Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2023 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лукина М.В. МОДУС РОДИНА В ПОВЕСТИ В. РАСПУТИН «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(124). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(124).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОДУС РОДИНА В ПОВЕСТИ В. РАСПУТИН «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»

Лукина Мичийэ Васильевна

студент, кафедра русской литературы XX века и теории литературы, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

Желобцова Светлана Федотовна

научный руководитель,

канд. фил. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

MODUS HOMELAND IN THE STORY V. RASPUTIN "FAREWELL TO THE MATERA"

 

Michiie Lukina

student, Department of Russian Literature of the 20th Century and Theory of Literature, North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov,

Russia, Yakutsk

Svetlana Zhelobtsova

scientific supervisor, сandidate of philology, associate professor, North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov,

Russia, Yakutsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности образов героев повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» и раскрывается типология характеров в семантическом пространстве модуса Родина.

ABSTRACT

The article discusses the features of the images of the heroes of V. G. Rasputin's story "Farewell to the Matera" and reveals the typology of characters in the semantic space of the homeland modus.

 

Ключевые слова: родина, образная система, повесть, Распутин, типология характеров

Keywords: image, heroes, story, Rasputin, farewell.

 

Актуальность темы статьи в контексте модуса Родина связана не только с востребованностью художественного наследия большого русского писателя В. Распутина, но и с задачей современного литературоведения исследовать природу типологии его героев, отражающих русский национальный характер, культурные традиции народа, эстетические коды поэтики его произведений.    В таких повестях, как «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентин Распутин также, продолжая каноны классической литературы, создает текстообразующий пейзаж русской деревенской глубинки, с его бытом, героями, традициями. Вместе с этим, автор рисует образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа и его философского мироощущения.  Писатель типологически убедительно показывает в поступках, чувствах и мыслях своих персонажей присущие им ментально ответственность за происходящее, вину без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным.

В данной статье учитывается накопленный литературоведческий опыт, итоговое обобщение критики о том, что В. Распутина – яркий представитель народной прозы.  Так, В. Ю. Сидоров писал: «Распутин не “бытописатель”, в его повестях всегда ощущается поэтический подтекст, многозначность художественной идеи. Можно сказать, что он каждый раз строит “поэтическую модель” деревенской жизни с определенной этической целью. Отсюда и принципы типизации характеров, особенно главных, женских, наиболее полно выражающих образную мысль произведения. Они, будь то старуха Анна в “Последнем сроке”, Настёна в “Живи и помни” или Дарья из “Прощания с Матёрой”, непременно включают в свой духовный мир и авторскую точку зрения, его голос, его мироощущение.»

А критик В.Я. Курбатов утверждал, что «Распутин следом за лучшими русскими художниками слушал главное, материнское, родовое, скрепляющее, без чего народ не народ».

Проблема утраты связи с прошлым, «отчим домом», народом, отсутствия материнского начала всегда глубоко волновала писателей, связанных кровно, граждански со своей Родиной. Особенно пронзительно эта тема прозвучала в произведениях писателей ряда «деревенской» литературы. Достаточно вспомнить знаковые названия статей-манифестов В. Шукшина «Нравственность есть правда», «Я родом из деревни», киноповести «Калина красная», романа «Я пришел дать вам волю», трилогии Ф. Абрамова «Пряслины», повести «Лад» В. Белова.

Целью статьи является выявление особенностей образов героев повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» в их типологических характеристиках на семантическом пространстве модуса Родина.

Анализ конфликтной основы сюжета главной повести «Прощание с Матёрой» показывает обращение В. Распутина к извечной проблеме «отцов и детей», переосмысленной в аспекте отношения каждого из персонажей к родной земле, своей сибирской деревне, ее драматической истории. Центральной фигурой повести, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, «самая старая старуха из старух; лет своих не знала точно». Но она «несмотря на годы…была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству» [1, с. 126].

Автор строит сюжет так, что естественно и выразительно выделяется образ Дарьи Пинигиной – сильной по духу женщине. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются сил. Причем биография героини проста и понятна многим, в чем-то повторившим эпизоды как бы общей судьбы.  Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но всё же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни. Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни» [1, с. 63].

Кульминации движения сюжета сосредоточены на смене поколений, которая в повести очень символична и влечет за собой потерю связи между родными людьми. Тревога прозаика кроется в том, что реальна опасность забвения. Следует отметить, что последняя повесть «Пожар» стала рубежной в размышлениях классика о Родине, его статьях о Сибири, его вере в сибиряков.

Особенности поэтики художественного текста раскрывают творческую напряженную работу писателя, стремящегося искать и находить разные художественные средства, соединять реальное и ирреальное, бытовое и бытийное. Распутин всегда писал только о том, что хорошо знал по своему детству в Усть -Удэ. Поэтому символом становится в повести неоднозначный образ деревенской избы.  В глазах сельских жителей изба – это не просто место для жилья в обыденном смысле, изба наделяется сакральным смыслом. По авторскому замыслу власти ради строительства ГЭС намереваются полностью уничтожить деревню и Дарья с горечью понимает, что современный мир стремится подмять под себя традиционные ценности. Выразителен эпизод, в котором В. Распутин мастерски описывает сцену прощания Дарьи со своей избой: «После обеда, ползая на коленках, она мыла пол и жалела, что нельзя его как следует выскоблить, снять тонкую верхнюю пленку дерева и нажити, а потом вышоркать голиком с ангарским песочком, чтобы играло солнце. И всю ночь она творила ее, виновато и смиренно прощаясь с избой, и чудилось ей, что слова ее что-то подхватывает и, повторяя, уносит вдаль» [1: с. 251].

Семантическая неоднозначность хронотопа заключается также и в том, что в повести «Прощание с Матерой» есть и другие образы защитников малой родины – это Хозяин и «царский листвень». Хозяин острова, изображенный Распутиным, напоминает домового: «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова» [1: с. 66]. Ему уже было известно, что их ожидает в будущем. Это подтверждает случай, когда из дома Петрухи «исходил тот особенный, едва уловимый одним Хозяином, износный и горклый запах конечной судьбы, в котором нельзя было ошибиться» [1: с. 69–70].

В семантике модуса Родина роль природы значима, так «Царский листвень» – символ морали и родовой памяти.  Могучая лиственница, растущая на острове Матера посередине реки Ангары: «...это был он, “царский листвень” – так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми» [1: с. 231]. «Царский листвень» являет собой мифологему Мирового Древа. Считается, что срезанная верхушка дерева символизирует отсутствие движения вверх и «соответствует духу эсхатологической неизбежности гибели острова, тому, что нет у Матеры будущего». Люди пытались уничтожить «царский листвень», но его не взяли ни пилы, ни огонь: «Мужики ругались. А дерево спокойно и величественно возвышалось над ними, не признавая никакой силы, кроме своей собственной» [1: с. 96].

Наблюдения над особенностями поэтики произведения в контексте традиций русской классики и художественных открытий самого писателя, много сделавшего для формирования известного «сибирского» текста, позволяют исследовать и восстанавливать творческую работу писателя над характерами своих героев, расширении жанровых границ русской повести о деревне, делать выводы о типологических, а значит объединяющих чертах русского человека в эстетическом модусе России.

Таким образом, Распутин, творчески освоив богатство устного народного творчества, создает образы, в которых заключено широкое художественное обобщение: матери-земли русской, матери-родины, женщины-матери. Генетически связанные с фольклорными, эти образы выражают идею единства "всего сущего" на земле. Человек в художественном сознании Распутина предстает как часть природы, а не как покоритель ее, более того патриот, гражданин и защитник Отечества.

Материал работы используется на уроках литературы в школе, лекциях о современной прозе, сравнительном анализе якутских и русских произведений, их культурных кодов. А также оптимизации диджитал инструментария педагога в создании видеоряда иллюстраций сибирского Лиственя и эпического Аал-Луук Мас народа саха, разработке   мультимедийных проектов, авторских подкастов и блогов.

 

Список литературы:

  1. Распутин В. Г. «Прощание с Матерой». М.: Вагриус, 2010. – 300 с.
  2. Ломакина Е.В. Мифопоэтика как инструмент фундаментального постижения действительности в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» // Научные труды магистрантов, аспирантов и соискателей Нижневартовского гос. ун-та. 2015. Вып. 12. С. 146–154
  3. Албогачиева, З. М. Образ Дарьи Пинигиной в повести В.Г. Распутина "Прощание с Матерой" / З. М. Албогачиева //. – 2020. – Т. 4, № 7(28). – С. 4-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43160941 (дата обращения 04.03.2023)
  4. Рябов, Ю. В. Образы затопления населенных пунктов водохранилищем ГЭС в литературных текстах советского периода как отражение исторической эпохи / Ю. В. Рябов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2020. – № 3(41). – С. 116-122. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44069342 (дата обращения 06.03.2023)
  5. Бабаева, М. Б. Своеобразие изображения женских образов в повестях В.Г. Распутина / М. Б. Бабаева, Ш. А. Мазанаев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 37, № 3. – С. 53-57 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49186592 (дата обращения 04.03.2023)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.