Статья опубликована в рамках: CXLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-«ДЕРЕВЕНЩИКОВ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ НОВОСИБИРСКА ХХ ВЕКА
“COUNTRYSIDERS” IN NOVOSIBIRSK ART LIFE IN 20TH CENTURY
Polina Novikova
student, Art Institute, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
Ksenia Kravchenko
scientific supervisor, PhD, associate professor, Art Institute, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается феномен художников-«деревенщиков» в новосибирском искусстве ХХ века, их творчество и участие в художественной жизни. Подробнее рассматриваются представители данного направления А. А. Пятков, П. Л. Поротников, П. П. Давыдов.
ABSTRACT
The article examines the group of artists called “contrysiders”, their art and involvement in culture life of Novosibirsk in 20th century. A. Pyatkov, P. Porotnikov and P. Davydov are examined in details.
Ключевые слова: «деревенщики», деревенские мотивы, живопись, пейзаж, Союз художников.
Keywords: “countrysiders”, village motives, painting, landscape, Artists’ Union.
1960-е годы в истории Новосибирского отделения Союза художников отмечены расцветом движения художников-«деревенщиков», как окрестил их П. Д. Муратов, советский искусствовед [1, с. 187]. Так он назвал группу художников, которые провели часть своей творческой жизни в деревнях Новосибирской области и создали там немало значительных работ.
Начало этой плеяде положил А. А. Пятков (1919-1982), который с 1950 г. провёл восемь лет в селе Коурак Тогучинского района. Родился художник в селе Каменка, Новосибирская обл., в крестьянской семье, а потому деревенская жизнь была ему знакома с детства. А. Пятков получил образование в Костромском художественном училище и участвовал в областных художественных выставках с 1938 г. [3, с. 154]. Творческая биография художника насчитывает более двадцати выставок, многие из которых персональные [2, с. 3-4].
В начале 50-х тема сохранения культурного наследия народов Сибири была актуальна для деятелей науки и культуры Новосибирска. В этой обстановке А. Пятков и создавал свои деревенские работы, однако, как отмечает П. Д. Муратов, самими народными мотивами художник не вдохновился. А. Пятков писал портреты колхозников, уборку хлеба, строительные работы [3, с. 155]. В 1966 году пионер среди «деревенщиков» подарил коллекцию своих работ, написанных в период 50-х, средней школе села Коурак [4, с. 166]. Среди них была и «Коуракская трагедия», посвящённая расстрелу сибирских партизан колчаковцами, которую А. Пятков считал вершиной своего творчества периода 50-х. Среди известных работ деревенского периода творчества художника так же «Портрет колхозника Ф. А. Твердова», выставлявшийся на республиканской выставке (Иркутск, 1956), юбилейной республиканской выставке (Москва, 1957) [2, с. 5]., выставке «Художники Новосибирска» (1987) и др.
Так же, как А. Пятков в своё время, из города в деревню переезжали другие художники: В. П. Хлынов, П.П. Давыдов, С. И. Кобелев, П.Л. Поротников, В.И. Чирков [1, с. 187].
П. Л. Поротников (1922-1998) родился в селе Малая Черемшанка Колыванского района Новосибирской области. С детства проявлял любовь к природе родного края, что предвосхитило в нём становление истинного «певца деревни». Так же, как и А. Пятков, с отличием окончил Костромское художественное училище. П. Поротников стал членом Союза художников в 1966 г., как раз по возвращении в город после десяти лет, проведённых в селе Вьюны Колыванского района Новосибирской области.
Живописная коллекция П. Поротникова очень богата пейзажами деревни. Художник писал виды Колывани и Вьнов, в которых проживал, запечатлевая деревенскую жизнь утром и вечером, зимой и летом. Каждое его полотно бурлит жизнью, и жизнь эта не только в людях, изображённых в разгаре работы, но и во вспаханных полях, пасущихся стадах и затопленных избах. На мой взгляд, показательным произведением П. Поротникова является панорама Вьюнов, 1961. Тёплые лучи утреннего солнца заливают только проснувшееся село. Коровы идут на выпас, а жители отправляются по своим делам. В самой манере изображения читается бережное и любовное отношение художника к этому уголку сельской жизни.
Рисунок 1. П. Л. Поротников. Панорама Вьюнов. 1961
П. Поротников был одним из художников, которые дольше всего придерживались деревенского направления в своём творчестве. П. Поротников участвовал во множестве выставок, в том числе организовывал персональные.
Сельская тематика была близка П. П. Давыдову (1924-1976) с детства. Родился художник в Алтайском крае в семье крестьянина. После окончания Красноярского педагогического училища работал учителем начальных классов в сельской школе. К 1963 г. П. Давыдов переехал из Новосибирска в село Завьялово [1, с. 187].
Кисти П. Давыдова принадлежат пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетно-тематические композиции, посвящённые деревенской жизни. Пейзаж «Село Легостаево», подобно панорамному полотну П. Поротникова, демонстрирует бескрайние зелёные просторы Сибири. Художник намеренно изображает село издали, чтобы взор мог охватить и леса, и реку. Жителей не видно, но яркие краски и детали вроде лодочки на воде создают впечатление мирной сельской жизни.
Рисунок 2. П. П. Давыдов. Село Легостаево
П. Давыдов занимался не только станковой живописью, но и посвятил значительную часть жизни иллюстрированию книг. Деревенская тематика не покидала его даже там. Так, например, он иллюстрировал сельские рассказы Г. Михасенко «Кандаурские мальчишки».
Деревенская жизнь не могла предоставить удобные для активной культурно-творческой жизни условия. Художникам приходилось ездить в город, чтобы получать заказы, общаться с коллегами, узнавать новости из мира искусства. Несмотря на всё это деревня манила творцов самой своей отдалённостью от города с его индустриальными сюжетами, которые ещё недавно были обязательны для изображения. Творцов естественным образом тянуло к тихой, но не лишённой своих забот сельской жизни. Недаром «деревенщики» появлялись в различных видах искусства, не только в изобразительном. Каждый находил в деревенской эстетике что-то своё: кто-то проникался традиционными народными мотивами, другие воспевали крестьянский труд на службе социализма, - потому «деревенщики» не составили какой-то однородной группировки даже идейно. Однако деревенское творчество этих художников стало отражением общей тенденции деятелей искусства романтизировать и воспевать русскую деревню [1, с. 187].
Список литературы:
- Муратов П. Д. Союз художников РСФСР // Идеи и идеалы. 2012. №4.
- Каталог выставки произведений Пяткова Анатолия Александровича. Живопись. Графика. /Сост. - Клименко М. Новосибирск: Новосибирская организация союза художников РСФСР. – 1982. 36 с.
- Муратов П. Д. Пятидесятые… // Идеи и идеалы. 2011. №4.
- Муратов П. Д. От Первой зональной выставки до Второй // Идеи и идеалы. 2013. №2 (16).
- Косенкова И. Л. П. Л. Поротников. Свет и тепло сибирского пейзажа// Художественный музей. 2012. №1 (№7).
- Выставка «Художники Новосибирска». Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Каталог. /Сост. – Мелентьева Г. Е., Боровикова Р. И. Новосибирская организация союза художников РСФСР. – 1987. 35 с.
дипломов
Оставить комментарий