Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Коростиленко М.М. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКИХ СУДЕБ. ЖИВОПИСЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАГЕДИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 80 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии
Диплом Интернет-голосования

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКИХ СУДЕБ. ЖИВОПИСЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАГЕДИИ

Коростиленко Мария Михайловна

студент, факультет “Культура и искусство”, Первый Московский Образовательный Комплекс,

РФ, г. Москва

Бармина Надежда Александровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, преподаватель специальных дисциплин, факультет “Культура и искусство”, Первый Московский Образовательный Комплекс,

РФ, г. Москва

Тема войны как катастрофы, как подвига, как жизни вопреки, всегда была неиссякаемым источником вдохновения в искусстве, как для непосредственных ее очевидцев, так и последующих поколений. До сих пор эта тема актуальна, она бередит раны и отзывается генетической памятью поколений. И не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, так как война – это нечто большее, чем говорят нам определения толковых словарей, в первую очередь – это судьбы. А судьбы детей в войне – это всегда та боль, которая резонирует, заставляя обращаться к теме трагедии снова и снова.

В этом контексте Великая Отечественная и Корейская войны как крупнейшие военные конфликты, с совершенно разными политическими и гражданскими предпосылками, определяются одинаково – хрупкостью человеческой жизни. Тема ребенка на войне раскрыта в нашей отечественной живописи чрезвычайно широко, как и судьбы маленьких корейцев в военном конфликте 1950-1953 гг. до сих пор актуальны для северокорейского общества. Этим трагическим периодам в жизни наших государств посвящено немалое количество живописных шедевров, именно поэтому нам показалось актуальным проследить корреляцию детских образов в двух войнах, как в контексте истории, так и в контексте новейшего времени.

Теме эвакуации, самостоятельной борьбы с голодом и холодом в городах и селах посвящены картины В.А. Сафронова «Если голодный, выпей воды» (1982 г.) (Рисунок 1), А.П. Суровцева «Дети войны» (1985 г.) (Рисунок 2) и Б.В. Щербакова «Зло мира» (1985 г.) (Рисунок 3).

Основной драматургический акцент картины «Если голодный, выпей воды» В.А. Сафронова заключается в надписи на жестяном жбане с водой, который подсвечен холодным светом из окна. Основное сходство всех картин по названной теме - это холодный свет, что идет с улицы, зрительно отдаляя от нас изображенное на картине. Этот холодный свет дает ощущение абсолютного отчаяния голода: зима? Поздняя осень? 41 год? 42? «Если голодный, выпей воды» - как это страшно звучит для взрослого, как безнадежно для ребенка… Смысловая нагрузка транслируется фигурами и взглядами детей на переднем плане. Главный акцент - пионерский галстук на шее стоящего мальчика. Рядом ребенок, у которого уже нет сил встать. Он пришел учиться, в руках у него портфель и весь его образ говорит о бессилии и о силе одновременно. Силе духа, который помог, привел его к порогу класса, не дает оставаться в постели, заставляет бороться. Случайно ли за его фигурой написанные мелом на школьной доске цифры, которые художник специально помещает на заднем плане? Цифры 41, 42, 43, 44, 45…. Сколько еще ждать победы? Сколько это может продолжаться? Благодаря цветовым акцентам эти две фигуры и жбан с водой выдвигаются на передний план. [2] Так же В.А. Сафронов интересно играет на контрастах красок, плоскостными и грубоватыми мазками выявляя характер всей картины, помогая созданию эффекта суровой атмосферы зимнего военного утра.

Живописное полотно «Дети войны» (1985 г.) А.П. Суровцева представляет нам ночную суматоху в комнате пятерых парнишек, которые поднялись со своих мест, возможно услышав гул самолетов или очередную череду выстрелов с улицы. В отличие от предыдущей картины, цветовая палитра данного произведения выполнена в более темных и тревожных тонах, передавая посредством художественного языка огромную гамму чувств – от страха и отчаяния (мальчик, сидящий на кровати, обхвативший худенькие плечи руками) до напряжения (стоящий у окна слева, мальчик в центре и стоящий на коленях на кровати справа) и ярости (ребенок со сжатыми кулаками в центре композиции). Не случайно смысловым центром композиции является именно он. Не испугавшийся, не отчаявшийся, не сломленный. После взгляд зрителя обращается к яркому пятну пионерского галстука, аккуратно висящему на кровати слева, как некому символу нерушимой веры в победу.

Отражение детской судьбы в войне мы можем увидеть и у такого художника как Б.В. Щербаков, в его картине «Зло мира» (1985 г.). Сам художник, как и его сверстники, был мобилизован на фронт и прошел все ужасы, беды и лишения войны. В своем произведении художник акцентирует теплым светом фигурку малыша, который тянется к своей бабушке, утешая ее. В его глазах застыл вопрос: «Что дальше?». А дальше наступит завтра. Дети войны, даже не родственники, стали друг для друга семьей в разрушенном городе. Еще совсем маленькая девочка, являющаяся композиционным центром, помещена художником в руины разрушенного бомбежкой дома – и опять отдельная трагедия, отдельно взятое человеческое горе, трагедия быстро повзрослевшего ребенка. Возможно кот, нежно ластящийся к ее ноге, единственный, кто у нее остался. Диагональная композиция направляет глаза зрителя от низа левого угла к верху правого – от бабушки с внуком к девушке и юноше, раненому при налете. Страх и отчаяние читается в глазах девушки, которая бережно придерживает молодого парня, не давая ему упасть. Художник умело пользуется драматургией цвета и композиции. Белила и мягкая техника письма окружают главных героев произведения своеобразной дымкой, наполняя картину пронзительным звучанием.

Тема потери семьи или близкого человека, борьбы с одиночеством и отчаянием нашла отклик на холстах В.А. Сафронова «Разрозненные войной» (Рисунок 4), А.П. Ткачева и С.П. Ткачева «Дети войны» (1984 г.). (Рисунок 5)

В картине «Разрозненные войной» смысловым центром композиции является надпись, сделанная на кирпичных остатках печной трубы в разрушенном немцами Воронеже: «Мама! Мы каждый день с папой ходим в 10 часов сюда и ждем тебя. Слава». На пожелтевшей фотографии конца войны мы видим ту же надпись. Это фото – прямое свидетельство преступлений, которые совершились на территории нашей Родины в середине века. Потеря матери для ребенка – ни с чем несравнимая трагедия, которую могла принести война... Маленький, болезненно бледный мальчик, который сдерживается из последних сил, чтобы не расплакаться. Отец, одетый в военную форму, опершись на костыль, придерживает плечо ребенка. В то время для многих взрослых людей, дети стали самой крепкой опорой, которая только могла у них быть. Что в первой, что во второй картине основными явились холодные тона. Ярким акцентом является красная полоса на фуражке и ромб на форме мужчины, которая виднеется из-под старой шинели. Красный цвет ромба – отличительный знак командующего состава, приводит взгляд зрителя к фигуре мальчика, который держится маленькой рукой за палец своего отца. Пестрые мазки в холодных тонах передают атмосферу отчаяния и одновременно надежды в данном произведении.

Очень схожее чувство скорби перемешанного с отчаянием присутствует на лицах героев картины А.П. Ткачева и С.П. Ткачева (1984 г.) «Дети войны». Но, несмотря на то, что «Разрозненные войной» и «Дети войны» объединены общим лейтмотивом, единой сюжетно-образной концепцией, существуют очевидные различия в композиционном плане. Зритель видит женщину, получившую с фронта письмо, которое, окруженная детьми, держит в руках. Рабочая, жилистая рука матери держит бумажный треугольник, не «похоронку» в виде конверта, значит, все-таки письмо. Почему же никто не радуется, почему застыли в молчаливом отчаянии? Возможно, это письмо друга о гибели отца? А похоронка еще не дошла? Белый платок матери и треугольник письма написаны в светлой тональности, поэтому зритель в первую очередь замечает именно их – они смысловой камертон произведения. Еще одно белое пятно – косынка ребенка, сидящего на руках старшей дочери в синем платье. И вот мы уже видим в дверном проеме испуганных детей, а правее, застывшего, почти окаменевшего от горя мальчика, рука которого непроизвольно сжалась в кулак. Композицию можно вписать в треугольник, который передает нарастающую тревогу.

Теме героизма маленьких защитников Отечества, посвящены работы Н.Я. Бут «Опаленное войной детство» (1965 г.) (Рисунок 6) и В.А. Раевской-Рутковской «Награждённый медалью» (1956 г.) (Рисунок 7)

Так, в картине Н.Я. Бут «Опаленное войной детство», художник умело передает образы маленьких вершителей победы - мальчишек, которые приняли участие в создании подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях близ Керчи. [6] Такое недетское занятие, такая недетская доблесть. Двумя темными силуэтами на фоне светлой каменной стены обозначены два мальчика. Холодными охристыми оттенками художник прописывает одежду мальчиков и выводит на передний план старое, несоразмерное большое ружье в руках детей. Основные цветовые акценты - ярко-синяя кофта, выглядывающая из гимнастерки одного из маленьких героев и красный околыш фуражки мальчика с ружьем. Всё – и маленькие запачканные личики детей, одежда и обувь, на несколько размеров больше, решительность взглядов и поз – говорит о недетской воле к победе, о преодолении, о мужестве. Теплый свет, холодные тени, энергичные мазки кисти – все это помогает Николаю Яковлевичу подчеркнуть сюжетно-образная концепцию, где главными героями являются образ сынов полка.

В.А. Раевская-Рутковская посвящает свою картину юным партизанам из Тосково. Полотно «Награждённый медалью» было написано в конце войны, художница показывает послевоенную жизнь мальчишек, вчерашних героев и орденоносцев и сегодняшних обыкновенных дворовых проказников. [8] Детвора с интересом разглядывает медаль, кто с уважением, а кто с мальчишеской завистью. Но все они понимают - перед ними герой! Яркий луч света падает из верхнего левого угла в центр композиции, выводя контрастной светотенью детей на передний план живописной плоскости. Скромно стоящий парнишка со сверкающей медалью и его друг, по-товарищески обнимающий его за плечо, а также остальные участники уличного собрания, все они – и главные и второстепенные герои композиции - маленькие участники войны. Непосредственные – как паренек с медалью или косвенные, как окружившие его мальчишки. Теплые охристо-оранжевые тона картины приближают и создают иллюзию участия зрителя в этом солнечном и радостном дне вместе с маленькими защитниками своей Родины.

Живописные полотна советских художников со столь разнообразной техникой схожи в одном – мужество и героизм детей в ВОВ были главными нравственными ориентирами для художников. Художники очень точно передают всю драматургию, сюжетно-образную концепцию, весь трепет и содрогание воздуха от очередной бомбежки или очередного несчастья, трагедии, от смерти, с помощью композиции, цвета, света и тени.

Говоря о Корейской войне - конфликте между Северной и Южной Кореей, длившейся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года, следует отметить, что некоторые области, например, Синчеон, называются корейцами «землей смерти» и «страной отчаяния». Военные США, выступавшие на стороне южнокорейцев, убили там 25 383 человека, что составляло четверть всего населения Северной Кореи. Военный конфликт был беспрецедентен в своей жестокости и, как любая война, прошелся огненным следом и по судьбам детей. [1]

Корейская живопись военной тематики отличается определенным национальным колоритом и особым патриотизмом. Героизм северокорейцев, а также детей и подростков, стоящих на защите своей страны и своего народа, перекликаются с полотнами откровенно пропагандистского характера с ужасающими образами американских солдат, пытающих женщин и убивающих детей, написанные современными художниками по заказу государства, как напоминание о геноциде середины века. [3] Принципы корейского письма представляет собой корреляцию корейской живописной школы и советской. Яркий соцреализм, как художественный метод, присущий северокорейским мастерам, понятен русскому зрителю. Похожие мотивы и сюжеты создавались советскими художниками, поэтому нам проще сопереживать корейским полотнам, так как стиль художественного языка отчасти идентичен. Но корейские традиции в композиции и технике письма придают картинам свойственный только им неповторимый национальный колорит. И, тем не менее, хрупкость человеческой жизни, самоотверженность и отвага юных защитников своей Родины выше конъюнктурного языка официальной живописи.

Теме самостоятельный борьбы на оккупированной врагом территории и мужеству партизан посвящена картины Ким Чхоль-ён «Кровь за кровь!» (2008 г) (Рисунок 8) и Син Юн Хека «Наша учительница» (1978 г.) (Рисунок 9)

Центром композиции в картине «Кровь за кровь!» является женщина, которую обнимают двое детей. [4] Они прильнули к ней, словно к матери, которую они, возможно, уже потеряли в этой страшной войне. Вокруг сплоченно сомкнули ряды ее боевые товарищи. В руке партизанки исписанный листок по краям обагренный кровью. Ким Чхоль-ён ставит акцент светлым кадмием как на листке, так и на знамени, развивающемся на заднем плане, подчеркивая их связь, неразрывность пролитой крови и символа победы. Дети, обнимая женщину, одновременно и поддерживают, и скорбят вместе с ней. Гармонично подобранные цвета картины собирают детали в единое целое. Колористическая гамма картины почти монохромна, камертоном к которой являются два красных «пламени» – письма и стяга, развивающегося над головой. Благородные цвета, которыми прописана одежда партизан, небольшие мазки, гармоничное сочетание цветов и грамотно подобранная тональность картины – заставляют зрителя почувствовать себя участником происходящего.

В картине Син Юн Хека центром композиции так же является женщина с детьми. Молодая учительница в разорванной одежде гордо обнимает своих учеников, в руках которых находится ружье. Детям не больше двенадцати, но они уже умеют обращаться с оружием и стоят плечом к плечу со взрослыми солдатами, доблестно защищая честь своего народа. Художник располагает темную фигуру на светлом фоне, определяя важные смысловые акценты в картине. Мальчик - горнист отдает честь молодой девушке. Но в отличие от тревожной колористической гаммы картины Ким Чхоль-ёна, это полотно наполнено торжественной радостью. Они остались живы и не одиноки. Остался смысл увидеть лучи восходящего солнца еще раз. На втором плане подорванная машина, в которой раненый мужчина безжизненно запрокинул голову, и бегущие к нему на помощь люди. Художник дарит надежду в светлое завтра, в то, что корейский народ не сдается, что даже в самых, казалось бы, ужасных обстоятельствах, он верен идее освобождения. Картина написана в соцреализме, но с элементами традиционной корейской живописи, которую можно узнать по характерным особенностям в написании природы и людей. Прописанный лессировками задний план и дымка, как бы «выводят» главных персонажей, помогают сбалансировать колорит картины и тонально собирают цветовую гамму в единое целое.

Теме ужасов корейской войны и великой победе в ней посвящены полотна Ан Ен Ир «Колокольный звон победы» (2009 г.) (Рисунок 10) и Хон Гын Сир «Защитим это знамя» (1985 г.) (Рисунок 11)

Драматургический акцент картины «Колокольный звон победы» Ан Ен Ира – это диссонанс антитез визуального ряда – счастливых, ликующих детей и старого оконного проема с осколками стекла. [5] В квадратную композицию распахнутого окна удачно вписана девушка с медалью на груди, звенящая в колокольчик и смеющиеся ребята. Все в картине как будто светится от счастья - и дети, и девушка, и солнечный день, и букет, заботливо поставленный в вазу на подоконник. Букет как символ возрождающейся мирной жизни…. Один из мальчишек смотрит на разбитое стекло в оконной раме, которое пострадало во время войны, треснуло, надломилось, как многие жизни северокорейцев, являясь символом памяти о кровавой войне, что, наконец, прошла. Ничего не будет забыто. Никогда. Легкая живописная техника Ан Ен Ира, подчеркивает цветовые пятна черным контуром, делает акценты на лицах детей, на их искренности и радости.

В картине Хон Гын Сира «Защитим это знамя» в отличие от предыдущей, нет светящегося счастья и всеобщего ликования. Смысловой акцент сделан на нравственный посыл юному поколению: гордость за мужество соотечественников и память об ужасах и бесчинствах неприятеля. Перед нами три возраста жизни человека и боевой стяг. Пожилая женщина, юноша и девочка, что смотрят на прожженный и пробитый пулями флаг КНДР являются центром композиции – всех коснулась война. На заднем плане находятся портреты героев войны. Живопись пронизана патриотизмом и гордостью за эту победу, что далась так тяжело всей стране. Легкая национальная техника письма хорошо отражает воздушную перспективу, разделяя картину на планы. Локальные цветовые пятна, тактичная работа с цветом и аккуратность исполнения приятны глазу и импонируют зрителю. Художник очень умело передает материальность вещей.

Общим, объединяющим фактором, вопреки принципиально разным историческим событиям, воплотившимся в русской и северокорейской живописи и прошедших по судьбам детей разных национальностей, является пронзительное чувство несправедливости жизненных обстоятельств, особенно остро переживаемых именно маленькими гражданами своих стран, маленькими героями войны – партизанами, сынами полка, тружениками тыла. Несмотря на элементы традиционной корейской манеры письма в живописных полотнах северокорейских художников, она схожа с картинами советских мастеров. Симбиоз советской живописной школы и корейской культуры, заимствование технических приемов у советских художников явились источником вдохновения для корейских мастеров. Похожие колористические и композиционные решения отображают драматургический характер полотен, погружая зрителя в драматические обстоятельства двух войн. Так же ранним работам корейских и советских художников свойственна общая техника письма, обусловленная идеологическими задачами, которые ставили себе художники. Преимущественно темная колористическая гамма характерна как для северокорейской, так и для отечественной живописи этого периода, так как наиболее пронзительно отражает эмоциональную составляющую сюжетов. Еще одна очевидная корреляция - естественное освещение или один источник яркого света, которые используют и советские и корейские мастера. Зритель может полностью сопереживать изображаемому и чувствовать концепцию картины благодаря этим составляющим. Картины же послевоенного времени, посвященные итогам войны чаще представлены светлыми тонами и свободной техникой письма, созвучными теме победы и освобождения от тяжкого гнета голода, хода, мук и испытаний. Горечь тревожного военного времени или отчаянная жажда жить в послевоенное – все это художники передают с помощью уникального художественного мастерства.

Но, не смотря на некоторую схожесть, живопись России и Кореи все же, в первую очередь, ориентированы на менталитет, технические особенности и свойственный им национальный колорит. Советская живопись выполнялась преимущественно маслом. Предпочтение отдавалось масштабной живописи, художники советской школы работали в благородной колористической гамме и экспериментировали с разными живописными приемами. [9] Интересные композиционные решения, которые использовали советские художники, отличались от корейских полотен разнообразием и смелостью, так как период «оттепели» способствовал небывалому росту творческого самосознания. Колористические и композиционные решения картин советских мастеров, опирающихся на традиции великой русской живописи, позволяет их произведениям быть более сложными и интересными с художественной точки зрения. Письмо лессировками, ювелирная работа тонами и полутонами, грамотное сочетание холодных и теплых цветов и оттенков позволяет ставить данные произведения в один ряд с выдающимися произведениями великих русских живописцев. Важнейшим аспектом советской живописи является и удивительная эмоциональная и драматургическая составляющая.

Северокорейцы, напротив, предпочитали акварельную живопись, но, в отличие от европейских традиций в этой технике, передают объем посредствам линии, следуя обычаям своей национальной культуры. Цветовые акценты и основные формы композиций прекрасно передают воздушную перспективу и легкость. С помощью четких линий художники прописывают одежду, тяжелые механические конструкции танков и военных машин, а также сложный задний план. Ту же живописную тенденцию мы видим и в корейском письме маслом, что позволяет довольно просто идентифицировать ее среди прочих стран. Идеологические каноны – неотъемлемая часть корейской живописи: изображения вождя и отца нации, страшные зверства и победные шествия являют собой основной контент произведений северокорейских мастеров.

Соцреализм был основным художественным методом в Советском союзе и КНДР, но, не теряя свою идеологическую составляющую, определил принципиально разный визуальный ряд с художественной точки зрения. [7] Создаваясь на основе национальных традиций и школ, живопись мастеров данных стран воспринимается по-разному, не теряя своей общей сути. Занимая определенное место в гуманитарной конъюнктуре наших стран, разность и схожесть художественных парадигм и явлений, а также художественных методов, позволяющих посредством живописи интерпретировать события тех лет, позволяют нам говорить о том, что основная цель авторов как России так и Северной Кореи – показать миру беспримерное мужество и страдания «детей войны» – достигла своей цели.

 

Приложение.

http://people.uonb.ru/wp-content/uploads/%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-134-%D1%85-122-%D0%B4%D0%B2%D0%BF-%D0%BC-2013%D0%B3.jpg

Рисунок 1. В.А. Сафронов «Если голодный, выпей воды» (1982 г.)

 

Рисунок 2. А.П. Суровцев «Дети войны» (1985 г.)

 

Рисунок 3. Б.В. Щербаков «Зло мира» (1985 г.)

 

Рисунок 4. В.А. Сафронов «Разрозненные войной»

 

Рисунок 5. А.П. Ткачев и С.П. Ткачев «Дети войны» (1984 г.)

 

Рисунок 6. Н.Я. Бут «Опаленное войной детство» (1965 г.)

 

Рисунок 7. В.А. Раевская-Рутковская. «Награждённый медалью» (1956 г.)

 

Рисунок 8. Ким Чхоль-ён «Кровь за кровь!» (2008 г.)

 

Рисунок 9. Син Юн Хек «Наша учительница» (1978 г.)

 

Рисунок 10. Ан Ен Ир «Колокольный звон победы» (2009 г.)

 

Рисунок 11. Хон Гын Сир «Защитим это знамя» (1985 г.)

 

Список литературы:

  1. Альбедиль М.Ф. Зеркало традиций. – СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2003, 284c.
  2. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М.: Издательство Московского Университета, 1976, 288с.
  3. Воробьёв М.В. Очерки культуры Кореи. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002, 192с.
  4. Искусство из Пхеньян Корея // 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.art-place-berlin.com/english/02pastprojects/08-pyongyang.html
  5. Искусство Северной Кореи // 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kolybanov.livejournal.com/6139316.html
  6. Отдел «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ». Виртуальная выставка 70 лет Победы в Великой Отечественной войне // Русский музей – 2008-2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/70
  7. Полевой В.М. Малая история искусств – Искусство 20 века 1901-1945: –М.: Искусство, 1991, 304с.
  8. Раевская-Рутковская В.А. Награжденные медалью // 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://the-morning-spb.livejournal.com/12759.html
  9. Советская живопись № 6 Сборник. Составитель О. Р Никулина: –М.:, Советский художник,1984, 336 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 80 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.