Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2018 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Морозова М.С. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РИСУНКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РИСУНКА

Морозова Мария Сергеевна

студент, кафедра дизайна и изобразительного искусства ВятГУ,

РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель,

канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГГУ,

РФ, г. Киров

Изучая наследие мастеров прошлого, можно отметить, что помимо рисования с натуры они упражнялись и в рисовании по памяти. Развитой зрительной памятью обладали многие выдающиеся русские художники П. А. Федотов, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. А. Врубель и другие. Художники-педагоги прошлого придавали большое значение развитию зрительной памяти своих учеников. Например, Д. Н. Кардовский наряду с выполнением длительных учебных заданий обязательно включал в процесс обучения краткосрочное рисование по памяти [6, с. 30]. Современные художники педагоги также обращают внимание на важность развития зрительных представлений у обучающихся художественной грамоте. Так А. М. Савинов отмечает, что рисование по памяти побуждает учащихся к активной мыслительной и графической деятельности, выражающейся в том, что студенты внимательнее наблюдают натуру, стремятся лучше её рассмотреть и запомнить [3, с. 2].

Исходя из этого, развитие навыков рисования по памяти является актуальной задачей при обучении студентов – будущих учителей изобразительного искусства. Но, к сожалению, в настоящее время рисованию по памяти не уделяется должного внимания, что сказывается на качестве подготовки по рисунку. Для того чтобы оценить уровень подготовки студентов по рисунку был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие студенты ВятГУ направления подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки «Изобразительное искусство и дополнительное образование». Констатирующий эксперимент состоял в том, что группе было предложено сделать зарисовку головы человека с натуры. Работы оценивались по следующим критериям: пропорции, перспективное сокращение, передача светотени, ракурс, передача характерных черт, детали. Максимальное количество баллов по одному критерию – 2, минимальное – 0.

В ходе анализа работ были получены следующие результаты, которые отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента

Критерии оценки

Алексей К.

Марина Б.

Ирина Г.

Ксения С.

Алена С.

  1. Пропорции

2

1

2

1

0

  1. Перспективное сокращение

2

2

1

1

1

  1. Передача светотени

1

2

0

0

1

  1. Ракурс

2

1

2

1

1

  1. Передача характерных черт

1

1

1

1

0

  1. Детали

1

1

2

0

1

Сумма

9

8

8

4

4

Среднее арифметическое 6,6

 

Для того, чтобы правильно оценить средний балл экспериментальной группы, нами были выведены уровни развития навыков рисования по памяти, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Уровни развития навыков рисования по памяти

Уровни

Баллы

Высокий

12-9

Средний

8-6

Недостаточный

5-3

Критический

2 и ниже

 

Констатирующий эксперимент показал, что средний балл группы составляет 6,6, что соответствует среднему баллу развития навыков рисования по памяти. Значит, необходимо проводить педагогические мероприятия по повышению уровня навыков рисования по памяти.

Память – «это не пассивное лишь хранение материала, это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного устроения» [2, с. 301]. Поэтому в качестве формирующего эксперимента нами был проведен ряд упражнений, которые способствуют развитию зрительной памяти. За основу метода развития навыков рисования по памяти мы опирались на разработки, сделанные в этом направлении Е. И. Игнатьевым, А.М. Савиновым, Ю.М. Тютюновой [1; 3; 4; 5].

По мнению психолога по изобразительной деятельности Е. И. Игнатьева более или менее устойчивым может стать образ определенного предмета под влиянием глубокого и многократного изучения этого предмета на процессе рисования с натуры. В этом случае, по его мнению, мы имеем выделение одного предмета из многих подобных и многократное закрепление следов восприятия его в коре больших полушарий головного мозга. Таким образом, представление сложного образа предмета может быть стабилизировано путем «заучивания» при многократном рисовании этого предмета с натуры [1, с. 103].

Отсюда следует, что многократное рисование с натуры активизирует память, закрепляет образ воспринятого предмета, а значит, развивает навыки рисования по памяти.

Нами были проведены следующие упражнения:

  1. Экспериментальная группа делает несколько зарисовок живой головы человека. Через определенное время (два дня, неделя или месяц) испытуемым предлагают зарисовать того же человека по памяти [5, с. 346].
  2. Натурщик делает несколько (2-3) последовательных движений, которые студенты внимательно наблюдают и запоминают. Группа студентов по памяти зарисовывает каждое движение. «В течение нескольких секунд необходимо передать основные пропорции модели, её характерные особенности, специфику движения» [5, с. 347].
  3. Экспериментальной группе в течение нескольких секунд (15-20) предлагается рассматривать какую-либо одну часть лица натурщика (глаза, губы, нос, овал лица, волосы). Затем рисующий отворачивается и рисует по памяти то, что он запомнил в течение 20 секунд. Далее студент снова поворачивается и запоминает уже другую часть лица, потом снова отворачивается и рисует. В итоге получается 3-4 наброска характерных черт натурщика.

Особо затруднило студентов упражнение на передачу движения. Группе было сложно запомнить несколько движений одновременно, затруднительно было и быстро передать зрительный образ на бумагу. Но с практикой данного упражнения ситуация улучшилась. Как было замечено, данное задание эффективно повышает уровень развития навыков рисования по памяти.

В качестве контрольного эксперимента мы провели зарисовку живой головы человека. Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента

Критерии оценки

Алексей К.

Марина Б.

Ирина Г.

Ксения С.

Алена С.

  1. Пропорции

2

2

2

1

1

  1. Перспективное сокращение

2

2

1

1

1

  1. Передача светотени

2

2

1

1

2

  1. Ракурс

2

1

2

1

1

  1. Передача характерных черт

1

1

2

2

2

  1. Детали

2

1

2

1

1

Сумма

11

9

10

7

8

Среднее арифметическое 9

 

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что формирующий эксперимент положительно повлиял на развитие навыков рисования по памяти. Среднее арифметическое группы увеличилось на 2,4 балла. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения оказались эффективными. Сравнительные результаты развития навыков рисования по памяти можно увидеть на диаграмме.

 

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов

 

Таким образом, при обучении студентов необходимо не только заниматься рисованием с натуры, но и применять упражнения по развитию навыков рисования по памяти. Это создает условия для наиболее эффективной подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, помогает в кратчайшие сроки повысить уровень обучения как по рисунку, так и по другим художественным предметам.

 

Список литературы:

  1. Игнатьев, Е. И. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. – М.: Академия педагогических наук РСФСР. Институт психологии, 1954. — С. 103.
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1989. - С. 301-344.
  3. Савинов А. М. Методический принцип мысленного рисования при подготовке дизайнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75165.htm.
  4. Савинов А. М. Создание художественного графического образа при обучении студентов рисунку (на примере портрета «Спасатель») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 3. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56025.htm.
  5. Тютюнова, Ю.М. Методическое обоснование рисования по памяти. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». 2011. № 1. С.344-347.
  6. Шмаринов, Д. А. Уроки в студии Кардовского / Д. А. Шмаринов // Юный художник. – 1982. – № 3. – С. 30.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.