Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузнецова А.А. ИДЕЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА ПРОГРАММНОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Ф. ЛИСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(60).pdf (дата обращения: 18.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ИДЕЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА ПРОГРАММНОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Ф. ЛИСТА

Кузнецова Александра Алексеевна

студент факультета педагогики, психологии и социальных наук педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета,

РФ, г. Пенза

Благинина Татьяна Ивановна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доцент кафедры музыка и методики преподавания музыки педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета,

РФ, г. Пенза

Западноевропейский романтизм XIX века провозгласил высшей ценностью духовную жизнь свободной личности, живущую чувствами и воображением. Мысль о взаимодействия искусств явилась одной из ключевых идей эпохи романтизма.

Величайший представитель венгерского национального музыкального искусства и один из крупнейших  композиторов-романтиков XIX столетия Ференц Лист (1811- 1886) разделял идею родства искусств – музыки, поэзии и живописи, утверждая, что соединение нескольких искусств способно воплотить то или иное жизненное явление или событие предельно конкретно и полно в музыкальных образах. При всей специфичности музыкальных средств выразительности музыкальное искусство не отделено от других искусств. Музыка, обладающая интонационно выразительной природой, не стремится к наглядно-зрительному отображению действительности. Вместе с тем, выразительные средства музыки позволяют передать в произведении картинную изобразительность. Так, результат осмысления композитором взаимодействия искусств проявился в сочинении целого рядя инструментальных произведениях Ф. Листа, представляющих область программной музыки этого композитора.

Именно ощущение близкого родства разных искусств вело Ф. Листа к программности. «С каждым днем, – писал он в письме к французскому композитору Г. Берлиозу по поводу своего пребывания в Италии, – во мне укреплялось и мыслью и чувством сознание скрытого родства между произведениями гениев. Рафаэль и Микеланджело помогли мне в понимании Моцарта и Бетховена, у Иоанна из Пизы, Фра Беато, Франча я нашел объяснение Аллегри, Марчелло и Палестрине; Тициан и Россини предстали мне звездами одинакового лучепреломления... Данте нашел свой отголосок в изобразительном искусстве у Орканья и Микеланджело; быть может, однажды он найдет его в музыке какого-нибудь Бетховена будущего» [2, с. 10].

Что же под программой подразумевал Ф. Лист? Обратимся к словам самого композитора, который писал, что программа – это «изложенное общедоступным языком предисловие к чисто инструментальной музыке, с помощью которого композитор стремится предохранить своих слушателей от произвольного поэтического исполнения и наперед указать поэтическую идею целого, навести на ее главнейшие моменты» [6, с. 11].

Идея программности в творческой деятельности Ф. Листа способствовала реализации его новаторских замыслов, связанных с созданием «музыки будущего», которая была основана на идее объединения искусств. Возможности смежных искусств, по убеждению Ф. Листа, оказывают влияние на творческий процесс сочинения музыки, наполняя его свежими впечатлениями и новыми идеями. Путем взаимодействия искусств в сознании композитора происходит объединение многочисленных художественных впечатлений в единый красочный музыкальный образ [4, с. 125-126].

Большинство программных произведений Ф. Листа наделено ярко выраженной образностью, оперирующей как данными непосредственного вслушивания, так и всевозможными поэтическими или живописными ассоциациями. Яркая образность и программность произведения являются для исполнителя своего рода ключом для полноценного восприятия художественного образа, его интерпретации и раскрытия драматургии [9, с. 71-74].

Известный цикл для фортепиано «Годы странствий» Ф. Листа – это обобщенное воплощение впечатлений композитора от живописи, скульптуры, поэзии и других видов искусства. Впечатление, которое произвела на композитора картина великого итальянского живописца Рафаэля «Обручение» явилось художественной основой для создания одноименного фортепианного произведения. Трагическая выразительность фрески «Триумф смерти» итальянского мастера XIV века А. Орканьи обрела свое музыкальное воплощение в произведении Ф. Листа «Пляска смерти». Философские раздумья в музыкальном сочинении «Мыслитель» навеяны образом известной статуи Микеланджело. Музыкальным выражением чувств и переживаний великого итальянского поэта эпохи Возрождения Ф. Петрарка стали три «Сонета Петрарки» (№ 47, 104, 123). Соната-фантазия «После прочтения Данте» – это обращение композитора к «Божественной комедии» итальянского поэта и мыслителя А. Данте.

Композитора вдохновляли не только шедевры искусства, но и сама природа. В пьесах «На Валленштадтском озере» и «У родника» Ф. Лист отразил лирическое созерцание поэтического пейзажа. Силу разбушевавшийся стихии композитор воплотил в пьесе «Гроза». Картина безоблачной и мирной жизни пастухов в горах запечатлена в «Пасторали» [8, с.  38-139].

Ф. Лист стремился пробудить художественно-образное мышление исполнителя и дополнить образ музыкального произведения всевозможными поэтическими и живописными ассоциациями, а также впечатлениями от скульптурных шедевров. Так, композитору было недостаточно указать на титульном листе, что произведение «Мыслитель» написано под впечатлением от надгробной статуи Лоренцо Медичи, выполненной Микеланджело, и, кроме того недостаточно было и изображение самой статуи, отражавшей человека уставшего от мысли. Чтобы сделать образ музыкального произведения более полным, Ф. Лист обратился к словам самого художника-скульптора: «Мне сладко спать, и еще слаще – окаменеть. Пока длится нищета, позор и тирания, не видеть и не чувствовать – высшее для меня счастье. Поэтому не буди меня; прошу тебя, говори тихо». (Попутно отметим, что эти слова были высечены на постаменте аллегорической фигуры «Ночи» Микеланджело, размещенной в гробнице Медичи во Флоренции) [9, с. 73-74].

В эпоху романтизма содержание музыкальных эмоций в основном развивалось в двух образно-тематических направлениях: любовь и смерть. Так, одна из этих тем, как результат образного взаимодействия музыки и живописи, нашла свое проявление в произведении Ф. Листа – «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром.

Художественной основой для создания «Пляски смерти» стали два живописных произведения о неотвратимости смерти. Первое – это серия гравюр «Пляска смерти» художника немецкого Возрождения Г. Гольбейна Младшего. Второе – фреска «Триумф смерти» в пизанском Кампо-Санто, в Италии, авторство которой приписывают А. Орканьи – самому одаренному ученику художника итальянского Проторенессанса Джотто [11, с. 69-70].

Обратимся к гравюрам Г. Гольбейна Младшего. В них представлены люди всех сословий, профессий, возрастов, занятые своими привычными повседневными делами или проводящие время в развлечениях. Всех их подстерегала смерть. Художник изобразил смерть, злорадно торжествующей над знатью, но сочувствующей бедняку, например в гравюре «Крестьянин и смерть» [3, с. 322-323].

Фреска «Триумф смерти» А. Орканьи представляет собой вариант темы смерти, характерный для проторенессансной Италии. В ее правой части изображена летящая смерть с косой, разящая молодых и не внимающая призывам калек и нищих. Роспись навеяна первой страшной вспышкой «черной смерти», случившейся в 1348 году в Западной Европе. В левой части фрески отражена средневековая легенда о «Трех мертвых и трех живых», повествующая о неизбежности смерти и необходимости быть к ней готовым. Легенда описывает встречу трех королей с их умершими предшественниками, которые преследуют живых со словами: «Мы были такими как вы, и вы будете такими как мы» [5, с. 145].

Музыкальное произведение «Пляска смерти» Ф. Листа представляет по форме – монументальную серию вариаций на средневековый напев «День гнева» («Dies irae») – своеобразного музыкального символа гибели и смерти. Произведение открывается тяжелыми «колокольными» ударами фортепиано, которые по звучанию напоминают набат. На этом фоне грозно, мрачно и неумолимо провозглашается тема «Dies irae». Выбранная композитором форма позволяет одновременно отобразить и общее – господство настроения обреченности, безысходности, и частное внутри этого общего – различные конкретные формы проявления «триумфа смерти». Благодаря объединению вариаций в группы образуется ряд тематически связанных между собой музыкальных картин, последовательно раскрывающих художественную идею и образ [11, с. 73-75].

Можно предположить, что создание этого произведения было связано с религиозно-философскими, социально-философскими исканиями самого композитора. На протяжении 30-х годов XIX века Ф. Лист был увлечен идеями «христианского социалицизма» аббата Ламеннэ и утопического социалицизма Сен- Симона [8, с. 78-79]. В 1865 году, буквально через неделю после первого публичного исполнения «Пляски смерти» состоялась церемония посвящения Ф. Листа в духовный сан [10, с. 37].

Русские композиторы высоко оценили произведение венгерского композитора Ф. Листа «Пляска смерти». Ц.А. Кюи писал: «По своей мистической глубине, по возвышенному полету мыслей, по оригинальности формы и, вместе с тем, по внешнему эффекту это не только лучший из существующих концертов, это одно из величайших и типичнейших произведений современного искусства» [7, с. 351].

П.И. Чайковский отмечал, что «превосходную, в высшей степени характерную тему Лист разработал с великим, достойным удивления мастерством <...> он сумел совокупить все богатство своей оркестровой и гармонической техники, чтобы вызвать в слушателях представление тех фантастических ужасов, какими полна средневековая пляска смерти» [12, с. 86].

«Пляску смерти» исполняли многие крупнейшие пианисты – современники Ф. Листа. Лучшим ее исполнителем, по признанию самого композитора, был русский пианист-виртуоз Н.Г. Рубинштейн.

«Пляска смерти» Ф. Листа, являясь образцом программной музыки, воплощает художественные претворение живописных, поэтических, религиозно-философских идей в новое интонационно-музыкальное Бытие.

 

Список литературы:

  1. Браудо Е.М. История музыки.  – М.:  Юрайт, 2017. – 366 с.
  2. Гаал Д.Ш. Лист. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 320 с.
  3. История искусства зарубежных стран. Средние века и Возрождение / под ред. Ц.Г. Нессельштраус.  – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 664 с.
  4. Красовская Е.П. Идея взаимодействия искусств в композиторском, исполнительском и педагогическом творчестве Ференца Листа // Музыкальное искусство и образование. –  М.: Прометей, 2014. – № 1. – С. 114-127
  5. Культура Возрождения и средние века / под ред. Л.С. Чиколини и др.– М.: Наука, 1993. – 224 с.
  6. Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Ф. Листа. – М.: Музыка, 1974. – 141с.
  7. Кюи Ц.А. Избранные статьи / сост. И.Л. Гусин. – Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1952. – 692 с.
  8. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 4. – М.: Музыка, 1973. – 493 с.
  9. Мильштейн Я.И. Ф. Лист. Том 2. – М.: Музыка, 1971. – 600 с.
  10. Надор Т. Если бы лист вел дневник. – Будапешт: Корвина, 1988. –131 с.
  11. Хохлов Ю.Н. Фортепьянные концерты Ф. Листа. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. – 84 с.
  12. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. – М.: Государственное музыкальное издательство, – 1953. – 440 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий