Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2018 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Светлова П.С. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЖАЕМОГО ОБЪЕКТА СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ГРАТТАЖ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(63). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЖАЕМОГО ОБЪЕКТА СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ГРАТТАЖ

Светлова Полина Семеновна

студент, кафедра дизайна и изобразительного искусства ВятГУ,

РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель,

канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГГУ,

РФ, г. Киров

Современные методики обучения изобразительному искусству предлагают определённые этапы работы над рисунком с натуры. Уже на первом этапе обучающийся сталкивается с проблемами восприятия объекта, который необходимо изобразить. От качества восприятия изображаемого объекта зависят все дальнейшие действия рисующего, что сказывается на соблюдении этапов и передаче характера формы объекта. Принцип последовательной работы над рисунком подразумевает его выполнение от общего к деталям, от больших форм к более мелким. Такой порядок анализа изображаемого объекта на сегодняшний день считается наиболее верным [12, с. 76].

Ученики, не имеющие достаточных навыков, начиная рисовать с натуры, сталкиваются с рядом проблем. Не зная как приступить к рисунку, изобразить объёмный предмет, они начинают срисовывать то, что видят. Учащиеся отвлекаются на прорисовывание отдельных предметов и их деталей. При этом может сместиться композиционный центр, исказиться форма предмета, что приведёт к неправильному изображению. Таким образом, существует необходимость изучения развития восприятия изображаемого объекта, так как это важно для дальнейшего совершенствования изобразительных навыков обучающихся.

Для привлечения внимания учеников к правильному восприятию формы объекта, предлагаем использовать возможности техники граттаж. Эта нетрадиционная техника рисования интересна в исполнении, позволяет получить хороший результат и ярко отобразит целостность формы изображаемого объекта.

Цель исследования – показать возможности техники граттаж в развитии восприятия изображаемого объекта. Задачами является разработка серии занятий для развития восприятия объекта и их апробация. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, наблюдение за работой учащихся, анализ рисунков, беседа.

Проблемы визуального восприятия довольно широко изучены в психологии как отечественными, так и зарубежными учёными. Растёт актуальность изучения специальной области художественного восприятия. Весомый вклад в её исследование внёс психолог искусства Р. Арнхейм. В своём труде «Искусство и визуальное восприятие» он исследовал принципы организации художественной формы и её восприятия в процессе визуального познания мира. Он отмечал, что каждый взгляд человека – это предвосхищение изумительной способности художника создавать модели, которые объясняют жизненный опыт средствами организованной формы [2, с. 59].

Труды Р. Арнхейма основывались на теории гештальтпсихологии, которая описывала восприятие мира человеком посредством гештальтов – целостных структур. Гештальтпсихологии предшествовала теория структурализма, возникшая в конце XIX века. Согласно данной теории, каждый из составных элементов вызывает одиночное элементарное ощущение, и восприятие объекта создаётся как результирующее воздействие этих ощущений [1, с. 13].

Ещё одним подходом в изучении восприятия является конструктивистский подход, который описывает его как конструирование модели в сознании с учётом пространственных ориентиров. Вклад в развитие этой теории внесли И. Рок [11], Д. Хохберг [14], Р. Грегори [4].

Экологический подход к изучению ощущения и восприятия был разработан Д. Гибсоном. Его идея состоит в том, что любые сознательно переживаемые зрительные впечатления обусловлены объективными причинами (стимулами) окружающего мира, которые определяют содержание и характер протекания процессов восприятия [3, с. 427].

Во второй половине XX века Д. Марром был разработан информационный подход, основанный на точном анализе процесса визуального восприятия на основе компьютерных имитаций и искусственного интеллекта. По его теории в основе зрительного восприятия лежат процессы сбора, представления, обработки и распознавания информации, отражающей свойства наблюдаемого человеком реального мира [8, с. 4].

Нейрофизиологический подход к изучению ощущения и восприятия основывается на том, что нервные клетки разных элементов зрительной системы способны избирательно реагировать на специфические признаки предметов: форму, длину, цвет, расположение в пространстве [1, с. 15].

Разные авторы сходятся во мнении, что восприятие – это активный психологический процесс, создающий осознанное отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств [10, с. 13].

Как отмечает А.В. Запорожец, на развитие человеческого восприятия существенное влияние оказывают особенности практической деятельности ребёнка и её возрастные изменения. Продуктивная деятельность ставит перед ребёнком новые задачи восприятия. Исследования роли различных деятельностей в развитии зрительного восприятия показывают, что под их влиянием у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Соответственно и перцептивные образы формы приобретают новое содержание. Помимо дальнейшего уточнения контура предмета начинает выделяться его структура, пространственные особенности и соотношения составляющих его частей, на что ребёнок раньше почти не обращал внимания [5, с. 43-44].

В художественной педагогике вопросы восприятия изображаемого объекта затрагиваются такими художниками педагогами как В.С. Кузин [6], Е.Ф. Кузнецов [7], А.М. Савинов [13] и другими исследователями.

Современная программа обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе предполагает изучение натюрморта. Исследование проводилось на базе шестых классов МКОУ ООШ г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области: 6 «а» класс – экспериментальная группа, 6 «б» – контрольная. Преподавание изобразительного искусства в этой школе основано на рабочей программе Б.М. Неменского, которая включает изучение жанра натюрморт [9, с. 52-53].

В ходе констатирующего эксперимента, было произведено наблюдение за тем, как ученики рисуют натюрморт. Постановка состояла из трёх простых предметов, задача – изобразить предметы карандашом на формате А4. В процессе наблюдения было отмечено, что в основном обучающиеся не знают с чего начать работу над натюрмортом. Пытаясь достичь сходства, они старательно копируют мельчайшие детали предметов. При этом ученики не обращают внимания на общую форму постановки и форму её отдельных предметов, в итоге рисунок искажается.

Во время беседы с учащимися было выявлено, что не все из них могут объяснить, на какие геометрические фигуры можно разделить предмет, а также найти композиционный центр постановки.

Далее был произведён анализ выполненных учениками рисунков натюрморта. Критериями оценки выступили следующие требования к композиции натюрморта (см. Таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки натюрморта

№ п/п

Характеристика критерия оценки

Количество баллов

1

Композиционное решение:

  • соответствие масштаба изображения размеру листа;
  • отсутствие (степень) смещения на листе;
  • правильность нахождения композиционного равновесия

3-5

2

Построение формы:

  • нахождение общей формы постановки;
  • правильность формы предметов;
  • соблюдение пропорций

3-5

3

Светотеневое моделирование:

  • точность передачи тона и соотношений между предметами;
  • передача объёма;
  • уровень детализации.

3-5

4

Передача характера постановки и предметов

3-5

 

В ходе анализа работ были получены следующие результаты (см. Таблица 2).

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента

Критерии

Средний балл

6 «а»

6 «б»

Композиционное решение

3,5

3,6

Построение формы

3,2

3,4

Светотеневое моделирование

3,8

3,8

Передача характера

4,5

4,2

Средний балл по классу:

3,8

3,8

 

Констатирующий эксперимент показал, что критерий построения формы в среднем выполнен на 3,2–3,4 балла, это показывает, что ученики не достаточно точно воспринимают и передают на рисунках форму предметов. Пропорции не соблюдаются, общая форма постановки не найдена. Значит восприятие формы объекта учениками развито недостаточно, что мешает создавать гармоничную композицию. Композиционное решение также нарушено и составляет 3,5–3,6 балла. Почти все ученики неправильно находят композиционный центр рисунка, и он смещается. Иногда предметы не соразмерны друг другу. Немного лучше передано светотеневое моделирование (3,8 балла) и характер постановки (4,5–4,2 балла).

В качестве формирующего эксперимента был проведён урок по рисованию натюрморта в технике граттаж в экспериментальной группе – 6 «а» классе. Для этого учеников познакомили с произведениями живописи в жанре натюрморт. Была проведена беседа, в ходе которой ученики анализировали общую форму изображения, искали композиционный центр, разбивали очертания сложных предметов на простые геометрические формы. Следующим этапом урока была демонстрация примеров натюрмортов, выполненных в технике граттаж. Этот необычный способ рисования предполагает развить в ученике творческий вкус, художественные умения, интерес, вдохновение, внимание и восприятие.

Натюрморт был установлен на окно против света (контражур). Этот приём освещения помог ученикам видеть чёткий контур предметов и целостно воспринимать общую форму постановки. Была поставлена задача выполнения натюрморта по определённым этапам от общего к частному: анализ постановки, поиск общей формы, композиционное размещение пятна, определение места и конфигурации предметов, передача их характера.

Традиционный способ выполнения изображения в технике граттаж, с использованием парафина и туши, сложен в исполнении и требует больших затрат времени. В ходе эксперимента был использован упрощённый способ в рамках школьного урока. Для этого необходимо заклеить прозрачной клейкой лентой (скотчем) всю поверхность белого, цветного или разноцветного листа бумаги, а её, в свою очередь, полностью зарисовать маркером чёрного цвета. На этой заготовке можно легко процарапывать изображение острым предметом.

В конце занятия была проведена рефлексия, в результате которой выяснилось, понравилось ли ученикам рисовать в технике граттаж. Оказалось, что мало кто из учащихся знаком с этой техникой, и они будут продолжать в ней рисовать. Было проведено устное повторение этапов рисования натюрморта и заданы вопросы: что такое композиционный центр и как рисовать в технике граттаж. Контрольная группа на этом этапе выполняла натюрморт в традиционной технике.

В качестве контрольного эксперимента было осуществлено повторное наблюдение за тем, как учащиеся рисуют натюрморт. Можно предположить, что ученики стали смелее начинать работу над натюрмортом, большинство из них анализировали форму постановки и намечали её основные очертания в работе. Некоторые ученики придерживались изученных ранее этапов работы и старались правильно расположить рисунок на листе.

Выполненные учебные работы были снова проанализированы по критериям, представленным в таблице 1. Полученные данные приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты формирующего эксперимента

Критерии

Средний балл

6 «а»

6 «б»

Композиционное решение

4,5

3,9

Построение формы

4,6

3,6

Светотеневое моделирование

4,3

3,9

Передача характера

4,6

4,4

Средний балл по классу:

4,5

4,0

 

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что формирующий эксперимент, проведённый в 6 «а» классе, положительно повлиял на развитие восприятия формы объекта. Можно увидеть, что в экспериментальной группе критерий построения формы увеличился на 1,4 балла. Это показывает, что учащиеся научились воспринимать объект от общего к частному – от анализа и передачи общей формы постановки к рисованию предметов и их деталей. Заметно улучшилось композиционное решение рисунков, светотеневое моделирование и передача характера.

Сравнительный анализ полученных данных по двум классам показал, что развитие восприятия изображаемого объекта средствами техники граттаж более эффективно. Этот результат показан на рисунке 1.

 

Безымянный1.jpg

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов

 

На рисунке 1 видно, что результаты выполнения натюрморта выше в экспериментальной группе (6 «а» класс) по сравнению с контрольной группой (6 «б» класс). Эта разница составляет в среднем 0,5 балла. Построение формы на рисунках 6 «а» класса в среднем на 1 балл выше, чем в 6 «б». Следовательно, проведённая серия занятий позитивно повлияла на восприятие формы объекта детьми.

Таким образом, результаты эксперимента показали, что рисование в технике граттаж благотворно влияет на развитие восприятия изображаемого объекта. Следовательно, можно рекомендовать использовать нетрадиционные техники рисования для развития познавательных психических процессов детей на уроках изобразительного искусства.

 

Список литературы:

  1. Аббасов И. Б. Визуальное восприятие: учеб. пособие. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 136 с.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). – М.: Прогресс, 1974. – 386 с.
  3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. А.Д. Логвиненко. – М.: Прогресс, 1988. – 464 с.
  4. Грегори Р. Разумный глаз: пер. с англ. А. Коган. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 240 с.
  5. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по общей психологии: учеб. пособие. Выпуск 3: Субъект познания. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – С. 43-45.
  6. Кузин В. С. Психология: учебник / В. С. Кузин. – М.: «Агар», 1997. – 304 с.
  7. Кузнецов Е. Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: автореф. дис … докт. пед. наук / Е. Ф. Кузнецов. – М., 2008. – 40 с.
  8. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1987. – 400 с.
  9. Неменский Б. М., Неменская Л. А, Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство: рабочие программы 5-8 классы: учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
  10. Общая психология: в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А Н. Гусев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
  11. Рок И. Введение в зрительное восприятие: пер. с англ. и вст. ст. / Под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1980. – 280 с.
  12. Савинов А. М. Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14571.htm.
  13. Савинов А. М. К вопросу о сохранении отечественных традиций в сфере художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56190.htm.
  14. Хохберг Дж. Аналитическая интроспекция // Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. – М.: «ЧеРо», 2002. – С. 117-125.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.