Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шапорова Ю.А. ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(63). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 12.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 158 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД

Шапорова Юлия Андреевна

магистрант направления «Лингвистика», Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Чурилина Любовь Николаевна

научный руководитель,

д-р филол. наук, профессор, заведующая кафедрой «Русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации» Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Так называемый графологический анализ в рамках реализации в гуманитарной науке антропоцентрического принципа становится весьма востребованным методом. Определяя его потенциал, специалисты говорят о возможностях узнать о скрытых качествах личности, определить наличие психологических заболеваний, а также установить авторство и элементы мошенничества в документах. Одновременно высказываются и сомнения в целесообразности обращения к этому методу как дающему безусловно субъективные результаты. Анализу истории разработки метода посвящено наше исследование. Ключевым для нас явился вопрос о возможностях использования графологического анализа в педагогической практике.

Несмотря на то, что термин «графология» в научной практике широко используется сравнительно недавно (чуть более века), интерес к изучению почерка в его взаимосвязи с психикой человека зародился ещё в древнем мире – в Китае, южной Индии и Греции. Современный же вариант искусства интерпретации письма начинает разрабатываться в Европе на рубеже XVIII-XIX в. Как пионеры в этой области исследования в различных источниках по истории графологии упоминаются швейцарский богослов Иоганн Каспар Лафатер, а также французы – аббат Фландрен и Эдвард Хокар. Однако широкий общественный интерес к графологии обнаруживает себя только во второй половине XIX-го века и связывается с публикацией некоего аббата Мишона (ученика Фландрена): речь идёт о вышедшей в 1872 году книге «Система графологии» [7], которая стала стимулом для формирования в Европе первых графологических обществ. К началу ХХ века претендующая на статус науки графология занимает почётное место в работах психологов и психиатров. На любительском уровне графологией занимались премьер-министр Англии Дизраэли и классик американской литературы Эдгар Аллен По.

В России до революции 1917 года сложилась своя графологическая школа, наметившая два направления развития: графологическое и криминалистическое. К представителям первого причисляют основателя и председателя психографологического общества, автора «Психографологии» [8] Илью Федоровича Моргенштерна, а также Н.Д. Ахшарумова, Ф.Ф. Тишкова, В.В. Маяцкого и М.И. Попялковский. Что касается криминалистического направления, то разработкой прикладных, используемых в судебной практике, методик занимались судебные «почерковеды» Е.Ф. Буринский, С.М. Потапов и др. Говоря о российской графологии, вспоминают и выдающегося российского графолога Дмитрия Митрофановича Зуева-Инсарова. Первые издания его книг – «Строение почерка и характер» [3] и «Почерк и личность» [4, с. 4] ‒ появились в первой половине ХХ века, но обе активно переиздаются и сегодня.

В современном реестре наук графология отнесена к психологии, её целью является установление связи между почерком и особенностями личности субъекта. Нельзя не отметить, что значительная часть учёных-психологов по отношению к графологии настроена скептически: сами попытки прямого соотнесения почерка и личности признаются псевдонаучными. Британское психологическое общество (British Psychological Society (BPS)) ставит графологию в один ряд с астрологией, при этом и той, и другой отказывая в статусе науки. Однако одновременно высказывается и прямо противоположная оценка, доказательством чего могут служить факт основания в 1983 году Британского Института графологии (BIG), а два года спустя – Британской академии графологии (BAOG). Более того, во многих странах графология включена в число обязательных предметов в рамках высшего образования: курсы по графологии читаются в университетах Гейдельберга, Мюнхена, Сорбонны и др.

Причина сложившейся ситуации видится нам в том, что несмотря на значительное число противников признания факта наличия у графологии достаточных теоретических оснований, невозможно отрицать, что процесс использования разработанных её представителями экспериментальных методик интенсифицируется во всём мире. В настоящее время графологические методики применяются в таких областях, как: психология, психиатрия и юриспруденция.

В психологии активно используется метод графологического анализа почерка, основанный на изучении любых отклонений от эталонного каллиграфического письма, которые интерпретируются с точки зрения возможности диагностирования определённых особенностей личности.

Почерковедческий анализ является методом индивидуального тестирования. Интерпретация почерка представляет собой лишь начальную стадию анализа личности, полученные в процессе исследования выводы используются для определения базового психотипа. В дальнейшем психологический портрет личности дополняется за счёт использования специфических цифровых, графических, проективных и иных тестов.

В психиатрии метод графологического анализа используется как вспомогательный при изучении заболеваний мозга и ЦНС. Ещё в восьмом томе Большой медицинской энциклопедии (издание 1929 г.) отмечалось, что знание особенностей письма при различных состояниях эмоционально-волевой сферы, при болезненных наклонностях личности необходимо для врача и для юриста [1, с. 5021]. Известный российский психиатр, один из первых исследователей творчества душевнобольных П.И. Карпов настаивал на существовании непосредственной связи между психическими расстройствами личности и конкретными особенностями почерка. Он отмечал, что с помощью графологического анализа можно диагностировать шизофрению, алкогольное и наркотическое опьянение, психастению, тревожность и ряд других психических расстройств [6, с. 20].

По причине высокого уровня субъективности выводов в правоохранительной практике графологический анализ не проводят, его альтернативой в этой сфере (в арбитражных, гражданских и уголовных процессах) является почерковедческая экспертиза.

Почерковедческая экспертиза – это раздел криминалистики, изучающий развитие письменно-двигательных навыков человека и на этой основе разрабатывающий методы исследования почерка для решения задач судебной практики. Чаще всего в судебно-криминалистической практике почерковедческая экспертиза проводится с целью идентификации автора рукописи и / или его подписи, в случае, когда суду необходимы дополнительные доказательства. Почерковедческая экспертиза применяется в случаях корпоративного мошенничества, мошенничества в бракоразводном процессе, наследственных споров, мошенничества в договорах, в расследовании экономических преступлений. Также почерковедческая экспертиза проводится в случае исследования анонимных писем: предполагается, что экспертиза может выявить некоторые сведения об авторе, даже если почерк намеренно изменялся.

Все перечисленные варианты анализа рукописного текста реализуются по единому алгоритму. Любая из описанных методик начинается с оценки общего вида почерка. По Зуеву-Инсарову, общий вид включает: гармоничность, геометричность и графологичность письма [4;7].  Далее проводится детальный анализ ряда показателей:

  • размер букв: крупные, средние, маленькие, очень маленькие;
  • наклон букв: резкий наклон вправо, правый / левый наклон, легкий наклон влево;
  • направление почерка: строчки ползут вниз / вверх, строчки прямые;
  • размашистость и сила нажима;
  • характер написания слов (склонность к отдалению / соединению букв и слов друг от друга, смешанный стиль);
  • общая оценка: аккуратны / не-, старательный, читаемый / не-, разборчивый и т. д.

Один из ведущих специалистов в области графологического анализа – профессиональный эксперт-графолог, действительный член Израильского Общества Научной Графологии, основоположник русскоязычного графоанализа, автор серии книг – И. Гольдберг рекомендует при подготовке к экспертному анализу следовать определённому алгоритму, который включает следующие технические требования: текст должен быть написан исправной шариковой ручкой на чистом, белом листе бумаги формата А4, под который положены несколько дополнительных листов; пишущий, находящийся в спокойном психоэмоциональном состоянии, должен иметь возможность принять удобную позу сидя за столом; текст не диктуется; запись не осуществляется в столбик. При этом объём текста и его содержание не имеют значение (исключение – текст не должен быть стихотворным). Завершается запись подписью. Желательно указать пол, возраст, пишущую руку, проблемы со зрением (если есть), общее состояние здоровья.

На необходимость учёта дополнительного требования – анализируемые тексты должны быть образцами обычного почерка, т.е. они не пишутся «специально» – указывает Е.Л. Исаева [5]. В соответствии с этим требованием идеальным для анализа образцом может служить личная переписка; более полную информацию о человеке дадут несколько страниц текста, написанных в разное время.

Как видим, предлагаемые современными практикующими графологами варианты реализации метода значительно отличатся друг от друга, прежде всего, на уровне представления об этапе сбора исследовательского материала. Решение вопроса о целесообразности / допустимости использования рассматриваемых методик в педагогической практике предполагает разработку объективных критериев оценки материала, что, с нашей точки зрения, возможно только в случае соотнесения его с представлением о графической норме рукописного текста. Однако подобные исследования, насколько нам известно, в лингвистике не предпринимались.

 

Список литературы:

  1. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Н. А. Семашко. — М., 1928—1936. — Т. 1—35. — 27860 с.
  2. Гольдберг И.И. Язык почерка, или Проблемы на бумаге / И.И.Гольдберг. - М.: У-Фактория, АСТ, ВКТ, 2009. – 160 с.
  3. Зуев-Инсаров Д. М. Строение почерка. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.biblionne.ru/goods.php?id=460 (дата обращения: 09.02.2018)
  4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность / Д.М. Зуев-Инсаров. – Изд-е 2-е. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 26 с.
  5. Исаева Е.Л.  Практическая графология: как узнать характер по почерку. [Электронный ресурс]. – URL http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/10/иса_1-2.pdf (дата обращения: 09.02.2018)
  6. Карпов П. И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники / П.И.Карпов. — М.: Госиздат, 1926.
  7. Мишон А. Система графологии. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ahmerov.com/book_707.html (дата обращения: 09.02.2018)
  8. Моргенштерн И.Ф. Психографология. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.koob.pro/morgenstern/ (дата обращения: 09.02.2018)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 158 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Расса 18.03.2018 16:36
!!!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.