Статья опубликована в рамках: CXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2022 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
О ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ДИАТОНИКИ В ХОРОВОМ КОНЦЕРТЕ «ПАМЯТИ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ» О. ХОДОСКО
THE EXPRESSIVE POTENTIAL OF DIATONIC IN THE CHORAL CONCERTO «IN MEMORY OF ALFRED SCHNITTKE» BY O. KHODOSKO
Valeria Bychek
student, Theory of Music Department, Belarussian state Academy of Music,
Belarus, Minsk
Tatiana Titova
scientific adviser, Candidate of Arts, associate professor, Belarussian state Academy of Music,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
В статье освещены приоритеты диатоники в Хоровом концерте «Памяти Альфреда Шнитке» современного белорусского композитора Олег Ходоско.
ABSTRACT
The article highlights the diatonic priorities in the Choral Concerto “In Memory of Alfred Schnittke” by the contemporary Belarusian composer Oleg Khodosko.
Ключевые слова: диатоника; хоровой концерт; гармония; лад.
Keywords: diatonic; choral concerto; harmony; mode.
Среди хоровых сочинений современного белорусского композитора О. И. Ходоско особняком стоит Хоровой концерт «Памяти Альфреда Шнитке». Созданный в 1998 году, Концерт представляет собой глубокое по содержанию сочинение в жанре in memoriam, творческий памятник выдающемуся композитору ХХ века.
Концерт белорусского композитора невидимыми нитями связан с одним из самых известных хоровых сочинений А. Шнитке – Хоровым концертом на слова Г. Нарекаци (1984/1985). Родственные моменты между двумя концертами прослеживаются в конструктивно-драматургической и интонационной логике хорового письма обоих композиторов. Несомненно, важным связывающим звеном является и жанр этих сочинений (хоровой концерт a cappella), и обращение композиторов к поэзии далеких эпох (русская «доклассическая» поэзия М. Ломоносова и Г. Державина – у Ходоско и собрание религиозных стихов средневекового армянского поэта и христианского просветителя Г. Нарекаци – у Шнитке).
Как и концерт Шнитке, сочинение Ходоско отмечено ярким ладогармоническим языком. Здесь и красочные хроматические цепи, эллипсисы, многозвучные вертикали. Композитор также активно использует средства мажоро-минора, но, пожалуй, наиболее показательным является разноплановое использование диатоники.
Как известно, в музыке ХХ веке ладогармонические средства диатоники значительно «прибавили в весе». Это объяснимо фактически неисчерпаемым потенциалом диатонических ладообразований разного происхождения и структуры, применимых в любых формах звучности, — от монодии до многозвучных аккордово-гармонических пластов музыкальной ткани (исследования Ю. Н. Холопова, А. Н. Сохора, Ю. Н. Тюлина, И. А. Котляревского, А. А. Друкта и др.). Содержательно-семантические свойства диатоники в современной музыке по-прежнему генерируют яркие композиторско-творческие идеи и решения. А. Сохор отмечает: «…наряду с предельным развитием хроматизации, приводящим в конце концов к разрушению лада, мы наблюдаем в музыке XX века и обратную тенденцию – возрождение и обновление диатоники» [1, с. 160]. В музыке XX-XXI ст. диатоника устойчиво сохраняется и реализуется в сочинениях самых разных жанров и форм, обнаруживается в разнообразных связях и синтезах с современными композиторскими техниками (неостили, полистилистика, минимализм и др.). Многочисленные подтверждения этой тенденции можно обнаружить и в партитуре Хорового концерта «Памяти Альфреда Шнитке» О. Ходоско.
Уже в среднем разделе первой части (тт. 33-102) обнаруживается масштабное диатоническое «поле». Оно формируется вокруг двух близкородственных тем. Одна из них (тт. 33-38) излагается басами в унисон (а далее divisi). Её звучание воссоздает колоритный образ архаики, исторически далекого времени и оформлено в простейшее многоголосие непараллельного органума на фоне выдержанного тона Е в низком регистре (партия вторых басов). Архаичность подчёркивается малообъемным диатоническим ладом (в диапазоне кварты) модального типа, мерной «поступью» ритмики.
Сменяющая её вторая тема (тт. 38-47.) также вызывает ассоциации с далёкой эпохой. Тема представляет собой секвенционное проведение инициальной фразы католической секвенции «Dies irae». Её трёхголосное изложение (в партиях женских голосов) подчинено принципу строго выдержанного параллельного голосоведения. Структура аккордовых единиц напоминает логику кантового трёхголосия, где контур мелодии-«пути» повторяется в рисунках «верха» и «низа», отстоящих на интервал-консонанс.
Обращение композитора к синтезу признаков органума и канта, хоровым певческим традициям предшествующих эпох кажется неслучайным. Использование такого комплекса средств обусловлено образно-драматургическим и интонационным строем музыки Концерта, творческой задачей воплощения духа старины, архаики, присутствующего в словесно-поэтическом тексте («Уста премудрых нам гласят…»). В слушательском сознании возникает цельный, многокрасочный мир давно ушедших веков…
В коде первой части (тт. 135-144) кантовая тема (на инициале «Dies irae») повторяет распеваемое слово-символ «Аллилуйя». Его предваряют повторяющиеся вопросительные фразы («Скажите ж, коль велик Творец?»), получающие воплощение в виде цепи диссонантных созвучий. Однако достигнутое в кульминационной зоне эмоциональное напряжение повторяющихся фраз в первых же тактах коды нейтрализуется диатоничностью горизонтали и вертикали хорового звучания. Оно рассеивается под воздействием умиротворённости и внутренней свободы кантового распева сакрального «Аллилуйя».
Во второй части концерта кантовый распев, основанный на диатонике, подвергается большей трансформации. Если в первой части он был воплощён лищь в двух тональностях (e-moll – при экспонировании, d-moll – в кульминации), то вторая часть характеризуется активной тональной сменой:
a-moll (тт. 23-47) – as-moll (тт. 47-59) – e-moll / H-dur (тт. 59-67) – g-moll (тт. 68-76) – c-moll (тт. 81-95). Композитор также прибегает к полифоническим приёмам развития, выстраивая имитационные «переклички» между партиями сопрано и альтов (тт. 57-76), использует контрапунктическое проведение темы канта в основном виде (верхняя пара голосов) и в увеличении (тенора и басы, тт. 59-76). Совмещение активных тонально-гармонических событий с полифоническими приёмами усиливает динамику развития музыкального материала, что соответствует серединно-разработочной фазе становления формы, предваряющей появление репризного раздела.
В третьей части Концерта (сложная двухчастная форма) выразительные возможности диатоники и хроматики чётко дифференцированы в соответствии с образной драматургией. Диатоника распространяет своё влияние на начальную тему и её развитие в первом разделе формы (тт. 1-39). Это тема-обращение к Всевышнему: «О ты, пространством бесконечный…» (тт. 1-15). Изложенная в a фригийском, тема излагается в виде пласта параллельных квинт в партии теноров на фоне тонической квинты, выдерживаемой глубокими басами. Создаётся цельный, внешне статичный и внутренне уравновешенный музыкальный образ. «Чистота» диатоники, в совокупности с особенностями фактурного изложения темы, рождает ассоциации со средневековым жанром органума. Вероятно, такое композиторское решение темы, связанной с образом Всевышнего, неслучайно. Хоровое звучание, подражающее органуму, создаёт в сознании слушателя образы неземной, непостижимой человеческим разумом Вечности…
Ладогармонические краски диатоники также заполняют «пространство» коды всего сочинения (тт. 176-194). Композитор использует здесь сверхмажорную краску а лидийского, усиливая радостное, возносящееся к небу «Аллилуйя»…
Таким образом, в Концерте для хора «Памяти Альфреда Шнитке» О. Ходоско диатоника представляет собой синтез на паритетной основе семиступенных натурально-ладовых форм и натуральных мажора и минора. Экспрессия диатоники проявляется многогранно. Во-первых, диатонической основой обладают темы всех частей цикла: жанрово-конкретные, действенно-импульсивные, лирически окрашенные. Во-вторых, диатоника является средством воплощения религиозно-философской темы концерта в двух её ипостасях: божественной, воплощающей величие Всевышнего (образность мольбы, молитвы, вопросов) и земной, человеческой (образы архаики, вечности человеческого бытия). В целом диатоника выступает базисом гармонического мышления композитора, присутствует на всех этапах развития музыкальной формы, способствуя её внутренней прочности, монолитности и стройности.
Список литературы:
- Сохор А. Н. О природе и выразительных возможностях диатоники / А. Н. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 4. — Л., 1965. — С. 160–199.
- Хоровая музыка белорусских композиторов ХХ – XXI веков: Ноты / сост. Е. В. Лисова, Т. А. Титова. — Вып. 2: Олег Ходоско. — Минск: БГАМ, 2015. — 150 с.
дипломов
Оставить комментарий