Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МИФОТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: СЮЖЕТЫ, СТРУКТУРА, ПОЭТИКА
Ахметзянова Наиля Ильфановна
студент 5 курса, факультет русской филологии и журналистики, кафедра русского языка и контрастивного языкознания Елабужского института КФУ, г. Елабуга
Грахова Светлана Ивановна
научный руководитель, доцент Елабужского института КФУ, г. Елабуга
В современной науке о фольклоре все больше растет интерес к изучению жанров устной народной мифологической прозы. Актуальными остаются вопросы жанровых особенностей, поэтики, современного бытования и развития произведений, отличных от сказок. В современных городах формируются традиции собственно урбанистической культуры, происходит концептуализация и мифологизация городского пространства. Отсюда — значительность мифологических представлений в разные эпохи культурного развития, когда изменялись только сфера широкого распространения и степень престижности, а повседневность бытования старых и формирования новых мифов оставалась неизменным. Мифология (городская, профессиональная, бытовая и пр.) широко представлена в современной народной культуре, в частности, в фольклоре студентов, являющегося объектом нашего исследования.
Предметом специального изучения были избраны мифологические рассказы о духах и призраках, активно бытующих среди студентов и работников Елабужского института К (П) ФУ. Тексты быличек были записаны в 2009—2011 гг. как путем интервью, так и с помощью анкетирования.
Как известно быличка — устный мифологический рассказ, повествующий о встрече с фантастическими существами народной демонологии. В современном городском фольклоре быличка живет полноценной жизнью в субкультурах и всегда связана с конкретным пространством: в студенческой субкультуре — с определенным зданием вуза или общежитием, в музейной — с отдельными залами, зданиями, историческими местами, архитектурными памятниками и т. д.
Напомним, что здание Елабужского института — старинная дворцовая постройка 1898 года. Оно было построено по замыслу и на средства потомственной Почетной гражданки города Елабуги Г.Ф. Стахеевой как Епархиальное женское училище. Здание насыщено временем исторического прошлого, и эта насыщенность находит сюжетное развитие в мифологических рассказах, бытующих в студенческой и преподавательской среде. Современные студенты воспринимают учебное здание как «замок с привидениями». С одной стороны, старинное здание предстает как пространство былички, с которым связаны исторические и мифологические мотивы. С другой — история здания влияет на неожиданные мотивировки, снабжает былички чудесным и необъяснимым.
1. «У нас в здании всякие странные вещи случаются. Кто-то рассказывает о призраках, кто-то слышал голоса, движение невидимых существ Сокурсники мне рассказывали, что одна из наших преподавателей осталась в здании до позднего вечера, чтобы закончить срочную работу. Когда собралась идти домой, она решила взглянуть на себя в зеркала, что стоят на лестничной площадке между первым и вторым этажами. Подошла она к одному из них, поправляет прическу. И тут видит вместо своего отражения, призрак Глафиры Федоровны. Она тут же закрыла глаза, развернулась от зеркал и стремительно вышла из здания. Говорят, что до сих пор она не смотрит в сторону зеркал» (Елабуга, 2010).
2. «Вахтер нам рассказывала, что однажды одна из уборщиц вечером после всех занятий мыла в коридоре полы. Ей показалось, что она не одна. Подняла голову и увидела невдалеке призрак девушки, которая была одета как епархиалка. Призрак скользнул в неосвещенную часть коридора и исчез. Это произвело сильное впечатление на женщину. Она никак не могла справиться со страхом и уволилась» (Елабуга, 2011).
3. «Говорят, что во время войны в здании нашего вуза был организован военный штаб с госпиталем, а в подвале, где теперь 102—106 аудитории, находился морг. Говорят, что здесь разгуливают призраки. Если кто с ними встречается, то чувствует оцепенение и холод по всему телу. Человек испытывает страх, а двинуться с места не может, пока призрак не исчезнет» (Елабуга, 2011).
4. «В нашем институте факультет технологии располагается в отдельном здании. Раньше в этом здании находилась тюрьма. Ребята, которые там учатся, рассказывали, что долго в этом здании находиться тяжело. А еще там есть стена, перед которой расстреливали приговоренных к смертной казни. На стене по сей день есть кровавое пятно, которое сложно закрасить краской» (Елабуга, 2011).
Таким образом, жанр устного народного творчества — быличка — является по сей день популярным и востребованным в студенческой среде, постоянно пополняющимся и адаптирующимся к стремительно меняющимся условиям жизни и быта студента.
Разобраться в студенческой мифологии непросто, она варьируется от вуза к вузу и от студента к студенту.Традиционные ритуализованные формы поведения приурочены главным образом к ситуации экзаменов как пограничной, переходной, опасной [2, с. 61—69]. Именно на эту ситуацию студент хочет повлиять, обеспечив ее быстрое и беспроблемное прохождение.
Самое знаменитое ритуальное действо — это ловля Халявы (Халявки). Интересно, что данное действо сами студенты называют обрядом (ритуалом), однако по сути своей оно ближе к детским магически-игровым «вызываниям» Пиковой дамы или гномика, нежели к «взрослым» обрядам. Вербальное сопровождение действа и там, и здесь лаконично: «Гномик, приди!»; «Пиковая Дама, появись!»; «Халява, ловись!» [1, с. 3—40].
Ряд ученых не разграничивают два таких понятия как Халява и Шара. К примеру, ученый М.М. Красиков, который пишет: Образ «Шары» («Халявы») восходит к древнему представлению о «некоторой безличностной нематериальной силе — энергии, пронизывающей все объекты материального мира, одушевляющей и влияющей на них», и известной у разных народов под названиями «Мана», «Прана», «Ци» и т. п. Этнограф Леся Гасиджак так описывает «наукообразное» восприятие современным студенчеством «Шары»: «Это пучок позитивной энергии, которая имеет свойство накапливаться там, где много студентов» [2, с. 6169]. — Скорей всего это объясняется тем, что термин «Халява» мало распространен в применении к данному «субъекту» в центральной и восточной части Украины, поэтому вышеперечисленные ученые отдают предпочтение термину «Шара». Но мы в свою очередь считаем, что на территории нашего вуза, и республики в целом, популярна — Халява.
Существуют различные способы ловли Халявки в зачетную книжку. Например, такое описание:
«Халявку ловят либо ночью перед первым экзаменом на всю сессию, либо перед конкретным экзаменом. Происходит это так. В 12 часов ночи высовываешься из окна с открытой зачеткой в руке и кричишь: «Халява, прилетай!».
Есть и способ заведомо невыполнимый:
«В ночь перед экзаменом студент берет в руки зачетку и шепчет над ней заклинание: «Ловись, Халявка, большая и маленькая!» После этого зачетка должна быть выброшена в заблаговременно распахнутое окно. Для полного успеха требуется быстро выбежать из дома и поймать зачетку на лету.После нахождения зачетки ни в коем случае нельзя открывать ее до экзамена. Преподаватель должен сделать это сам. В противном случае пойманная Халява освободится и улетит в неизвестном направлении.».
Как видим, в предполагаемое магическое действие заложена фольклорная формула невозможного: как зачетку нельзя поймать на лету, так нельзя и экзамен сдать на Халяву.
Студенты нашего ЕИ КФУ предлагают ещё более оригинальные способы ловли или задабривания Халявы:
«Можно Халяву задобрить: строчку для грядущего экзамена в зачетке помазать водкой или прикормить, посыпав хлебных крошек. Пойманную Халяву надо сберечь, например, перевязать зачетку ниткой».
А вот ещё более осовремененный подход:
«Известный всем дедовский способ ловли Халявы со временем усовершенствовался. Теперь уже мало просто выставить зачетку в форточку, гораздо надежнее выскочить с ней на улицу в нижнем белье и громко призывать Халяву. Словил Халяву — захлопни зачетку».
Утверждать, что большинство студентов верит в эффективность магических ритуалов дело весьма рискованное. Отношение современных студентов к ловле Халявки далеко не однозначно, и, тем не менее данный ритуал не изживает себя, а даже напротив, продолжает совершенствоваться, не без помощи студентов, разумеется. Просто очень часто ловля Халявки осмысляется самими «ловцами» как «прикол», и не более того [1, с. 38—40]. Несомненно, эта процедура успешно выполняет психопрофилактическую функцию, придавая юным «магам» некую уверенность.
Мы не останавливаемся на других предэкзаменационных ритуалах, однако хотелось бы подчеркнуть, что проанализированный выше магический ритуал будет еще долго оставаться живучим — и не только потому, что не переведутся у нас лентяи и бездельники, и не потому, что этот обряд действует ободряюще-вдохновляюще на тех, кто его проводит, но потому, что студент по натуре своей Homo Ludens,а сессия — это игра: кто — кого (преподаватель — студента или студент — «препода»), игра, где требуется смекалка, находчивость и чувство юмора. И именно ловля Халявы — это попытка вырваться за пределы железной логики причинно-следственных связей [2, с. 61—69].
Также хотелось бы напомнить, что некоторые сведения могли быть получены из уст поклонников культа, и потому не претендуют на абсолютную полноту и точность.
Список литературы:
- Иванова Т.Г. Халява, ловись! (современный студенческий фольклор) // Живая старина. 2004. № 3. С. 38—40. // Петербург в мировой культуре: Сборник статей. СПб., 2005.
- Красиков М.М. Шара, приди! Шара, приди!!! (о современной студенческой магии). Смеховой мир современного студенчества. С. 61—69. / Красиков М. М. Одеса, 2006.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий