оценивает содержание высказывания, опираясь на свои впечатления и опыт, и поэтому считает его вполне соответствующим действительности: И настоящая причина «наскальной» романтики – старая красивая школа посреди городка, где, судя по всему, служат хорошие учителя литературы…(КП 07.12.2016).
Операторы логической модальности, т.е. вводные компоненты, указывающие на порядок рассуждения и последовательность выражения мыслей, принимают активно участие в структурировании газетного текста. Так, с помощью вводных компонентов во-первых, во-вторых, в-третьих отражается не только логика рассуждения, но и авторская оценка, расстанавливаются приоритеты: Сразу подчеркнём, что мы в «КП» выступаем категорически против любых видов рукоприкладства. Во-первых, это аморально, во-вторых – противозаконно и, в-третьих, никак ни на что не влияет (КП 01.03.17); Эксперты называют несколько причин, почему импортозамещение у нас не получается. Во-первых, скачок курсов доллара и евро. Во-вторых, срок окупаемости в этом бизнесе – около 10 лет (КП 07.03.17). Как правило, данные цепочки состоят из двух или трёх компонентов, реже из четырёх и более.
Сюда также относятся такие экспликаторы, как кроме того, кстати, с другой стороны, которые могут обозначать переход от одной мысли к другой или неожиданное присоединение, припоминание (как в случае с кроме того, кстати) или указывать на неоднозначность описываемой ситуации, её решения (с другой стороны): Кроме того, американцы хотели привезти в Европу дополнительные комплекты техники двух пехотных бригад (АН 16.02.17-21.02.17); Кроме того, этот напиток улучшает отток лимфы, подсушивает подкожные ткани, и живот выглядит менее рыхлым (КП 07.12.2016); Кстати, именно в его руках был нож (КП 10.03.2017); Некоторые эксперты, кстати, так и определяют сложившийся в России порядок: новый феодализм (АН 16.02.17-21.02.17); С другой стороны, если мы устанавливаем для медиков дополнительные барьеры на пути в профессию, то нужно одновременно повышать её престиж, вводить адекватную оплату труда (КП 01.03.17).
Особой продуктивностью в газетном тексте, особенно в текстах информационного жанра, отличаются вводные компоненты с субъективно-модальным значением эвиденциальности, т.е. указывающие на источник сообщения. Они помогают автору либо предоставить точную, фактическую информацию, либо снять с себя ответственность за сказанное, сославшись на другое лицо. Как правило, упоминание официальных источников и авторитетных лиц в новостной заметке придаёт ей объективированный характер и вызывает читательское доверие.
Например: По данным Системы анализов рынков и компаний (СПАРК), в 2015 году выручка составила почти 5 млрд. рублей и растёт бешеными темпами (КП 01.03.17); По данным Дептранса, за последние три года такси подешевело на 30 % (КП 17.03.2017); Ведь именно в них, по словам генпрокурора Украина Юрия Луценко, живёт экс-президент незалежной (КП 17.03.2017).
С помощью вводных компонентов автор также указывает на неофициальные источники информации, опирающиеся на предположения, слухи: Говорят, что до кризиса её рекламный гонорар был выше почти в два раза (КП 01.03.17); По некоторым данным, за рулём Mercedes сидел Игорь Ишаев – внук бывшего губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева (КП 16.03.2017).
Или на источники, носящие обобщённый характер: КПП «Чонгар» полумёртвый, хотя, по словам пограничников, в сутки здесь проходит до 3 тысяч человек (КП 17.03.2017); Как заявили в Минфине РФ, филиалы российских банков были самой здоровой частью финансовой сферы Украины (КП 17.03.2017); Но, как известно, что немцу смерть, то русскому самое оно (АН 16.02.17-21.02.17); Как стало известно «КП», работы в итоге лишился высокопоставленный сотрудник дирекции вещания Первого (КП 10.03.2017).
В заключение можно сказать, что широкое использование вводно-модальных компонентов, выражающих модальные значения достоверности-недостоверности, логической оценки, эвиденциальности, в современном газетном тексте объясняется тем, что вводные компоненты, обладая широким диапазоном дополнительных оттенков значений, помогают автору газетного текста выстраивать и подавать информацию, играть со смыслом высказывания в соответствии со своими намерениями.
Список литературы:
- Лекант П.А. Вводность – коммуникативно-прагматическая категория // Очерки по грамматике русского языка. М.: МГОУ, 2002. – с. 130–133.
- Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Русский язык, 2001. – 717 с.
- Орехова Е.Н. Субъективная модальность высказывания: форма, семантика, функции. М.: 2011,− 296 с.
Оставить комментарий