Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ермакова Ю.А. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(136). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(136).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Ермакова Юлия Алексеевна

студент, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орёл

Бухвостова Лариса Владимировна

научный руководитель,

проф. Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орёл

АННОТАЦИЯ

Одним из важных принципов работы с детьми является воспитание. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения педагога с учащимися. Занятия хореографией способствуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство может быть применено при выполнении воспитательных задач.

ABSTRACT

One of the important principles of working with children is nurturing. The educational function is organically derived from the content, forms and methods of teaching, but it also carried out through the special organization of the teacher’s communication with students. Choreography classes contribute to the aesthetic education of children, have a positive impact of their physical development, contribute to the growth of their general culture, so it can be applied in the fulfilment of educational tasks.

 

Ключевые слова: хореографичекое искусство, творчество, танец, педагог, музыка.

Keywords: choreographic art, creativity, dance, educator, music.

 

«Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении дел в вопросах здоровья подрастающего поколения». [1]

Танец, одно из самых доступных, на сегодняшний день, средств воспитания и развития ребенка. Он обогащает духовный мир, развивает воображение и ассоциативное мышление, знакомит с музыкальными шедеврами классического и народного наследия, помогает ребёнку раскрыться как личности. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Хореография способствует развитию правильной осанки, правильной координации движений, ориентированию в пространстве, учит импровизации и утончённой пластики. Кроме того, танец помогает развивать чувство ритма, художественный вкус, творческую фантазию, учит понимать характер мелодии. [2]

Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и помогают выработать коммуникативные навыки. Хореография не терпит одиночества! Коллектив, работа в унисон помогает общению с другими сверстниками. Пред ними стоят общие цели и задачи, которые можно выполнить только одной дружной командой. В следствии чего вырабатываются у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, обладающий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий наличия многих качеств у детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту.

Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя, подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя зависят другие люди, в частности партнёр по танцу, так же нельзя не выучить, не выполнить и не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения обыкновенной одежды, а не только танцевальных костюмов.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией воспитывают это в учащемся. Все выше сказанное несомненно зависит и от профессионализма педагога-хореографа, руководителя коллектива. К сожалению, сейчас профессия руководителя любительского танцевального коллектива «размывается», встречается много хореографических коллективов, студий и частных школ, в которых работают педагогами люди, не имеющие специального образования. Тогда наши дети попадают в руки людей с завышенной самооценкой, зачастую с извращенными представлениями прекрасного. Зачастую в таких коллективах просто парадируют клиповую хореографию, не обращая внимания на возрастные особенности коллектива. Последнее время можно увидеть на сцене маленьких женщин в буквальном смысле со стрип-пластикой, или похабных подростков с лексикой, напоминающей нецензурные жесты.

Основной деятельностью педагога-хореографа должно быть воспитание духовно-нравственных основ формирующейся личности ребёнка. Смысл в хореографии заключается в том, чтобы из юного человека, который впервые приходит в хореографический зал учится хореографии, воспитать личность духовно-нравственной. Когда мы слышим понятия «дух» и «духовность» мы, сами того не понимая, говорим о великом человеческом стремлении к бесконечному – к правде, добру и красоте. Дух является подлинной основой всего лучшего, что есть в человеке. Сущность нравственного воспитания ребёнка средствами хореографического искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности ребёнка: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и оценивать прекрасное до способности творить.

Также одним из условий достижения высоких результатов является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его собственные возможности.

«Творческая личность – важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу и гармоничного развития личности» [3]. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка

Хореография, помимо красоты, помогает выражать, себя открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, тем самым освобождаясь от зажимов и комплексов. Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой.

Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощёнными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы. Не случайно в последние годы набирает востребованность такая дисциплина, как «Хореокоррекция». Чаще всего к ней прибегают в рамках реабилитационной работы с детьми, с ограниченными возможностями здоровья. Где в данный момент сложился дефицит квалифицированных педагогов-хореографов.

Танец пробуждает творческие способности и даёт возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребёнка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать хорошо и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда её чадо преодолевает очередную трудность в освоении танца, ребёнок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он любим.

Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. С помощью его, ребенок перестаёт бояться высказывать своё мнение, начинает непринуждённо себя вести. Но самое главное: у детей возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, активно начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира.

Еще в самые древние времена, танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. [4]

Занятия хореографией имеют целый ряд преимуществ по сравнению с другими видами двигательной и творческой деятельности. Рассмотрим некоторые из них:

- танец – это синтез музыки и движения. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения,

Медициной доказано, что под влиянием музыки в организме человека можно вызвать или ослабить возбуждение. Именно поэтому музыка, как средство физиологического воздействия, используется и в гимнастике, и в аэробике, и в игровом формате «стретчинга», иными словами, в игровом формате растяжки, и других видах занятий. Но подлинно органического слияния музыки и движения можно достигнуть только в танце, так как именно танец является материализацией музыкального произведения, воплощением музыкальных образов и ее содержания языком пластики человеческого тела;

- танец естественен и присущ человеку так же, как само дыхание.

Танец – это и движение ребенка в колыбели, реагирующего на музыку и песню матери, это и вальс пожилых людей, и одержимость молодых на танцплощадках дискотек. Танец доступен всем, танец сопровождает человека от его рождения и до глубокой старости;

- танец задействует буквально все группы мышц: от мышц стопы до мимических мышц лица;

- танец – это комплекс, синтез всевозможных физических упражнений.

Танец – это и медленная ходьба, и быстрый бег, и стремительный прыжок.

Танец – это быстрое взрывное движение и статическая поза пантомимы. Танец - это энергичное молниеносное вращение всего тела и едва уловимое движение пальца руки. Танец – это предельное напряжение и полное расслабление той или иной группы мышц.

Каждый преподаватель-хореограф, готовя детей к творческой преобразовательной деятельности, должен сформировать, укрепить и развить потребность понимания языка искусства, любовь к искусству у детей. С занятиями хореографией мы связываем воспитание у детей любви к российской культуре и национальному творчеству, стремления к достижениям в физическом совершенстве.

Под обучением хореографией мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на организацию, стимулирование культурно-познавательной деятельности детей, на развитие танцевальных способностей ребёнка. Под процессом обучения можно рассматривать также процесс передачи опыта учителя ученику. В зависимости от средств, которые использует педагог в обучении, от условий, в которых обучается ребенок, могут быть использованы разнообразные способы, приемы, методы (словесные, наглядные, практические) и технологии обучения.

Исследователи, анализируя цели хореографического обучения детей, на первое место ставят физическое развитие у ребенка. В следствии занятий хореографией можно выработать у ребенка правильную осанку, развить координацию и другие физические особенности. Занятия танцами позволяют скорректировать физические недостатки ребенка: плоскостопие, «завёрнутость бедер», сколиоз, лордоз и др. [5]

Одна из важнейших целей хореографического обучения – отвлечение ребенка от дурных привычек, воспитание у него чувства коллективизма, то есть работы в команде, развитие навыков двигательной активности, двигательного режима, что направлено на укрепление здоровья ребенка, на его физическое и всестороннее развитие.

В.Ю. Никитин, анализируя хореографическое профессиональное образование и хореографическое обучение, отмечал, что обучение танцам, которое осуществляют государственные и коммерческие структуры, не ставят целью в обучении профессиональную подготовку. [6] Цели обучения танцам позволяют развить у ребёнка эстетическое восприятие, эмоциональность, получить знания в области искусства танца, развить музыкальность. Важнейшей целью всего процесса обучения, эстетического воспитания является развитие творческой личности. Только творческая личность является всесторонне гармоничной личностью.

Обучение хореографии обязывает педагога преподносить базовый материал и объем знаний наиболее доступно и понятно для обучающихся. Для этого создано множество методик, включающих в себя разнообразные методы обучения определенному материалу и последующего выполнения заданий.

Так как педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основу этого воспитания закладывается формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно также одну из ключевых позиций в процессе обучения, наряду с заинтересованностью педагога в занятии эстетическим воспитанием его подопечных.

Процесс развития творческих способностей воспитанников, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, развивающая работа с детьми строиться с учетом индивидуальных и психофизических особенностей детей.

Важным компонентом в определении уровня эстетического развития дошкольников выступает их мотивация к хореографической деятельности. Этот процесс будет эффективным, если будет базироваться на следующих принципах:

- Использование игровых форм и методов в течение всего учебно-воспитательного процесса по хореографической деятельности;

- Внедрение в содержание хореографической деятельности различных видов танцевального искусства.

На разных этапах обучения в зависимости от конкретных задач каждого отдельного занятия на передний план выступают те или иные принципы, хотя некоторые из них сохраняют свое значение на протяжении всего учебного процесса.

Таким образом, под обучением хореографией мы понимаем целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на организацию, стимулирование культурно-познавательной деятельности детей, на развитие танцевальных способностей ребёнка, а под хореографическим образованием – процесс совершенствования и развития здоровой творческой личности ребенка через его хореографическую деятельность.

 

Список литературы:

  1. Фадеева А.П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков. [Текст] / А.П. Фадеева Дисс. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 246 с.
  2. Искусство танца как средство воспитания и развития ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://kopilka.edu-eao.ru/iskusstvo-tantsa-kak-sredstvo-vospitaniya-i-razvitiya-rebenka (дата обращения: 17.03.2024)
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
  4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб.пособие [Текст] / под. общ. ред. Н. В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
  5. Танец – это душевное состояние [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://dzen.ru/a/YjiyQcPXHg-pPrRe (дата обращения: 17.03.2024)
  6. Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horeografiya-i-klassicheskiy-tanets-v-fizicheskom-vospitanii-doshkolnikov/viewer (дата обращения: 16.03.2024)
  7. Магистерская диссертация [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/3928/1/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%BD%D1%8F%D0%BA%20%D0%AE.%D0%9E._%D0%94%D0%9E%D0%9F%D0%BC-1501.pdf (дата обращения: 16.03.2024)
  8. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horeograficheskoe-obrazovanie-i-obuchenie-tendentsii-i-perspektivy/viewer (дата обращения: 16.03.2024)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий