Статья опубликована в рамках: CXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2024 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF IMAGINATIVE REPRESENTATIONS AMONG COLLEGE STUDENTS
Darya Kiseleva
student, Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
Ksenia Kravchenko
scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные педагогические условия, необходимые для развития образных представлений студентов-дизайнеров на занятиях по дисциплине «Основы композиции».
ABSTRACT
The article discusses the basic pedagogical conditions necessary for the development of imaginative representations of design students in the classroom on the discipline "Fundamentals of composition".
Ключевые слова: педагогические условия, образные представления.
Keywords: pedagogical conditions, imaginative representations.
Процесс обучения требует выполнения ряда определенных условий. Качественно выбранные педагогические условия могут повысить эффективность обучения.
Основной целью среднего образования является приобретение студентами профессиональных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Владение композицией лежит в основе профессиональной деятельности, так как любой продукт деятельности дизайнера полагается на композиционные законы. Овладение профессиональными навыками и компетенциями студентами колледжа зачастую осложнено отсутствием предшествующего опыта обучения изобразительной деятельности.
Все это приводит к выводу, что при обучении студентов-дизайнеров основам композиции необходимо использовать те формы, средства и методы обучения, которые позволят в более короткие сроки освоить теоретические знания по композиции, изучить ряд приемов и средств композиции, наиболее применимые в профессиональной сфере.
1. Личность педагога.
Педагог должен обладать высоким уровнем профессионализма, необходимыми знаниями, умениями, навыками для преподавания.
В соответствии с «Профессиональным стандартом педагога», педагог должен обладать задатками лидера, быть способным заинтересовать учащихся, выявлять способности и проблемы учащихся. Педагог должен уметь использовать в своей практике различные психологические подходы и методы обучения, разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся [1].
2. Мотивация.
Мотивация студентов отличается от мотивации школьников. Если у школьников ведущий мотив сама познавательная деятельность, то у студентов мотивы могут существенно отличаться. Основной мотив к обучению среди студентов – осознание практической значимости процесса обучения. Мотивированность студентов на занятиях в связи с этим может меняться, и задачей педагога становится обоснование значимости выполнения поставленных задач и упражнений; создание условий, при которых студент самостоятельно может оценить профессиональную значимость собственных действий, а также находить отражения личностного роста [2].
3. Организация процесса профессиональной подготовки на основе технологий личностно-ориентированного обучения.
Важно отметить, что реализация этих принципов предполагает не только уважительное отношение к личности каждого учащегося, но и, что более важно, построение процесса обучения, выбор форм и методов обучения таким образом, чтобы развивались ключевые профессиональные качества, в число которых входит и развитие образных представлений.
На сегодняшний день существует множество личностно-ориентированных технологий: технологии деловых и ролевых игр, модульное обучение, технологии творческих мастерских и прочие. Однако высокая ориентированность студентов на профессиональную деятельность позволяет делать выбор в пользу тех технологий, которые наиболее прямо связаны с предстоящей профессиональной деятельностью, а также позволяет проявлять самостоятельность и творческую активность.
4. Включение в процесс обучения художественных и проектно-творческих задач.
Данное педагогическое условие в своей работе предлагает Филатова М.В. и дает ему следующую характеристику: «[…] художественное проектирование предполагает включение художественных, практико-ориентированных и проектно-творческих задач, направленных на развитие умений, навыков и приобретение опыта творческой художественно-проектной деятельности […]. Решение художественных задач достигается при обучении […] путем выполнения практических упражнений» [3]
Развитие образных представлений наиболее активно происходит в профессиональной и практической деятельности студентов. Как уже было отмечено ранее, для развития профессиональных качеств зачастую наиболее подходит метод проблемного обучения – в рамках этого метода можно ставить различные творческие задачи, в том числе и на поиск образного решения. Но в этом условии важно рассмотреть не столько проблемный метод обучения, сколько необходимость внедрения в учебный план, процесс обучения длительно-творческие упражнения, требующие особого внимания со стороны учащихся, а также иные группы упражнений, нацеленные на развитие образных представлений.
Процесс обучения должен быть выстроен системно для развития как профессиональных навыков и умений, так и для формирования определенных личностных качеств (в соответствии с принципом системности). В связи с этим возникает необходимость в разработке особого комплекса упражнений в рамках учебного плана для «Основ композиции», который будет
- способствовать развитию образных представлений учащихся;
- включать различные длительно-творческие задания;
- отвечать основным педагогическим принципам.
Список литературы:
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
- Филатова Марина Владимировна Педагогические условия эффективного развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа // АНИ: педагогика и психология. 2017. №1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-razvitiya-hudozhestvenno-proektnoy-kompetentsii-studentov-kolledzha
дипломов
Оставить комментарий