Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное общество требует от школы выпуск нового поколения молодых людей – умеющих постоянно учиться новому, не боящихся ответственности, креативных. Чтобы создать такого выпускника, необходимо закладывать основы будущих компетенций, начиная с первого класса. Именно в начальной школе формируются основы творческой и креативной личности.
Термин «креативность», введенный в современную науку в 50-х годах прошлого столетия, до сих пор трактуется неоднозначно. Одни ученые (и основатель теории креативности в том числе) трактуют креативность как способность личности (Э.П. Торренс, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, Д.В. Чернилевский, Д.Б. Богоявленская, и др). Другие – как черту личности (К. Тейлор, А. Маслоу, К. Роджерс). Есть мнение, что креативность – это проявление одаренности (A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли) или творческая деятельность (А.В. Хуторской). В связи с таким неоднозначным подходом к определению, до сих пор практически не исследованы психологические механизмы развития креативности и ее специфика, а также нет однозначного инструментария для выявления ее уровня.
Креативность как свойство личности носит интегративный, комплексный характер. Она характеризуется четырьмя основными параметрами:
1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, отказ от стереотипов;
2) гибкость – способность создать нечто новое из уже имеющегося;
3) способность нестандартно применить уже имеющийся объект;
4) продуктивность – способность генерировать множество нестандартных идей.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития креативности в силу своей сензитивности, так как именно в этом возрасте формируются новообразования, от которых зависит успех/неудача в будущей творческой деятельности. Как доказали ученые, креативность проявляется и развивается только в деятельности. И для этого очень важна благоприятная креативная среда. Ведь не удивительно, что дети, выросшие в творческих семьях, впоследствии выбирают путь, так или иначе, связанный с творчеством. Именно поэтому перед педагогом начальной школы стоит важная задача создать именно такую среду, в которой учащиеся могли бы проявлять свои разнообразные способности. Для этого педагогу необходимо подбирать задания, содержащие задачи, не имеющие однозначного ответа, развивающие оригинальность и продуктивность мышления. В настоящее время существует множество программ, развивающих креативность. Основными их целями является развитие составляющих компонентов креативности. Приведем примеры некоторых заданий для учащихся начальных классов, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности для развития креативности.
Например, на уроках литературного чтения, при изучении темы «Устное народное творчество» дети знакомятся с таким жанром как небылицы. Задания после прочтения текстов-небылиц можно дополнить, попросив придумать сначала не историю, а саму ситуацию-небылицу, несуразицу. Для этого полезно познакомить сначала детей со стихотворением Ежи Есьоновский (пер. В. Левина) "Была бы охота":
- Нельзя ли горчицу подмешивать в джем?
- Пожалуйста. Можно. Но только зачем?
- А в собственной ванне держать бегемота?
- Да сколько угодно, была бы охота.
- А можно кота приводить на урок?
- Допустим, что да. Но какой в этом прок?
- А по морю плавать в дырявом корыте?
- Была бы охота, хоть в сите плывите.
- А можно кроить из железа пальто?
- Кроите, кроите, а дальше-то что?
- А можно варить колбасу из каната?
- Ещё и не то можно делать, ребята:
- В спортивный костюм наряжать индюка,
- Лопатой над крышей гонять облака,
- Себя самого вызывать к телефону,
- Учить щебетать пожилую ворону,
- Лягушку водить по бульвару в узде,
- И вилами письма писать на воде,
- И строить себе перед зеркалом рожи -
- Всё это, друзья, разрешается тоже.
- А можно ещё (для того голова!)
- “ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?” - подумать сперва.
Так же, можно предложить придумать совершенно новые слова «секретного языка». Основой этому заданию можно предложить мультфильм «Котенок по имени Гав», выпуск №4, серия «Секретный язык» (реж. Л. Атаманов, 1980) или использовать лингвистические сказочки Л. Петрушевской «Пуськи бятые»:
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
– Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
После восприятия данной сказки детям сначала можно предложить «перевести» текст на понятный язык (вариантов возможно множество). А следующим этапом попробовать создать свой вариант.
Так же креативность развивают упражнения на создание загадок. Ведь именно в них, детям приходится выделять различные признаки объектов, акцентировать внимание на самых значительных.
В математике, уже в первом классе, можно использовать упражнения на создание элементарного «магического квадрата», в котором сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали – одинаковая. Например, квадрат с суммой 11 (Таб. 1):
1 |
2 |
8 |
10 |
1 |
0 |
0 |
8 |
3 |
Таблица 1. «Магический квадрат».
При изучении геометрических фигур дать задание создать разные объекты, используя только геометрические фигуры. Причем, можно постепенно усложнять задание, вводя временные рамки (за одну минуту) и ограничивая виды используемых фигур (только из треугольников).
Так же полезно использовать логические задачи, имеющих не один, а несколько правильных ответов. Например, на полке стояли три тома сочинений Пушкина. Книжный червь прогрыз свой путь от первой страницы первого тома до последней страницы третьего тома. Сколько страниц прогрыз червь, если в первом томе 100 страниц, во втором – 120, а в третьем 150 страниц?
Вариантов несколько. В самом очевидном, что червь прогрыз 370 страниц: 100 + 120 + 150 = 370 (страниц). Но это подходит только в том случае, когда книги стоят на полке по порядку. У нас в условии этого не сказано. Книги могут стоять в произвольном порядке: 1й том, 3й том, 2й том
Рисунок 1. Вариант решения
Тогда решение принимает совсем другое значение: 100 + 150 = 250 (страниц). Но, опять это при условии, что книги, хотя стоят и не по порядку, повернуты в одну сторону корешками. А если в разные стороны? (Рис. 2)
Рисунок 2. Вариант решения 1
Тогда получится другое решение: 100 + обложка = 100 (страниц). Но может быть еще один, четвертый вариант расположения книг (Рис. 3):
Рисунок 3. Вариант решения 2
В этом случае соприкасаются том 3 своей последней страницей с томом 1 – его первой страницей. И в результате червяк прогрыз только обложки двух книг.
Как видим, задача не имеет однозначного решения, однако прекрасно развивает креативность. Конечно, детям младшего школьного возраста для решения потребуется наглядное исполнение условий задачи.
На уроках трудового обучения интересно предложить учащимся пантомимой показать неодушевленные предметы: ножницы, стул, пластилин, бумагу и пр. Или предложить описать предмет, используя его в необычном качестве, но не называя. Например, что можно использовать вместо весла на корабле лилипутов, они же могут использовать это как ванну или кровать, а еще самая маленькая птичка может использовать этот предмет в качестве гнезда, а если перевернуть его, то в виде зонтика. Что это? (ложка)
Так как креативность ученые прямо или косвенно связывают с творчеством, то рассматривая развитие креативности у школьников, нельзя не упоминать о творческих способностях. У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. К 8-9 годам наблюдается всплеск исследовательской активности. Она на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Именно в этом возрасте детям необходимо предоставлять свободу исследования. Предлагать задачи, для решения которых у них не хватает теоретических знаний, однако есть заинтересованность к их решению. Пусть в решении таких заданий будут сделаны грубейшие ошибки, нелепицы, однако это будет показателем активного творческого поиска. Например, на уроках окружающего мира (или внеклассной работе) попросить детей сделать так, чтобы стальная игла плавала по поверхности воды без вспомогательных средств (кораблик, деревяшка и т.п.) После попыток учащихся (скорее всего неудачных) показать опыт, позволяющий выполнить все условия поставленной задачи (предварительно натереть игру шерстяной тканью или слегка смазать маслом). Или поставить перед детьми задачу – получить цветок необычной окраски. После высказываний учащихся как это сделать, рекомендуется провести опыт по окрашиванию белой розы (или другого цветка) в яркий неестественный для этого растения цвет, например, синий (синяя роза). И попросить детей пояснить почему так произошло. Похожие задачи будут не только развивать творческие способности детей, но и мотивировать к дальнейшему изучению учебного материала, так как они будут остро испытывать пробелы в собственных знаниях.
Для развития креативности некоторые исследователи (Б. Никитин, Э. Фромм, И.П. Волков, Р. Бернс, И.О. Мотков) рекомендуют развивать творческие способности. Причем все они сходятся во мнении, что дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен и результативен для данного развития. Однако анализ современных учебных пособий начальной школы показывает, что содержащиеся в них творческие задания, в большей своей массе, относятся к «условно творческим». Результатом выполнения таких заданий становятся разные виды сочинений, изложений, рисунки, поделки и т.п. Заданий, в которых требуется разрешить противоречия или высказать оригинальное суждение, нет ни в одной учебной программе. [2, с. 10]
От учителя требуется выполнение определенных условий по стимулированию развития творческих способностей: поощрение нестандартных, даже самых глупых и нежизнеспособных, однако оригинальных, идей со стороны ребенка; постоянная доброжелательная атмосфера, создание для ребенка возможности экспериментировать, исследовать, включающие в себя ситуации успеха. Для этого учитель обязан обеспечить детям доступ к различным объектам, проводить занятия в необычной обстановке, например, на экскурсии или прогулке в парке, школьном дворе (возможно при внеурочной деятельности). Ведь любознательность, по мнению А. Савенкова, является одной из составляющих креативного мышления. Так же полезно предлагать учащимся высказывать свое мнение о сущности разных явлений и объектов, с которыми они не сталкивались в учебной деятельности. Например, спросить у первоклассников: почему идет дождь? Почему птица летает, а человек, даже если будет махать руками – нет? Почему желтый лимон кислый, а желтая груша сладкая? Или обсудить с детьми совсем фантастические ситуации: почему у Бабы Яги метла летает, а мы, взяв метлу, не сможем полететь? Как построить избушку на курьих ножках, чтобы сама бегала, как в сказке? Ведь наличие фантазии, одна из главных особенностей творческого мышления.
Развивая у детей креативность, учитель должен помнить, что учащимся необходимо давать свободу выбора и действий, а помощь – не значит выполнение за ученика или навязывание ему своего решения. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма "помощи" детям, но она только вредит делу.
Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что проблема развития у младших школьников творческих способностей и креативности в целом, является актуальной и требующей оперативного решения. Для этого необходимо переосмысление педагогом своих подходов к творческому развитию учащихся, самому стать креативной, нестандартной личностью. Ведь учитель должен постоянно развиваться сам как творческая, нестандартно мыслящая личность. Потому что воспитать творца может только умеющий творить сам.
Список литературы:
- Абрамова М.В. Развитие креативности младших школьников в процессе внеурочной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - № 2-3. - С. 33-36.
- Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. - 1992. № 6. – С. 26-32.
- Романцов М.Г., Рыбалкин А.С. Креативность и педагогический процесс // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 86-87
- Телегина Э.Д., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 47-55.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е.П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 27-32.
- Матюшкин A. M. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во 11СИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. – 198с.
- Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. - 496с.
- Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
- Терехова Г.В. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе: Программа "Уроки творчества", Челябинск, 2002. – 136 с.
- Бутрова А. А. Формирование креативности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95098.htm. (дата обращения 31.01.2018)
Комментарии (1)
Оставить комментарий