Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бернацкая Е.С. КУЛЬТ ПРОДУКТИВНОСТИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО САМОРАЗВИТИЮ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(138). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(138).pdf (дата обращения: 19.10.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТ ПРОДУКТИВНОСТИ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО САМОРАЗВИТИЮ

Бернацкая Евгения Сергеевна

студент, школа иностранных языков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

РФ, г. Москва

Себрюк Анна Набиевна

научный руководитель,

канд. фил. наук, доц., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

РФ, г. Москва

THE CULT OF PRODUCTIVITY: A CRITICAL DISCOURSE ANALYSIS OF AMERICAN SELF-HELP LITERATURE

 

Evgenia Bernatskaya

student, School of Foreign Languages, National Research University Higher School of Economics,

Russia, Moscow

Anna Sebryuk

scientific supervisor, candidate of Sciences in Philology, associate professor, National Research University Higher School of Economics,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Настоящая работа направлена на выявление роли книг самопомощи и их дискурса в формировании культа продуктивности в США. Исследование проводит критический анализ дискурса американской мотивационной литературы на основе шести современных книг по саморазвитию в соответствии трехмерной модели Нормана Фэрклафа.

ABSTRACT

This work is aimed at identifying the role of self-help books and their discourse in the formation of the cult of productivity in the United States. The study conducts a critical discourse analysis of American motivational literature based on six contemporary self-help books according to Norman Fairclough's three-dimensional model.

 

Ключевые слова: американская литература по саморазвитию; культ продуктивности в США; критический анализ дискурса; трехмерная модель Фэрклафа.

Keywords: Американская литература по саморазвитию, культ продуктивности в США, анализ критического дискурса, трехмерная модель Фэрклафа.

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетие наблюдается заметное увеличение интереса к литературе по саморазвитию. По данным NPD Group [20], индустрия самопомощи выросла на 11% с 2013 по 2019 год, при этом на 2020 год эта отрасль оценивалась в 10,5 миллиардов долларов. Более того, ежегодно в Соединенных Штатах публикуется около 15000 книг по самопомощи, и ожидается, что к 2025 году рынок вырастет до 14 миллиардов долларов. Таким образом, этот жанр можно назвать одним из самых быстроразвивающихся в современной литературе, что делает исследование в данной области особенно релевантным. В условиях современной глобальной динамики, где технологические и социокультурные изменения оказывают влияние на стиль жизни, культ продуктивности вносит значительный вклад в формирование культурных идентичностей.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является корпус из трех книг по саморазвитию знаковых американских деятелей и бизнес-коучей. Конкретный список произведений для анализа включает ряд мировых бестселлеров:

  1. Atomic Habits;
  2. The Subtle Art of Not Giving a F*ck: A Counterintuitive Approach to Living a Good Life;
  3. Can't Hurt Me: Master Your Mind and Defy the Odds;

Целью данного исследования является провести критический анализ дискурса американской литературы по саморазвитию и выявить ее роль в формировании культа продуктивности в США. В соответствии с целью и задачами исследования главными методами в данной работе были теоретические методы исследования. Основным методом является критический анализ дискурса на основании теории Н. Фэркло 2003 года для более подробного изучения социолингвистических деталей.

ЯЗЫК МОТИВАЦИОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЖАНРА ДИСКУРСА

Для распространения и продвижения определенного типа литературы авторы используют особые повествовательные приемы и языковые стратегии. Как отмечается в области мотивационной литературы, книги по саморазвитию в первую очередь служат руководством по улучшению жизни читателей, стратегически формулируя сообщения вокруг распространённых проблем и убеждая читателей в предлагаемых решениях [2]. Для достижения этого эффекта авторы литературы по самопомощи используют приемы сторителлинга, имеющими общие черты с детской литературой и проповедями, в повествовании как для иллюстративных, так и для педагогических целей [13]. Коай утверждает, что авторы обычно позиционируют себя как эксперты, представляя мировоззрение, которое считает желательной постоянную самопомощь [13]. В частности, писатели прибегают к афоризмам, чтобы повысить свой авторитет и завоевать доверие, рассказывая о личных аспектах своей жизни.

Помимо этого, литература по самопомощи отличается частым использованием слова «ты» и преобладанием императивов, ориентированных на советы [1]. Эти характеристики подчеркивают читательскую природу жанра, изображая аудиторию как активных агентов, ответственных за улучшение своей жизни. Более того, Коай [13] и Гилясев [1] утверждают, что авторы мотивационных книг стратегически привлекают читателей, используя повелительные предложения и вопросы, делая свое присутствие очевидным. Однако несмотря на то, что авторы позиционируют себя как эксперты, они сохраняют хрупкий баланс, избегая авторитетного навязывания советов.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТА ПРОДУКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКЕ

Промышленная революция середины и конца 1800-х годов привела к многочисленным технологическим достижениям, которые изменили аграрную и ремесленную экономику на промышленную систему с преобладанием машиностроения [6]. Эти научные открытия привели к созданию заводских систем и автоматизации, что означало задействование меньшего количество человеческого труда в производственном процессе. Так, введение усовершенствованного механизированного оборудования в сельском хозяйстве позволило меньшему числу фермеров производить продукты питания для большего числа людей, что ускорило производство, а также привело к росту национального богатства в США [6].

Однако только в 1913 году, когда Форд представил первую сборочную линию, вопрос увеличения производительности за единицу времени стал более острым [6]. С этого момента технологии продолжали развиваться быстрыми темпами: на фабриках и в индустриальных секторах появилось больше рабочих мест, а промышленники стали все больше беспокоиться о производительности труда. Их основная задача заключалась в улучшении процессов автоматизации всего производства, чтобы изготовлять больше единиц продукции за то же или более быстрое время. Таким образом, было совершенно логично измерить производительность в заводских цехах: чем более продуктивна отрасль, тем выше финансовая отдача.

Для того чтобы проследить связь роста всеобщей производительности с тенденцией увеличения личной продуктивности, во-первых, необходимо обратиться ко Второй мировой войне. Именно тогда в процесс производства были массово вовлечены женщины, и с того момента число работниц на промышленных продолжало расти.  Однако несмотря на это, большинству женщин все равно приходилось балансировать между бытовыми семейными обязанностями и работой на фабриках, что увеличивало процент населения с задачами, которые им требовалось выполнять за единицу времени [17]. Во-вторых, в конце 1950-х - начале 1960-х годов количество работников умственного труда стало превышать рабочих, и уже в первой половине 1970-х около 40% трудящегося населения США и Канады составляли "белые воротнички" [17]. Таким образом, производительность больше не была лишь мерой того, сколько рабочий мог произвести на заводе за фиксированный интервал времени, — организациям необходимо было адаптировать показатели и системы производительности в заводских цехах к офисным условиям.

По мнению Питера Друкера, выдающегося ученого-бизнесмена, которого считают создателем современной теории управления и личной продуктивности, организации должны акцентировать внимание на внедрении систем повышения производительности труда, что подразумевает достижение больших результатов при меньших затратах [10]. Согласно его взглядам, для достижения данной цели компаниям необходимо стремиться к увеличению производства как минимум на 50% без увеличения числа сотрудников [10]. В результате увеличения рабочей нагрузки и производительности, люди стали более занятыми, и им требовались методы контроля и планирования времени, чтобы успешно справляться с возрастающими требованиями на работе и в личной жизни.

В результате растущей потребности в планировании возникла острая необходимость в системах и инструментах, помогающих людям управлять своими многочисленными обязательствами. По данным Boston Globe, ежедневники стали все более популярными с развитием индустриализации: один из первых известных списков дел появился в продаже 1900 году [14]. Однако настоящий прорыв в индустрии личной продуктивности произошел в 1960-х годах, когда компания Dorsey Printing выпустила свою первую систему планирования Day-Timer для широкого круга пользователей [19]. Это был первый случай, когда система планирования стала доступна для всех; ранее подобные инструменты были ориентированы на профессионалов, таких как юристы, бухгалтеры и инженеры. По последним данным Statista, объем продаж в отрасли ежедневников в 2016 году составил 342,7 миллиона долларов — и, вероятно, эти цифры продолжили расти [18]. Вместе с этим увеличилось количество книг и систем повышения продуктивности, от «Getting Things Done» до «Pomodoro Technique», «Bullet Journaling», «Zen to Done», «Kanban», «Action Method» и многих других.

Помимо этого, зародившаяся культура усердия и постоянного движения крепко связана с развитием социальных сетей и ростом культуры суеты, которая стала более «гламурной» версией трудоголизма, призывая человека к большим усилиям и стремлению к высоким целям c уверенностью и позитивом [7]. В отличие от апатичного восприятия работы, которое было характерно для классического офисного пространства поколения X, современная культура трудоголизма стала мейнстримом благодаря влиянию такимх компаний, как WeWork, которую Эрин Гриффит описала как «Старбакс офисной культуры» [11]. В 2021 году WeWork, стоимость которой оценивалась примерно в 9 миллиардов долларов, экспортировала свой бренд перформативного трудоголизма в 118 городов в 33 странах, привлекая более полумиллиона участников, включая работников 30% компаний из списка Global Fortune 500 [15].

Таким образом, следуя ценностям культуры суета, работа никогда не заканчивается и должна восприниматься как увлекательный процесс, который продолжается и во время рекреационных занятий [9]. Фактически, даже отдых становится отменяемым компонентом жизни, однако такие практики, как медитация и йога приветствуются, так как они могут способствовать более высокой рабочей производительности, повышая физическую выносливость и улучшая концентрацию [9].

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ПО САМОПОМОЩИ

1. The Subtle Art of Not Giving a F*ck

1.1. Описание: текстаульный аспект

Заглавие книги, «The Subtle Art of Not Giving a F*ck», сразу привлекает внимание читателя и задает тон для последующего содержания.  Использование ругательств в названии является смелым и провакационным приемом, что сигнализирует, что работа представляет собой не типичную книгу по самопомощи, а скорее нестандартное руководство по трансформации взгляда на жизнь в обществе. Структурно книга Мэнсона состоит из 9 глав, в которых автор поочередно поясняет философию равнодушия к общественному мнению и необходимость принятия идей такого взгляда на жизнь. Примечательно, что в 4 из 9 глав работы содержат местоимение «you»: «You Are Not Special» (Глава 3), «You Are Always Choosing» (Глава 5), «You’re Wrong About Everything» (Глава 6), “. . . And Then You Die” (Глава 9). Так автор устанавливает прямую связь между читателем и содержанием книги, обращаясь непосредственно к аудитории и изображая её как активного участника диалога. Кроме того, персональное обращение на “ты” в названия глав подчеркивает идею ответственности и выбора, что соответствует центральной теме книги о том, как принимать решения и принимать на себя ответственность за свою жизнь.

Особенность слога Мэнсона заключается в активном использовании ненормативной лексики и резких выражений не только в заголовках книги, но и на протяжении всего текста. Так, количество вхождений слова «fuck» в текст книги автора насчитает 175 упоминаний, а «shit» — 59 упоминаний. Разговорный стиль речи автора иллюстрирует не только степень прямоты, с которой Мэнсон подходит к обсуждению табуированных тем, но и его стремление к аутентичной передаче мыслей и эмоций. С помощью простых и понятных для каждого человека лексических единиц и языковых приемов автор акцентирует внимание на личной откровенности и прямоте вместо политкорректных высказываний: «Whether you suffer from anxiety or loneliness or obsessive-compulsive disorder or a dickhead boss who ruins half of your waking hours every day, the solution lies in the acceptance and active engagement of that negative experience—not the avoidance of it, not the salvation from it» [5, c. 28].

Мэнсон строит доверительные отношения с аудиторией, демонстрируя также собственную причастность к проблемам читателя и готовность поделиться своими мыслями и идеями. Так, в первых главах писатель аргументирует для читателя необходимость отказаться от беспокойства об оценке посторонних людей: «Let’s be clear. There’s absolutely nothing admirable or confident about indifference. People who are indifferent are lame and scared. They’re couch potatoes and Internet trolls. In fact, indifferent people often attempt to be indifferent because in reality they give way too many fucks. They give a fuck about what everyone thinks of their hair, so they never bother washing or combing it. They give a fuck about what everyone thinks of their ideas, so they hide behind sarcasm and self-righteous snark. They’re afraid to let anyone get close to them, so they imagine themselves as some special, unique snowflake who has problems that nobody else would ever understand» [5, с. 14]. В данном отрывке Мэнсон обращается к читателю, отъединяя себя и свою аудиторию от остального общества, разделяя людей на две категории – «они» и «мы». В этом примере писатель несколько раз использует грамматический прием параллельных конструкций предложений с одинаковым вступлением через местоимение «they». Таким образом, создается контраст, где группа «они» представлена как люди, которые являются равнодушными, безразличными, ленивыми и испуганными. Мэнсон критикует их за неспособность проявить инициативу, незаинтересованность в мире вокруг себя и за критическое отношение к окружающим. С другой стороны, автор приобщает себя и читателя к группе «мы», в которую входит более активные и уверенные в себя люди, не боящиеся проявить эмоции и вовлечься во взаимодействие с окружающим миром. Представители этой группы не скрывают мыслей и чувств, они открыты и не слишком много заботятся о своем имидже на публике.

Мэнсон также добавляет своему тексту юмор и остроту, часто прибегая к сарказму и иронии. Этот прием помогает сохранить легкий и привлекательный юмористический стиль повествования, даже когда обсуждаются серьезные темы, такие как насилие и смерть. Так, рассказывая личные истории из своей жизни или других людей, Мэнсон вставляет дополнительные ремарки и комментарии, демонстрируя эмоциональную реакцию на ситуацию. Например, автор описывает тяжелый эпизод из жизни американской феминистки Мередит Маран, подвергшейся обману психотерапевтом, убедившего её в перенесенном сексуальном насилии со стороны отца: «Meredith’s news horrified her entire family. Her father immediately denied having done anything. Some family members sided with Meredith. Others sided with her father. The family tree was split in two. And the pain that had defined Meredith’s relationship with her father since long before her accusation now spread like a mold across its branches. It tore everyone apart. Then, in 1996, Meredith came to another startling realization: her father actually hadn’t sexually abused her. (I know: oops)» [5, с. 85].

1.2. Интерпретация: дискурсивная практика

Как книга по саморазвитию, «The Subtle Art of Not Giving a Fuck» отличается от традиционных работ жанра, так как вместо стандартного подхода, сосредотачивающегося на положительном мышлении и уверенности в себе, пропагандирует идею принятия негативных аспектов жизни и осознания собственного бессилия.

Автор книги Марк Мэнсон — американский писатель, блогер и автор работ-бестселлеров литературы по саморазвитию. Он начал свою карьеру в качестве блогера, публикуя статьи на своем сайте markmanson.net, где обсуждает различные аспекты жизни, от отношений и психологии до карьеры и концепта счастья. Его яркий и прймолинейный стиль письма, проникнутый иронией и сарказмом, быстро привлек внимание читателей и помог ему набрать широкую аудиторию. Мэнсон также известен своим активным участием в социальных сетях и медиа, где он продолжает делиться своими мыслями и идеями о жизни и саморазвитии.

Опубликованная в 2016 году, первая книга Марка Мэнсона «The Subtle Art of Not Giving a F*ck» мгновенно стала бестселлером и привлекла мировое внимание. Согласно данным Variety на 2023 год, с запуска книги в тираж в 2016 году было продано более 15 млн копий, работа автора также провела 289 недель в списке бестселлеров по версии The New York Times [12]. Откровенность и прямота советов Мэнсона делает его книгу более привлекательной для молодого поколения и тех, кто ищет нечто новое и провокационное. Как следствие, основной аудиторией книги «The Subtle Art of Not Giving a F*ck: A Counterintuitive Approach to Living a Good Life» являются взрослые, часто молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет, которые стремятся к личному развитию, нахождению смысла жизни и поиску новых подходов к решению насущных проблем.

1.3. Обоснование: социокультурный аспект

«The Subtle Art of Not Giving a Fuck» Марка Мэнсона является значимым культурным артефактом, который отражает и отвечает на различные аспекты современного общества, особенно в Соединенных Штатах. Для понимания его влияния важно рассмотреть его в более широком социальном контексте.

Как было подчеркнуто ранее, в текущем американском культурном климате существует сильный акцент на продуктивность, успех и личные достижения, часто воплощенные в концепции культа продуктивности и суеты. Эта культура продвигает идею о неразрывной связи ценности человека с его достижениями и материальным успехом, однако работа Мэнсона разбивает миф об этом представлении, пропагандируя более нюансированное понимание счастья и благополучия. Кроме того, в современном американском контексте самыми влиятельными членами общества обычно являются упомянутые ранее лидеры корпораций, политические фигуры и медиа-магнаты. Эти люди и группы часто формируют общественный дискурс и культурные нормы. В то же время наиболее маргинализированными членами общества являются те, кто сталкивается с системным неравенством, например, расовые меньшинства, экономически неблагополучные слои населения и другие маргинализированные сообщества. Книга Мэнсона, с ее акцентом на личное самоутверждение и отказ от общественного давления, косвенно обращается к опыту обеих групп. Для тех, кто находится у власти, она служит напоминанием о необходимости переоценки своих ценностей и приоритетов. Для маргинализированных групп она предлагает рамки для нахождения личной силы и смысла, несмотря на внешние ограничения.

2. Atomic Habits: An Easy & Proven Way to Build Good Habits & Break Bad Ones

2.1. Описание: текстаульный аспект

Рассматривая текстуальный аспект книги, необходимо начать с названия работы, «Atomic Habits: An Easy & Proven Way to Build Good Habits & Break Bad Ones», заголовок которой можно охарактеризовать как коммерчески ориентированный. Такое заглавие ясно передает тему книги: как выработать хорошие привычки и избавиться от плохих. Прилагательное «atomic» [атомные] четко отражает тематику книги, связанную с привычками, а именно, с методами выработки положительных паттернов поведения и ритуалов и избавления от негативных. Термин «atomic» также ассоциируется с чем-то фундаментальным и мощным, вызывая интерес к тому, как незначительные изменения могут привести к существенным результатам. Кроме того, подзаголовок книги «An Easy & Proven Way to Build Good Habits & Break Bad Ones» обещает «легкий и проверенный способ» достижения поставленных целей, что привлекает читателей, ищущих практичные и надежные методы.

Стиль письма Клира в книге «Atomic Habits» можно охарактеризовать как убедительный, дружелюбный и доступный. Автор использует сочетание научных доказательств и логических рассуждений, чтобы аргументировано представить свои идеи: «Habits are the compound interest of self-improvement. The same way that money multiplies through compound interest, the effects of your habits multiply as you repeat them» [4, с. 16]. Повествование также ведётся в непринужденном тоне, что позволяет упростить сложные концепции для широкой аудитории. Автор избегает специализированной терминологии, объясняя психологические и поведенческие принципы понятным и прикладным образом. Например, Клир отмечает: «A habit is a behavior that has been repeated enough times to become automatic» [4, с. 43], что позволяет читателям легко понять, что представляет собой привычка. Помимо этого, «Atomic Habits» наполнена историями о людях, которые успешно изменили свои привычки, а также личным опытом автора, что делает содержание книги более увлекательным и близким читателю. Например, Клир приводит кейс британского велокоманды Team Sky, которая применяла авторский принцип «1% improvement» для достижения значительных успехов в велоспорте [4, с. 14-15].

Вдобавок, книга предназначена для мотивации читателей к активным действиям. Клир часто применяет мотивирующую лексику, акцентируя внимание на простоте и пользе небольших привычек, а также на их долгосрочном воздействии. В разделе, посвящённом концепции «двухминутного правила», он утверждает: «When you start a new habit, it should take less than two minutes to do. You'll find that nearly any habit can be scaled down into a two-minute version» [4, с. 162]. Этот подход подчеркивает, как легко начать новое поведение, минимизируя барьеры для входа. Клир также вовлекает читателей в повествование, задавая риторические вопросы и обращаясь к ним напрямую, что делает текст более интерактивным и персонализированным. Например, автор задает вопрос: «Does this behavior help me become the type of person I wish to be?» [4, с. 70], побуждая читателей к саморефлексии.

С точки зрения форматирования и иллюстрирующих элементов текста, книга включает различные визуальные средства для поддержки содержания. Например, диаграммы и графики иллюстрируют статистические данные и принципы формирования привычек и изменения поведения, такие как цикл привычки, плато скрытого потенциала и процесс наложения привычек. Клир также часто использует списки и маркированные пункты для чёткой и лаконичной организации информации, что облегчает восприятие и применение содержания. Например, автор предлагает четыре простых шага для создания новой привычки: «cue, craving, response, and reward» [4, с. 47].

2.2. Интерпретация: дискурсивная практика

Далее необходимо рассмотреть, кем, как и для кого, была написана данная книга. Джеймс Клир, автор работы «Atomic Habits», ведет блог на личном веб-сайте jamesclear.com, где позиционирует себя как эксперт в области продуктивности и личностного роста, обладающим глубоким пониманием человеческого поведения и психологии. Мотивы Клира к написанию «Atomic Habits» тесно связаны с его личным опытом: после травмы, потребовавшей длительного восстановления, он осознал важность небольших регулярных изменений для достижения значительных улучшений в жизни. Его идеология строится на убеждении, что каждый человек обладает силой изменить свою жизнь, если будет применять правильные методы и сохранять дисциплину.

Как большинство пособий по самопомощи и саморазвитию, «Atomic Habits» нацелена на широкую аудиторию, включая тех, кто стремится к личностному развитию, профессионалов, предпринимателей и всех, кто интересуется улучшением своих ежедневных ритуалов и качественной работоспособности. По данным интернет-портала Aura на декабрь 2023 года, c 2018 года было продано более 10 миллионов копий книги, которая также на протяжении длительного времени удерживала позиции в списках бестселлеров The New York Times, Amazon, и Wall Street Journal [8]. В 2021 году она стала одной из самых продаваемых книг на Amazon, где до сих пор удерживает отметку 4.8 из 5 звезд основании десятков тысяч отзывов [8]. Более того, книга также оказала значительное влияние на популярную культуру самосовершенствования и личностного роста: понятие "атомных привычек" стало частью разговорного языка, а методы, описанные в книге, активно используются в тренингах, коучинге и корпоративных программах по повышению продуктивности. Тем не менее, книга Джеймса Клира, хотя и получила множество положительных отзывов за практичность и научный подход, также подвергалась критике за возможное содействие токсичной культуре продуктивности. Некоторые критики Medium утверждают, что книга предлагает поверхностные решения для глубинных психологических и поведенческих проблем без учета сложности человеческой психики и не предоставлять достаточно гибких инструментов для тех, кто сталкивается с более серьезными психологическими барьерами, что может привести к тому, что люди будут реализовывать деструктивные для себя практики самосовершенствования.

2.3. Обоснование: социокультурный аспект

Анализ социокультурного аспекта книги подразумевает изучение того, как дискурс книги взаимодействует с и находится под влиянием более широкого американского социального контекста. Книга, как дискурс, функционирует в качестве социальной практики, которая одновременно отражает и формирует общественные нормы и ценности, в особенности связанные с культом продуктивности, преобладающим в Соединённых Штатах.

Так, можно предположить, что «Atomic Habits» нашли глубокий отклик у американских читателей, во многом благодаря своему соответствию культурному акценту страны на саморазвитие и продуктивность. В обществе, где индивидуальный успех часто измеряется способностью оптимизировать эффективность и производительность, дискурс Клира о небольших, постепенных изменениях как пути к значительному личному и профессиональному росту отражается в глубоко укоренившихся ценностях американской трудовой этики и самообеспечения. Так, «Atomic Habits» продвигает идею, что каждый может добиться успеха через дисциплину и систематическое развитие положительных привычек, подкрепляя меритократический нарратив о том, что упорный труд и личная ответственность являются ключом к социальному восхождению.

Взаимодействие между дискурсом «Atomic Habits» и американским социальным контекстом контекстуализируется культом продуктивности, доминирующим в американской культуре. Общественное давление на постоянную продуктивность и эффективность является повсеместной темой современной американской жизни, часто возвеличиваемой через нарративы предпринимательского успеха и неустанной самооптимизации. «Atomic Habits» вносят вклад в этот культурный феномен и поддерживаются им, предоставляя рамки, которые, по сути, позволяют людям взять контроль над своей жизнью и достигать своих целей. Однако этот дискурс также усиливает ожидание, что люди должны постоянно стремиться к улучшению, что может усугублять стресс и выгорание.

Акцент книги на самодостаточности и постепенном прогрессе можно рассматривать как ответ на неолиберальный этос, пронизывающий американское общество, и его подкрепление. Неолиберализм подчеркивает индивидуальную ответственность и самоуправление, часто в ущерб коллективным решениям и структурным аспектам. Сосредотачиваясь на формировании личных привычек как средства достижения успеха, «Atomic Habits» соответствуют неолиберальному нарративу, возлагающему ответственность за успех или неудачу на индивида, что может скрывать более широкие системные проблемы, влияющие на возможность достижения успеха.

3. Can't Hurt Me: Master Your Mind and Defy the Odds

3.1. Описание: текстаульный аспект

Как книга по саморазвитию, «Can't Hurt Me» Дэвида Гоггинса фокусируется на преодолении трудностей, ментальной стойкости и самодисциплине, что с самого начала отражается в самом заглавии работы, воплощая центральную тему устойчивости перед лицом испытаний. Обложка книги «Can't Hurt Me» также является мощным визуальным представлением ее содержания и главного посыла. На обложке изображен сам Дэвид Гоггинс в военной форме, что сразу подчеркивает его прошлое в качестве Navy SEAL (морская пехота ВС США) и ассоциируется с дисциплиной и силой. На заднем плане находится черно-белое изображение автора в молодом возрасте, иллюстрирующее его тяжелое прошлое и личную трансформацию. Так, сильный контраст между этими образами символизирует путь от трудностей к успеху.

По организации текста работа сочетает автобиографическое повествование с практическими советами, которые Гоггинс называет «challenges» [вызовы]. Эта структура следует шаблону, где автор делится историей из своей жизни, далее извлекает из нее более широкий принцип о ментальной стойкости или самосовершенствовании, а затем представляет конкретное испытание для читателя, чтобы применить этот принцип в своей жизни. Например, после рассказа о своих тренировках и борьбе с ожирением Гоггинс выдвигает вызов «Accountability Mirror» [Зеркало Ответственности], побуждая читателей честно признавать недостатками собственной личности [3, c. 80].

Стиль письма в «Can't Hurt Me» характеризуется повышенной эмоциональностью и требовательностью автора по отношению к читателю. Гоггинс использует сырой и прямой тон, чтобы передать свои переживания и уроки. Его стиль, часто конфронтационный и мотивационный, направленный на то, чтобы вытолкнуть читателей из их зоны комфорта. В качестве примеров можно рассмотреть следующие цитаты: «You are in danger of living a life so comfortable and soft, that you will die without ever realizing your true potential" [3, с. 100], "The only way to get stronger is to endure through the pain» [3, с. 45], и «It's about what you're willing to endure» [3, с. 150]. Язык также насыщен военной терминологией и разговорными выражениями, отражая прошлое Гоггинса как морского пехотинца. Так, автор часто использует такие фразы, как «embrace the suck» чтобы описать необходимость принятия боли как части пути к успеху: «In SEAL training, we had a saying, ‘embrace the suck.’ It meant we had to accept whatever challenges came our way and deal with them head-on» [3, с. 52].

Гоггинс использует несколько литературных и повествовательных приемов, чтобы усилить свое повествование. Так, приводятся истории из жизни автора, чтобы сделать абстрактные принципы более доступными, например, когда Гоггинс описывает свои изнуряющие опыты в тренировках Navy SEAL, чтобы подчеркнуть силу ментальной стойкости [3, с. 60]. Кроме того, автор часто прибегает к гиперболе для акцента, преувеличивая экстремальный характер его тренировок: «My shins felt like they were being stabbed with hot pokers, and every step was pure agony. But I pushed through the pain, knowing that my mind was stronger than my body» [3, с. 120]. Повторение ключевых концептов на протяжении всего повествования — еще один ключевой инструмент для усиления точек зрения автор, таких как повторяющаяся концепция «40% Rule» подчеркивающая, что ощущение исчерпаемости всех внутренних ресурсов человека в процессе работы над результатом обманичво, и в реальности зачастую человек использует только 40% своего потенциала [3, с. 75].

Помимо самой обложки книги, Гоггинс включает несколько фотографий и изображений, которые добавляют визуальное измерение к его истории. Эти изображения варьируются от фотографий автора во время военной подготовки до снимков его участия в ультрамарафонах и других экстремальных периодах и ситуаций. Они служат для гуманизации Гоггинса, показывая его на различных этапах жизни, от проблемного подростка до дисциплинированного пехотинца, что помогает читателям на личном уровне сопереживать пути автора.

3.2. Интерпретация: дискурсивная практика

Идеология Гоггинса глубоко укоренена в концепциях саморазвития, настойчивости и преодоления. Он продвигает идею, что человек способен преодолеть любые жизненные трудности, если имеет достаточно силы воли и ментальной стойкости.  Как было выделено в предыдущей подглаве, стиль написания книги отличается прямотой, реалистичными описаниями и использованием специфического языка, отражающего его философию самосовершенствования и преодоления трудностей. Это перекликается с особенностями личности и карьеры автора Дэвида Гоггинса, вся деятельность которого направлена на то, чтобы побудить людей действовать, преодолевать трудности и стремиться к лучшей версии себя. В соответствии с личным сайтом davidgoggins.com Дэвид Гоггинс узанимается публичными выступлениями, мастер-классами, проведением онлайн-курсов и программ саморазвития, цель которых помочь людям развить силу воли, выносилвость и ментальную устойчивость, стремясь к лучшей версии себя.

С одной стороны, «Can't Hurt Me» может быть интерпретирована как история успеха и выживания, вдохновляющая читателей на преодоление собственных границ и достижение целей. Отклик аудитории на книгу «Can't Hurt Me» был в основном положительным, что подтверждается многочисленными положительными отзывами и высоким рейтингом продаж. С другой стороны, интерпретация может сильно изменяться в зависимости от контекста читателя: некоторые могут увидеть в книге мощное послание о преодолении трудностей, в то время как другие могут рассматривать ее как пропаганду токсичного мужества или даже злоупотребление.

Целевая аудитория книги довольно широка и включает в себя как молодежь, стремящуюся найти свое место в жизни, так и взрослых, ищущих способы улучшить свою жизнь. Особый интерес к книге проявляют те, кто занимается спортом или находится в военной службе, так как примеры и вызовы Гоггинса часто связаны с физическими и ментальными испытаниями, характерными для этих сфер.

3.3. Обоснование: социокультурный аспект

С точки зрения социокультурного аспекта, одна из главных ценностей американского общества, которые отражает работа Гоггинса, — это сила воли и настойчивость. В книге постоянно подчеркивается идея, что независимо от обстоятельств и жизненных трудностей, человек способен преодолеть все преграды, если у него есть достаточно решимости и силы духа. Это резонирует с американской идеологией «self-made man», где успех рассматривается как результат личных усилий и целеустремленности.  Однако акцент на преодолении ментальных и физических пределов и поддержка принятия дискомфорта и страданий как путей личностного роста отражают более широкие общественные тенденции, которые восхваляют экстремальную продуктивность и высокие достижения.

Кроме того, «Can't Hurt Me» затрагивает тему преодоления системных социальных барьеров в Америке. Так, Гоггинс описывает свое детство, полное насилия и дискриминации, что отражает более широкие социальные проблемы в США, такие как расовая и социальная несправедливость [3, с. 18]. Однако его история успеха и трансформации служит примером того, как можно выйти за пределы этих ограничений через самодисциплину и упорный труд, что перекликается с американским идеалом равных возможностей, где каждый, несмотря на исходные условия, имеет шанс достичь успеха.

В книге также много внимания уделяется концепции ментального здоровья и важности психической стойкости. В последние годы в США наблюдается рост интереса к проблемам психического здоровья и стрессоустойчивости, что делает книгу Гоггинса особенно актуальной [16, 2024]. Книга также затрагивает тему милитаризма и патриотизма, которая глубоко укоренена в американской культуре, поэтому опыт Гоггинса как морского пехотинца и его рассказы о военных тренировках и миссиях отражают уважение многих американцев к военным и ценности, такие как честь, долг и служение, являющимися важными составляющими национальной идентичности.

ВЫВОДЫ

Литература по самопомощи играет значительную роль в формировании культа продуктивности в США, предлагая читателям стратегии для повышения личной эффективности и преодоления жизненных трудностей.

Во-первых, Марк Мэнсон в "The Subtle Art of Not Giving a F*ck" предлагает альтернативный подход к счастью и продуктивности, основанный на признании своих ограничений и выборе приоритетов. Его философия акцентирует внимание на важности осознания того, что невозможно быть успешным во всем, и что следует фокусироваться на том, что действительно имеет значение. Мэнсон критикует современные культурные нормы, которые пропагандируют бесконечное стремление к успеху и счастью, подчеркивая, что принятие своих слабостей и ограничений может привести к более значимому и удовлетворенному существованию. Этот подход де-факто создает пространство для более сбалансированного восприятия продуктивности, где важна не только работа ради результата, но и личное благополучие.

Во-вторых, Джеймс Клир в "Atomic Habits" предлагает системный подход к изменению поведения через небольшие, но устойчивые изменения в повседневных привычках. Его методика акцентирует внимание на важности маленьких шагов и постепенного прогресса, что усиливает культуру продуктивности, делая её доступной и достижимой для каждого. Книга обучает читателей формировать полезные привычки и избавляться от вредных, подчеркивая, что именно маленькие, ежедневные изменения могут привести к значительным долгосрочным результатам. Таким образом, "Atomic Habits" способствует распространению идеалов продуктивности, делая их более практичными и применимыми в повседневной жизни.

В-третьих, Дэвид Гоггинс в "Can't Hurt Me" рассказывает свою историю преодоления невероятных физических и психологических трудностей. Его книга вдохновляет читателей на то, чтобы преодолевать собственные ограничения и достигать новых высот. Гоггинс использует свою биографию как пример того, как дисциплина, настойчивость и упорство могут привести к выдающимся достижениям. Его подход к самопомощи строится на идее, что человеческий потенциал практически безграничен, и каждый может достичь своих целей, если будет готов к жертвам и тяжелой работе. Это усиливает культ продуктивности, подчеркивая ценность самопреодоления и крайней дисциплины.

Таким образом, Эти книги, каждая по-своему, способствуют формированию культа продуктивности в США, предлагая различные стратегии и подходы к улучшению личной эффективности и достижениям. В совокупности они формируют идею о том, что успех и удовлетворение достижимы через осознанный выбор приоритетов, постепенные изменения в привычках и преодоление собственных ограничений.

 

Список литературы:

  1. Гилясев Ю. Прагматика англоязычного мотивационного дискурса // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 5 (166). С. 70–76.
  2. Dolby S. K. Self-Help Books: Why Americans Keep Reading Them. : University of Illinois Press, 2005. 220 с.
  3. Goggins D. Can’t Hurt Me: Master Your Mind and Defy the Odds. : David Goggins, 2021. 386 с.
  4. Clear J. Atomic Habits: An Easy & Proven Way to Build Good Habits & Break Bad Ones. : Penguin Publishing Group, 2018. 321 с.
  5. Manson M. The Subtle Art of Not Giving a F*ck: A Counterintuitive Approach to Living a Good Life. : HarperCollins, 2016. 197 с.
  6. Derickson A. Dangerously Sleepy: Overworked Americans and the Cult of Manly Wakefulness. : University of Pennsylvania Press, 2013. 241 с.
  7. Balkeran A. Hustle Culture and the Implications for Our Workforce // Student Theses and Dissertations. 2020.
  8. Carter D. Applying Atomic Habits for Amazon Sellers [Электронный ресурс]. URL: https://goaura.com/blog/atomic-habits-for-amazon-sellers (дата обращения: 17.05.2024).
  9. Cohen E. The Myth of Productivity in America [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologytoday.com/us/blog/what-would-aristotle-do/202209/the-myth-of-productivity-in-america (дата обращения: 01.05.2024).
  10. Drucker P. Coming of the New Organization // Harvard Business Publishing Education. 1988. С. 9.
  11. Griffith E. Why Are Young People Pretending to Love Work? // The New York Times. 2019.
  12. Jackson A. «The Subtle Art of Not Giving a #@%!»: Mark Manson on Making the Movie [Электронный ресурс]. URL: https://variety.com/2023/film/features/subtle-art-of-not-giving-a-fuck-mark-manson-movie-1235481039/ (дата обращения: 13.05.2024).
  13. Koay D. L. Self-improvement books: A genre analysis // 2015.
  14. McCarthy M. The daily planner: An American history - The Boston Globe [Электронный ресурс]. URL: https://www.bostonglobe.com/ideas/2013/06/01/the-daily-planner-american-history/WncDRG5hq7B9m0w3cE5jkM/story.html (дата обращения: 30.04.2024).
  15. Sharma J. WeWork IPO: With $9 Billion Valuation And Merger, Softbank Takes A Shot, Again! [Электронный ресурс]. URL: https://dazeinfo.com/2021/03/27/wework-ipo-valuation-merger-softbank/ (дата обращения: 30.04.2024).
  16. Talley C. How therapy has turned generation of Americans into «victims» and may be CAUSING depression epidemic, according to top experts [Электронный ресурс]. URL: https://www.dailymail.co.uk/health/article-13219765/therapy-generation-Americans-depression-epidemic.html (дата обращения: 20.05.2024).
  17. Williamson J. G. Productivity and American Leadership: A Review Article // Journal of Economic Literature. 1991. Т. 29. № 1. С. 51–68.
  18. Sales of appointment books, paper planners, and calendars in the United States [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/880942/appointment-books-paper-planners-and-calendar-market-sales-us/ (дата обращения: 30.04.2024).
  19. Day-Timer History: Founding, Timeline, and Milestones [Электронный ресурс]. URL: https://www.zippia.com/day-timer-careers-1571157/history/ (дата обращения: 30.04.2024).
  20. Self-Help Books Statistics – WordsRated [Электронный ресурс]. URL: https://wordsrated.com/self-help-books-statistics/ (дата обращения: 29.04.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.