Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИЕЙ
В школе с углубленным изучением художественных предметов осваиваются такие дисциплины как «Рисунок», «Живопись», «Композиция». В каждой из этих дисциплин есть темы, посвященные изучению пропорций человека, его изображению в разных техниках. Ученики, не имеющие достаточных навыков, начиная рисовать с натуры, сталкиваются с рядом проблем. Это, прежде всего, касается освоения пропорций фигуры человека, неточное их изображение, срисовывание, а не построение формы. На данные темы отводится достаточное количество академических часов по рабочим программам учителей, однако это качественно не решает проблему освоения учащимися пропорций фигуры человека и грамотную их передачу в изображении. Таким образом, существует необходимость получения учениками знаний по пластической анатомии, являющейся важной частью освоения всех других дисциплин художественного цикла.
Цель статьи – показать возможности изучения пластической анатомии в школе с углубленным изучением художественных предметов для грамотного освоения пропорций человека и верного построения его фигуры. Задачами являются разработка серии занятий по пластической анатомии для углубления знаний построения фигуры человека и их апробации. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, наблюдение за работой учащихся, анализ рисунков, беседа.
Изучение пропорций, первые попытки изображения человека были в странах Востока и Египте. До нас дошел египетский канон (система пропорций), по которым пропорциональной считалась фигура высотой в 19 средних пальцев руки. Основоположником анатомии как науки принято считать Леонардо да Винчи (1452-1519), который много лет посвятил анатомическим исследованиям и как художник, и как ученый. Андреас Везалий (1514-1564) использовал объективный метод наблюдения при описании строения человеческого тела. Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829) в сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды. Английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) в своём произведении «Происхождение видов» (1859) доказал единство животного мира [2, с. 12-14].
В художественной педагогике вопросы изучения пластической анатомии затрагиваются такими художниками педагогами как И.А. Башкатов [1], А. М. Савинов [3], Г.А. Софронов, Н.И. Софронова [5] и другими исследователями. Кроме того художник педагог А. М. Савинов показал важность знания анатомии для передачи определенного движения фигуры человека с целью создания в рисунке художественного образа [4].
Современная программа обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе с углубленным изучением художественных предметов предполагает изучение построения фигуры человека. Для того чтобы лучше разобраться с положением дел по теме пропорций фигуры человека был проведен констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе восьмого «Б» класса, 1 подгруппы МБОУ ХТЛ г. Кирова.
В ходе констатирующего эксперимента, был произведен анализ набросков фигуры человека учеников 8 «Б» класса. Их задача – изобразить фигуру человека карандашом на формате А4. Были составлены критерии, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки построения фигуры человека
№ п/п |
Критерии оценки |
Количество баллов |
1 |
Соблюдение пропорций |
1-3 |
2 |
Соблюдение анатомических особенностей |
1-3 |
3 |
Передача характера позы |
1-3 |
Всего: |
3-9 |
В зависимости от набранных баллов ученики делились по уровням подготовки по теме исследования. Ученикам, набравшим до 5 баллов, присваивался низкий уровень построения фигуры человека, 6-7 баллов – средний уровень, а те, кто набрал 8-9 баллов – высокий уровень построения фигуры человека.
В ходе анализа работ были получены следующие результаты, которые отображены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента
Критерии оценки/Ученики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Соблюдение пропорций |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Соблюдение анатомических особенностей |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Передача характера позы |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Всего баллов: |
5 |
7 |
5 |
6 |
6 |
8 |
6 |
5 |
4 |
6 |
Констатирующий эксперимент показал, что ученики не соблюдают анатомические особенности. Всего 10% учеников выполнили набросок фигуры человека на высоком уровне, 50% учеников на среднем уровне и 40% учеников выполнили набросок на низком уровне. Пытаясь достичь сходства, обучающиеся старательно копируют мельчайшие детали одежды человека. При этом они не обращают внимания на особенности анатомического строения человека, в итоге рисунок получается искаженным, не реалистичным.
В качестве формирующего эксперимента была проведена серия уроков по пластической анатомии, на которых учащиеся изучали такие темы как: «Строение скелета. Зарисовки скелета, костей», «Общее понятие о мышцах. Зарисовки мышц человека, их крепление», «Пропорции тела, половые и возрастные отличия в пропорциях тела человека». Учащиеся в ходе урока зарисовывали костный аппарат, группы мышц, анализировали иллюстрации анатомического атласа.
В качестве контрольного эксперимента было осуществлено наблюдение, как дети делают наброски фигуры человека. Большинство учеников анализировали особенности анатомического строения фигуры, намечали ее основные очертания, промеряли все пропорциональные соотношения.
Выполненные зарисовки были снова проанализированы по критериям, представленным в таблице 1. Полученные данные приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты формирующего эксперимента
Критерии оценки/Ученики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Соблюдение пропорций |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Соблюдение анатомических особенностей |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Передача характера позы |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Всего баллов: |
7 |
8 |
6 |
8 |
7 |
9 |
8 |
7 |
5 |
8 |
Всего 10 % учеников выполнили набросок фигуры человека на низком уровне, 40 % выполнили набросок на среднем уровне и 50 % учащихся выполнили набросок фигуры человека на высоком уровне. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что формирующий эксперимент положительно повлиял на освоение пропорций и грамотное изображение фигуры человека.
Таким образом, результат эксперимента показал, что освоение пропорций фигуры человека необходимо изучать в тесной взаимосвязи с пластической анатомией. Особое внимание следует уделять изучению особенностей строения костного аппарата, крепления различных групп мышц. Такой подход благотворно влияет на грамотное изображение фигуры человека, рисунки учеников приобретают убедительность в построении и живость в передаче движения.
Список литературы:
- Башкатов, И. А. Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога: дис. … канд. пед. наук / А. И. Башкатов. – М.: 2007. – 250 с.
- Львова Е.В. Пластическая анатомия: учебное пособие / Е.В. Львова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – С. 114.
- Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
- Савинов А. М. Создание художественного графического образа при обучении студентов рисунку (на примере портрета «Спасатель») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 3. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56025.htm.
- Софронов Г.А., Софронова Н.И. Пластическая анатомия и необходимость углубленного изучения её для дисциплин художественного цикла направлений подготовки дизайна и изобразительное искусство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Спецвыпуск №18.
дипломов
Оставить комментарий