Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Практически любой творческий процесс художника базируется на воображении. Воображение является необходимым проводником для создания художественного образа в творческой деятельности. Л. С. Выготский отмечает, что привнесение собой нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет самую основу той деятельности, которую мы называем воображением. Оно, по его мнению, также тесно связано с восприятием, мышлением и памятью [1, с. 453].
В процессе обучения развитие творческого воображения необходимо у будущих учителей изобразительного искусства, так как именно им необходимо воплощать в жизнь художественные образы и учить этому других. Развитие творческого воображения отличается от других психических процессов вариативностью создаваемых образов, широким спектром ассоциаций, модификации и легкостью комбинирования в изобразительном искусстве [9, с. 107]. К сожалению, развитию творческого воображения у студентов уделяется недостаточное внимание, так как художественное мастерство часто понимается, как «умение художника использовать все средства и возможности данного вида искусства для создания художественно совершенных произведений» [5, с. 248]. Проблема развития творческого воображения у студентов мало изучена в психологии русскими и зарубежными учёными. Вопросами о развитии воображения у детей начали заниматься только в начале ХХ века такие учёные, как Л. С. Выготский [1], Т. Рибо [3], С. Л. Рубинштейн [4] и другие. Т. Рибо, например, в своем труде описывает три периода развития воображения, притом последний период характеризуется как окончательный, когда степень воображения достигает рассудка [3, с. 134].
Изучив литературу по этой теме, было сделано предположение, что для развития у студентов творческого воображения можно применять на занятиях по рисунку способ трансформации изображаемого объекта. В художественном образовании трансформацию определяют как изменение, преобразование формы, вида и существенных свойств объекта. При трансформации определенной формы используют увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, элементов, вытягивание, округление, подчеркивание угловатости, упрощение или усложнение конструкции, придание силуэта, изменение реального цвета и т.д. Важным аспектом является то, что изменяемый изобразительный объект должен иметь символичность [2, с. 48]. В художественной педагогике способ трансформации для применения на занятиях по рисунку представлен А. М. Савиновым в учебном пособии «Рисунок в графическом дизайне». В пособии и других исследовательских работах автором подробно описаны задания по трансформации объекта средствами изобразительного искусства и задачи, решаемые в процессе обучения [6; 7; 8].
В процессе проведения исследования было важно выяснить, насколько развито воображение у студентов. Для этого был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление уровня развития творческого воображения у учащихся. В исследовании приняли участие студенты ВятГУ направления подготовки «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Изобразительное искусство и дополнительное образование». Испытуемым предлагался тест «Определение уровня творческого воображения», состоявший из двенадцати вопросов, ответами на которые служили либо «да», либо «нет». Каждому ответу соответствовал определенный бал.
В ходе анализа ответов на тест, были получены следующие результаты, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента
Участники |
14-17 баллов (богатое воображение) |
9-13 баллов (средний уровень развития воображение) |
5-8 баллов (недостаточно развитое воображение) |
1.Марина Б. |
|
13 |
|
2. Ирина Г. |
|
13 |
|
3. Алёна К. |
|
13 |
|
4. Екатерина К. |
|
12 |
|
5. Алексей К. |
14 |
|
|
6. Мария М. |
|
11 |
|
7. Марина П. |
15 |
|
|
8. Ксения Р. |
|
11 |
|
9. Алена С. |
16 |
|
|
10. Ксения С. |
|
10 |
|
Среднее арифметическое 12,8 |
В результате констатирующего эксперимента среднее арифметическое составляет 12,8 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения у студентов. Следовательно, на занятиях по рисунку задания способом трансформации стоит проводить чаще для повышения уровня развития творческого воображения.
В качестве формирующего эксперимента было проведено занятие по рисунку посредством выполнения трансформации объекта на примере чайника. Поскольку студенты ранее в процессе обучения были ознакомлены с понятием трансформации, то, в начале, была проведена беседа, в которой разобрали, что такое трансформация, рассмотрели примеры преобразования различных форм и объектов. Следующим этапом стала практическая часть занятия, где студенты трансформировали объект по двум из заданий, предложенных в учебном пособии А.М. Савинова «Рисунок в графическом дизайне» [6].
Первое задание «Наделение объекта эмоциональным состоянием или определенным характером с применением различных графических средств: изобразительных возможностей, тона, сочетания линии и тона» способствует решению следующих задач: наделение объекта, в данном случае чайника, эмоциональным состоянием, присущим человеку; наделение объекта характером [6, с. 9]. Такая работа была направлена на развитие образно-ассоциативного мышления и умения выбрать наиболее подходящее средство выразительности.
Второе задание «Графическая трансформация формы объекта в различных стилях изобразительного искусства, архитектуры дизайна, придания объекту различных пространственных характеристик» имеет два направления работы: образная трактовка в каком-либо стиле изобразительного искусства, дизайна или архитектуры; деконструкция объекта [6, с. 10].
По итогу занятия была проведена рефлексия, в результате которой выяснилось, что студентам понравился способ трансформации для развития творческого воображения. По мнению испытуемых, этот способ эффективен, так как побуждает думать, фантазировать, размышлять, строить новые образы, прорабатывать детально, искать применение в жизни в качестве готового продукта. Помимо этого, студенты с большим интересом подошли к заданиям и со старанием выполняли, находя множество необычных идей.
В качестве контрольного эксперимента был проведен тест по В. Юденко «Воображение», в котором студентам предлагается за 120 секунд продолжить строго в предлагаемой форме ряд выражений, состоящих из трёх слов, не повторяя приведённые ни единым словом. В ходе анализа ответов теста, были получены следующие результаты, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты контрольного эксперимента
Участники |
Количество выражений |
1.Марина Б. |
6 |
2. Ирина Г. |
7 |
3. Алёна К. |
5 |
4. Екатерина К. |
5 |
5. Алексей К. |
5 |
6. Мария М. |
5 |
7. Марина П. |
6 |
8. Ксения Р. |
5 |
9. Алена С. |
6 |
10. Ксения С. |
5 |
Среднее арифметическое 5,5 |
Для того, чтобы правильно оценить уровень развития воображения, обратимся к таблице, предложенной В. Юденко (см. Таблица 3).
Таблица 3
Уровни развития творческого воображения
Уровни |
Количество выражений |
Критический |
1 и менее |
Средний |
2 |
Хороший результат |
3 |
Очень хороший результат |
4 |
отличный |
5 |
Исключительный |
6 и более |
Контрольный эксперимент показал, что среднее арифметическое группы составило 5,5 балла, что соответствует отличному уровню развития воображения. Сравнив результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень развития творческого воображения у студентов повысился. Конечно, за короткое время сложно развить устойчивый уровень творческого воображения, но проведенная работа показала, что задания с применением способа трансформации объекта на занятиях по рисунку возможны и положительно влияют на уровень развития воображения у студентов.
Таким образом, посредством выполнения трансформации изображения объекта можно развить творческое воображение, которое в свою очередь благотворно влияет на изобразительную и профессиональную деятельность.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – С. 504.
- Ланщикова, Г.А., Скрипникова, Е.В. Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании. Екатеринбург: Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. - №8 (50). – С. 48 - 50.
- Рибо, Т. Творческое воображение. СПб., 1901. - С. 132–140.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – С. 344.
- Русова, Н.Ю. – Терминологический словарь-тезарус по литературоведению. От аллегории до ямба. – М.: Флинта, Наука. 2004. – С. 304.
- Савинов, А. М. Рисунок в графическои дизайне: учебно-методическое пособие / А. М. Савинов. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2014. – 112 с.
- Савинов, А. М. Формирование профессиональных компетенций по выполнению рисунков и умений перерабатывать их в направлении проектирования объекта / А. М. Савинов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – № 2 2013, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2013.htm.
- Савинов, А. М. Развитие умений выполнять рисунки в направлении дизайн-проектирования / А. М. Савинов // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы 1-й международной научной конференции. В 2 ч. Ч. 2. – СПб.: ФГБОУВО «СБбГУПТД», 2016. – С. 185-190.
- Хозяшева, Л.С. Формирование творческого воображения студентов ХГФ в процессе создания таписсерии. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, серия «Психологические науки. Акмеология образования». 2008. № 3. - С. 107-110.
дипломов
Оставить комментарий