Статья опубликована в рамках: CXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2023 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАМЕНИТЫХ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ
JAZZ MUSIC IN THE CONTEXT OF THE CREATIVE ACTIVITY OF FAMOUS CHOREOGRAPHERS
Anastasia Mukhina
4th year student, Orel State Institute of Culture,
Russia, Orel
Vladimir Sergienko
Scientific supervisor, candidate of Pedagogical Sciences, Assoc. department of choreography, Orel State Institute of Culture,
Russia, Orel
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются теоретические аспекты джазовой музыки в контексте творческой деятельности знаменитых балетмейстеров. Автором изложены понятия о происхождении джазовой музыки как феномена соединения традиций европейской и афроамериканской музыки. А также рассмотрено происхождение широко известного стиля хореографического искусства – джазового танца, произошедшего благодаря влиянию джазового музыкального искусства.
ABSTRACT
The article discusses the theoretical aspects of jazz music in the context of the creative activity of famous choreographers. The author outlines the concepts of the origin of jazz music as a phenomenon of combining the traditions of European and African-American music. And also the origin of the well–known style of choreographic art - jazz dance, which occurred due to the influence of jazz musical art, is considered.
Ключевые слова: афроамериканская музыка, джаз, джазовый танец, язык «говорящих барабанов».
Keywords: african-American music, jazz, jazz dance, the language of "talking drums".
В ХХ столетии в США появился новый вид музыкального искусства - джаз. Он возник в результате соединения традиций европейской и афроамериканской музыки. «Первоначально эта музыка была исключительно импровизационной (новоорлеанский стиль, диксиленд), но впоследствии, в связи с возросшим интересом к ней белого населения, профессионализацией музыкантов-джазменов, а также по ряду других причин, в джазовой музыке увеличилось значение качественной аранжировки и композиции, не выходящих при этом за пределы джазовой музыки.» [1, с. 55]
Эта музыка рождалась постепенно, создаваясь афроамериканцами, у которых значение слова зависит от тона, что объясняет возникновение широко известного явления – язык «говорящих барабанов». Но на Юге барабаны и духовые инструменты были почти повсеместно запрещены — рабовладельцы боялись, что, заключенные в рабство, с их помощью будут передавать сигналы к восстанию. А на Севере, где рабов и опасений по поводу возможных восстаний, было меньше, позволяли устраивать фестивали музыки и танца, во многом похожие на их африканские прообразы.
Необходимо подчеркнуть, что и музыка американских темнокожих в XIX веке, подобно музыке африканских племен, была преимущественно прикладной, функциональной. Более того, как и ранее в Африке, темы для песен они находили в своей повседневной жизни — работа, хозяин, религиозный праздник, надсмотрщик, одиночество, смерть. Главная функция песенных текстов состояла в том, чтобы выразить отношение к той или иной стороне своей жизни.
Эти приемы, соединение слов с интонацией, подчеркивающей смысл, были заимствованы непосредственно из африканской музыкальной традиции и почти не претерпели изменений, но, как легко заметит каждый любитель джаза, со временем они проникли и в инструментальную музыку. Именно отсюда произошел «кэйкуок», танец, в котором и вычурные наряды, и нарочито важная походка, и немые сценки с приподниманием шляп и помахиванием тростями носили гротескный характер. «С точки зрения белых, в «кэйкуоке» отразилось стремление невежественных негров к соперничеству с господами; и хотя, по-видимому, отчасти так оно и было, негры, вне всякого сомнения, видели в кэйкуоке и способ осмеять заносчивость белых.» [4, с. 23]
Большую роль в развитии джаза на каждом этапе играл и социальный опыт. Участие в музыкальной жизни важнее формального обучения. Такое отношение к музыкальному образованию, усвоенное темнокожими племенами еще в Африке, продолжало определять их поведение в этой области и в Новом Свете. Учащийся, получающий европейское музыкальное образование, пытается так овладеть инструментом, чтобы формально уметь сыграть любое музыкальное произведение, с которым он в будущем столкнется. Афроамериканский музыкант относился к игре на инструменте совсем по-иному: он начинал с усвоения тех приемов или мелодий, которые ему нравились. Овладевал только той техникой, которая ему была необходима для исполнения любимых им вещей.
К 1897 году страну охватило повальное увлечение регтаймом. Подобно джазовой лихорадке 20-х годов, свинговому буму 30-х и бешеной моде на соул 60-х, увлечение регтаймом было связано с танцем, танцем этим был «кэйкуок». Регулярно устраивались конкурсы регтайма, получили распространение школы регтайма, издавались популярные книги и учебные пособия. Мода перекинулась в Европу, где композиторы стали использовать темы из регтаймов в своих сочинениях. Наиболее известное из них «Galliwog's Cakewalk» К. Дебюсси
Джаз, как разновидность музыки, в сущности, феномен — исторический, эстетический, социальный. Он несопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чье развитие совершалось веками. «За какие-нибудь 70-80 лет джаз, это талантливое детище негритянского народа, проделал невиданный путь: возникнув в замкнутой социальной среде, будучи поначалу бытовой, чисто прикладной музыкой, он щедро, чуть ли не каждое десятилетие, рождал все новые и новые формы, преобразил музыкальный быт современного мира и, наконец, стал в наши дни явлением поистине интернациональным, без которого уже невозможно представить культуру XXI века.» [5, с. 158]
Стоит отметить, что джаз — не только особый, специфический род музыки, но и особая, неповторимая среда, и люди, создающие эту музыку. Словно какой-то рок неустанно пополнял печальный джазовый мемориал: Бикс Бейдербек, Фэтс Уоллер, Бесси Смит, Билли Холидей, Чарли Паркер, Джанго Рейнхардт, Лестер Янг, Джон Колтрейн.
На ряду с великими джазовыми музыкантами, необходимо отметить знаменитых балетмейстеров, сделавших большой вклад в освоение и развитие джазового танца, чье творчество неразрывно связано с музыкой афроамериканцев. Среди них: Боб Фосс, Кэтрин Данэм, Лестер Хортон, Джек Коул, Перл Эйлин Примус, Мэтт Мэттокс, Гас Джордано, Элвин Эйли. На каждом из них следует заострить особое внимание, так как они являются непосредственными создателями джазового танца, который по настоящее время имеет огромное значение в хореографическом искусстве.
Одним из первых и самых значимых хореографов, включивших джазовую музыку в свои творческие работы, является Боб Фосс. Он был мастером сочетать музыку и движение так, чтобы это было захватывающе и увлекательно. В его мюзиклах, таких как «Cabaret» и «Chicago», были представлены одни из самых знаковых танцевальных номеров в стиле джаз, которые когда-либо появлялись на сцене. Использование Фоссом джазовой музыки позволило ему создать особенный стиль, который демонстрировал атлетизм и мастерство исполнителей, а также передавал эмоции через музыку. Его работы стали вечной классикой в мире музыкального театра и танцевального искусства.
Кэтрин Данэм. Известная как Матриарх Черного Танца, Кэтрин Данэм (1909 г. – 2006 г.) основал первую крупную труппу современного черного танца в Америке. Интегрировав синкопированные ритмы Гаити, Кубы, Бразилии и Карибского бассейна в американский танец, ей приписывают изобретение техники изоляционизма тела и включение ее в свой танцевальный стиль. Влияние и танцевальная техника Кэтрин Данэм оказали огромное влияние на мир джазового танца. Сегодня почти все танцоры джаза используют ее технику в своем танце.
Лестер Хортон. Один из великих пионеров современного и джазового танца, Лестер Хортон (1906 г. – 1953 г.) разработал свой собственный уникальный стиль танцевальной хореографии и техники. Он умел переводить индейские и этнические танцы в танцы, которые хорошо зарекомендовали себя в фильмах 1940-х и начала 1950-х годов. Влияние Лестера Хортона проявляется в работах многих более поздних танцоров, джазовых и других исполнителей.
Джек Коул. Считается отцом техники джазового танца и отцом театрального танца, Джек Коул (1911 г. -1974 г.) начинал как современный танцор. Перейдя на джазовый танец во время Великой депрессии, он был первым танцором, который объединил популярные джазовые шаги того времени, аспекты современного танца и этнические влияния, создав художественный и технический джазовый танец. Он был первым танцором, формализовавшим технику театрального джазового танца. Его стиль был взрывным и животным, полным эмоций и движений.
Перл Эйлин Примус (29 ноября 1919 г. — 29 октября 1994 г.) была танцовщицей, хореографом и антропологом. Примус сыграл важную роль в представлении африканского танца американской публике. Ее называют «бабушкой афроамериканского танца». В начале своей карьеры она увидела необходимость продвигать африканский танец как вид искусства, достойный изучения и исполнения. Работа Примуса была реакцией на мифы о дикости и отсутствии знаний об африканцах. Это была попытка научить западный мир рассматривать африканский танец как важное и достойное заявление об ином образе жизни. Кроме того, ее работа дала знания и смысл для танцев, которые страдали искажением движения и чрезмерным трясением бедрами задней стороны.
Мэтт Мэттокс. Мэтт Мэттокс (16 августа 1921 г. – 18 февраля 2013 г.) был американским танцором джаза и балета. Он был бродвейским исполнителем и танцовщицей во многих голливудских мюзиклах.
Стиль Мэттокса объединяет классический танец, этнический джаз, фламенко и стэп, он основывается на позиции Мэттокса о том, что все стили танца необходимы для вдохновения и самовыражения хореографа и танцовщика. Его деятельность как педагога и создателя собственной техники строится на основополагающей идее эмоциональности и взрывной энергетике исполнителя в джазовом танце. Его техника является наиболее сложной из существующих в настоящее время, поскольку наряду с изоляцией и координацией Мэттокс использует сложные ритмические структуры, его урок всегда идет под сопровождение ударных инструментов, что сближает его с таким новатором танца модерн, как М. Каннингхэм.
Гас Джордано (28 июля 1923 - 9 марта 2008) был американским хореографом и танцором, который помог совершить революцию в джазовом танце. Он был пионером в развитии современного джазового танца и известен как мастер-педагог и одна из самых влиятельных фигур в истории джазового танца. Ему принадлежит заслуга в разработке "джазовой походки", импровизационного стиля степа, сочетающего элементы латинского танца с афроамериканскими народными движениями. Он также ввел "технику релиза", уникальный метод движения, основанный на расслаблении и напряжении, который до сих пор используется многими современными танцорами. На протяжении всей своей карьеры Джордано преподавал во многих университетах США, включая Северо-Западный университет и Джульярдскую школу.
Элвин Эйли (1931-1989) - афроамериканский танцовщик, хореограф и основатель Американского театра танца Элвина Эйли. Он широко считается одним из самых влиятельных хореографов 20-го века.
Работы Эйли часто вдохновлялись афроамериканскими темами, такими как спиричуэлс и музыка госпел, а также опирались на его собственный опыт, полученный во время взросления в Техасе. Его самая известная работа, «Revelations» (1960 г.), написана на мотив спиричуэлс и считается шедевром современного танца. Среди других его работ – «Blues Suite» (1958 г.), «Cry» (1971 г.), «Memoria» (1979 г.), and «Love Songs» (1984 г.).
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что джазовая музыка была неотъемлемой частью творческой деятельности многих известных хореографов. На протяжении многих лет джазовая музыка включалась во многие хореографические произведения, привнося в них уникальность. От Бродвейских мюзиклов до белетов современного танца, джазовая музыка использовалась для создания постановок, ставших культовыми в мире танца.
Джазовая музыка также использовалась современными хореографами, такими как Джастин Пек, Соня Тайех, Кристофер Уилдон и Кайл Абрахамс, для создания потрясающих произведений, сочетающих элементы классического балета и современного танца с джазовыми ритмами и фразировкой. Эти артисты использовали джаз для придания движениям энергии и одновременно создавали произведения с замысловатыми слоями, которые приводили зрителей в восторг на протяжении всего выступления.
Следует отметить, что джаз сыграл важную роль в творчестве многих известных хореографов на протяжении всей истории танцевального искусства. Сочетая элементы различных танцевальных стилей с джазовыми ритмами и фразировкой. Джаз и сегодня остается неотъемлемой частью хореографического искусства, поскольку он помогает придать особую энергию и индивидуальность любому произведению, в котором он звучит.
«Джазовая музыка — это универсальный музыкальный стиль, который может быть интегрирован в хореографию многими творческими способами. Используется ли джазовый жанр для создания динамичной, энергичной атмосферы или для передачи более тонких эмоций, он может обеспечить уникальный опыт.» Джазовая музыка является важной частью истории современного танца и продолжает оказывать влияние на хореографическое искусство и сегодня. Благодаря широкому диапазону стилей, джазовая музыка в хореографии может придать интерес и индивидуальную текстуру любому хореографическому произведению. [4, с. 277]
Список литературы:
- Бородина, Г. В. История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители / ред.: Г.Д. Сахаров, Г. В. Бородина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014 - 350 с.
- Верменич Ю. Джаз: История. Стили. Мастера. -- СПб.: Лань; Планета музыки, 2007 - 606 с.
- Ивлева, Л. Д. Джазовый танец / Л. Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006 г. - 104 с.
- Коллиер Дж. Становление джаза. Популярный исторический очерк - М.: Радуга, 1984. - 389 с.
- Никитин, В. Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии: монографии / В. Ю. Никитин. - М.: МГИК, 2005 г. - 310 с.
- Сергиенко, В. В. Современный танец. Часть I. Теоретические основы: учебное пособие. / В. В. Сергиенко. - Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2020 г. - 134 с.
дипломов
Оставить комментарий