Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 января 2023 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Курченкова М.С. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(121). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(121).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Курченкова Мария Сергеевна

магистрант 2 курса заочной формы обучения направления «Педагогическое образование», профиль «Развитие личности средствами искусства», Институт искусств имени Н.Г. Чернышевского, Саратовский государственный университет,

РФ, г. Саратов

Козинская Ольга Юрьевна

научный руководитель,

доц. кафедры теории и методики музыкального образования, Институт искусств имени Н.Г. Чернышевского, Саратовский государственный университет,

РФ, г. Саратов

THE IMPORTANCE OF MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES OF OLDER PRESCHOOLERS

 

Maria Kurchenkova

2nd year master's student of correspondence education in the direction of "Pedagogical education", profile "Personal development by means of art", Institute of Arts named after N.G. Chernyshevsky, Saratov State University,

Russia, Saratov

Olga Kozinskaya

scientific supervisor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Music Education, Institute of Arts named after N.G. Chernyshevsky, Saratov State University,

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

Для развития театрального творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные и актерские способности. Кроме этого, для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях, что и предполагает социализация.

ABSTRACT

To develop theatrical creativity, a child needs to develop basic musical and acting abilities. In addition, creative manifestations require imagination, imagination, free orientation in unusual situations, the ability to apply their experience in new conditions, which implies socialization.

 

Ключевые слова: педагогика, музыкально-театральная деятельность, музицирование, пространство культуры, орфпедагогика.

Keywords: pedagogy, musical and theatrical activity, music-making, cultural space, spelling pedagogy.

 

Театральная педагогика — это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Ученые и педагоги нашего времени уделяют огромное значение исследованиям, посвященным вопросам театральной педагогики. Так на прошедшем региональном театрально – педагогическом конкурсе «Пространство культуры – пространство игры: духовно-нравственное воспитание детей средствами театральной педагогики», организованный театром юного зрителя им. Ю.П. Киселева и Саратовским областным институтом развития образования. Целью Конкурса является популяризация и распространение методик театральной педагогики в практике образовательных учреждений для общекультурного развития детей и подростов. На данном конкурсе автор Курченкова М.С. представляла своё интегрированное занятие «Лодка для Великого волшебника».

В рамках этого конкурса все педагоги-участники прошли мастер-класс от московских членов жюри, выше представленных А. Никитиной и Т. Климовой. На мастер-классе обсуждались вопросы зарождения театральной педагогики, её принципы и особая роль педагога на занятии. Такие мастер-классы позволяют почувствовать педагогам, как работают принципы и методы театральной педагогики. А для того, чтобы более глубоко погрузиться в процесс, повысить уровень своих знаний, Саратовский областной институт развития образования и Театр Юного Зрителя им. Киселева организовали для педагогов курсы повышения квалификации.

Театральная педагогика является частью педагогики искусства. Можно выделить две основные тенденции понимания этого явления: первое, узкое – это педагогика, которая реализуется на уроках искусства (изобразительное искусство, музыка, театр т.д.); и второе, более широкое – педагогика, которая опирается на целостно-образное мышление и практики проживания содержания образования в любых предметных областях. И именно вторая тенденция понимания театральной педагогики находит своё применение в системе образования ДОУ, поскольку ФГОС требует индивидуализации образования, и призывает обеспечить каждого ребенка возможностью достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения.

В качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Именно оно, по их убеждению, служит высочайшим проявлением исторической достоверности, несет высокие идеалы и развивает эстетический вкус.

Современная практика воспитания рекомендует широко использовать на занятиях фольклор. Народное творчество является источником не только развития певческих навыков, но и помогают лучше узнать историю и культуру своего народа, развивает патриотизм, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические качества. Использование фольклорного материала в музыкальном образовании приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок не просто воспитывают, но приглашают и вовлекают в творческий процесс.

В системе Карла Орфа, акцент делается на ритм, для этого используют простейшие и доступные инструменты — простые палочки, хлопки, элементарные ударные.  В основе данной системы лежит простое музицирование детей на инструментах в импровизированном оркестре, при этом детям разрешается использовать в качестве инструментов само тело, так называемые «body percussion» (хлопки, шлепки, притопы, прихлопы). В теле человека имеется все необходимое для исполнения музыки — от певческого аппарата до возможностей воспроизводить ритм, кроме того, человек может свистеть, щелкать пальцами, имитировать некоторые музыкальные инструменты. Удары ладоней по разным частям тела различаются тембральной окраской, они схожи с игрой на ударных инструментах. Играя в оркестре тела, дети импровизируют и создают свои маленькие шедевры. Исполняя ритмический рисунок по заданном теме, ребенок одновременно участвует как в коллективном, так и в индивидуальном творчестве.  Последователи Карла Орфа придумывают и дорабатывают систему и являются участниками в коллегии орфпедагогики. Так что в любой методике есть чему поучиться, и даже позаимствовать некоторые игры и упражнения. Допустим, использование игры «инопланетянин» - разговор на непонятном, придуманном языке в группах. Эта игра через эмоциональное восприятие дает свободу и раскрепощение.

Кроме того, тоже орфовское музицирование способствует развитию руки и пальцев. Это почти та же пальчиковая гимнастика – такая нужная и полезная, но только в определенном заданном ритме. Ведь в подушечках наших пальчиков столько важных рецепторов, способствующих развитию как умственных, психомоторных, так и речевых навыков.

Музыкально-театральная деятельность детей происходит спонтанно за счет накопленных жизненных впечатлений. Создавая музыкальный или драматический образ, ребенок входит в процесс воображения, импровизации и воплощает условную реальность в жизнь.

Задания по пластике под музыку можно также считать подготовкой к театральной деятельности. Танец, как элемент пластики под музыку, способствует развитию гибкости, умению владеть своим телом, и так же несет в себе «художественно-смысловой образ», другими словами, с помощью танца нужно передать характер музыки, ее смысловую подоплеку. Все это связано с эмоциями, а через них идет непосредственное плавное развитие ребенка. Эмоции помогают осознать сложные теоретические процессы. Пластические образы создаются на музыкальном материале. «Метод пластического интонирования», разработанный Вероникой Коэн, тому пример. Этот метод включает в себя участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма. Можно также широко использовать образные танцевально-двигательные движения: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, что побуждает их активно проникать в исполнительские возможности.

Творческая личность ребенка особенно эффективно развивается в музыкально-театральной среде. Музыкально-театральная среда и занятия такого рода помогают детям раскрывать их способность к эмпатии (сопереживание), умение выражать эмоции. Следует отметить, что музыкально-театральная деятельность тесно связана с игрой. Без игры нет музыки и театра. В свою очередь музыкально-театральная деятельность способствует развитию памяти у детей.

Система музыкального и театрального воспитания и развития школьников соединяет в себе умение эстетически воспринимать музыку, любить ее. Данная система развивает исполнительские возможности детей (сценическое перевоплощение, игра на музыкальных инструментах, пение, ритмическая деятельность). Знакомство с лучшими образцами музыкальных и театральных (литературных) произведений является для ребенка залогом развития нравственности, общего культурного уровня, основой формирования хорошего вкуса.

Накопленные в процессе занятий впечатления создают благотворную почву для формирования интереса и навыков к музыкальному и театральному искусству. Ведь как доказано выше, социальная образующая среда очень важна для развития ребенка всесторонне. Умение педагогом создать уютную, располагающую среду для музыкально-театральных занятий будет способствовать быстрому эмоциональному отклику и формированию нужных для этой деятельности навыков. К музыкально-театральным навыкам относится: память, активная и внятная речь, внимание, воображение и творческое мышление; слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), чувство метроритма, умение чисто интонировать, музыкальная память.

В музыкально – театральном искусстве важно передать эмоциональное содержание. Ведь, чем больше ребенок слышит в звуках, тем более он музыкален. Музыкальная деятельность школьников строится на таких видах: активное слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах и т.д. В настоящее время написано огромное количество пособий, методов, методик и программ по музыкально-театральному развитию детей.

 

Список литературы:

  1. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Детство-Пресс, 2020. – 475 c.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.