Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLI-CXLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Митичкина М.Ф. ЯША ХЕЙФЕЦ. ПУТЬ К ОЛИМПУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXLI-CXLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(141). URL: https://sibac.info/archive/guman/9-10(141).pdf (дата обращения: 31.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЯША ХЕЙФЕЦ. ПУТЬ К ОЛИМПУ

Митичкина Марья Фёдоровна

студент, Оркестровый факультет, Белорусская государственная академия музыки,

Беларусь, г. Минск

Пищик Мария Леонтьевна

научный руководитель,

доц. кафедры струнных смычковых инструментов и камерного ансамбля, Оркестровый факультет, Белорусская государственная академия музыки,

Беларусь, г. Минск

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен творческий путь выдающегося скрипача Яши Хейфеца. Предпринята попытка анализа репертуара исполнителя и сравнении с современниками, которые также окончили класс профессора Л.С. Ауэра.

 

Ключевые слова: скрипичное исполнительство, музыкальный репертуар, современники, педагоги.

 

Яша Хейфец - ярчайшая фигура в мире музыкальной культуры и скрипичного исполнительства. Его авторитет неоспорим в мире музыки, и многие юные музыканты и сегодня стремятся достичь тех высот, которые установил скрипач. В данной статье предпринимаются попытки рассмотреть становление творческого пути исполнителя для того, чтобы выяснить, как он смог поднять уровень скрипичного исполнительства настолько, что на него до сих пор равняются музыканты всего мира. Действительно ли именно Хейфец является самым выдающимся выпускником Леопольда Ауэра? Ведь у этого великого педагога, основателя русской скрипичной школы, было много выпускников и среди них, безусловно, были претенденты на не менее яркое будущее. Невероятный талант позволил стать Яше прекрасным музыкантом или ему повезло с педагогами, которые грамотно направляли и помогали развить его уникальные задатки? Или просто совпали все факторы – гений, место и время...

«Явился новый вундеркинд, от которого голова идёт кругом! И конечно, это еврейский мальчик из России!». [2, с. 146] - такие слова можно было увидеть на афишах перед сольным концертом Яши Хейфеца в Берлине в 1912 году

Чудо-ребенок родился 20 января (2 февраля по новому стилю) 1901 года в Вильне. Семья Хейфецев полгода назад переехала из Полоцка, стремясь улучшить своё материальное положение, ведь Вильна была культурным и религиозным центром еврейской жизни. Маленький Яша с раннего детства проявлял удивительную тягу к миру звуков. Стоило матери запеть песню или отцу заиграть на скрипке, как ребёнок переставал плакать и внимательно слушал музыку. Заметив это, отец Яши Рувин сразу начал строить планы, как из своего первенца вырастить гениального музыканта. По рассказам своих родителей, Яша Хейфец уже в зрелом возрасте поделился с американским критиком и журналистом Александера Вулкотта следующим воспоминанием: «Коллеги Рувина по оркестру кабаре, где он играл на скрипке, разражались громким насмешливым хохотом, когда он позволял себе в очередной раз поделиться с ними грандиозными планами относительно своего сына. После чего разгорячённый отец хватал этих сомневающихся насмешников за рукав, тащил их к себе домой и, призвав к полной тишине, демонстрировал нечто действительно удивительное. Стоя возле детской кроватки, он играл на скрипке какую-то фразу из Чайковского. Полная тишина в яслях. Затем, подмигнув скептикам, он играл ту же фразу, взяв неверную ноту. Двухлетний карапуз, издавал пронзительный протестующий крик и пытался через прутья кроватки ухватить отца за полу пиджака». [3, с. 30]

Как только маленькому Яше исполнилось три года, отец купил ему скрипку. Благодаря этому мальчик начал осваивать инструмент наравне с чтением и письмом, это стало естественной и неотъемлемой частью его жизни.

Попытаемся предпринять попытку анализа репертуара, с которого начал свое обучение игре на скрипке Яша Хейфец. Рувин, став первым педагогом своего сына, тщательно подбирал для Яши программу. Особое внимание в репертуаре начинающего скрипача уделялось экзерсисам Г. Шрадика и гаммам с арпеджио И.В. Гримжали, которые игрались ежедневно. Уже в зрелом возрасте на вопрос: «Что бы вы учили, если бы в Вашем распоряжении был всего один час?» - Яша Хейфец отвечал: «пятьдесят минут гаммы и десять минут всё остальное» [1, с. 17].

Много времени уделялось сборнику Ш. Берио в трех частях «Новейшая школа для скрипки» (произведения которого в ученические годы Я. Хейфец играл в большом количестве). Первые две части посвящены изучению техники игры, третья - освоению музыкально-выразительных возможностей, используя технические приёмы и штрихи. Каждое упражнение преподнесено как музыкально завершённые произведения, многие даны в виде дуэта для двух скрипок - ученика и учителя.

Также в репертуаре мальчика был сборник Г.Э. Кайзера, «Тридцать шесть этюдов для скрипки. Подготовительные к этюдам Крейцера». Со слов Яши Хейфеца: «Уже в первый год я мог играть в семи позициях и исполнять этюды Кайзера». [4, р. 124]

Следующей ступенью уже стали сами «Сорок два этюда/каприса» Р.Крейцера. Этот сборник и поныне не потерял своей актуальности: ни один юный скрипач не избежал разучивания хотя бы нескольких этюдов Крейцера.

Р.Хейфец занимался с сыном по несколько часов каждый день, и через пару лет юный скрипач пришел на вступительные экзамены в музыкальное училище, созданное под эгидой «Императорского русского музыкального общества». Здесь Яша выдержал вступительные испытания и, несмотря на то что ему не исполнилось еще и шести лет, был сразу зачислен в третий класс к Ильи Давидовичу Малкину, который после окончания обучения у Л.Ауэра, начал свою педагогическую деятельность в музыкальном училище при ИРМО с момента его основания в 1898 г.

Проучившись в училище три года, Я. Хейфец выучил большое количество произведений, среди которых можно выделить такие как Фантазия на темы оперы Ш. Гуно «Фауст», скрипичный концерт Ф. Мендельсона и Концерт №2 Г. Венявского. Также в это время было много выступлений как в училище, так и в других городах.

После блестящего окончания училища Яша с отцом отправились в Петербург в надежде попасть к выдающемуся педагогу - Л. Ауэру. И.Д. Малкин не бросил своего любимого ученика и дал в дорогу рекомендательное письмо, ведь в консерваторию вряд ли бы просто так приняли столь юного ученика, которому ещё не исполнилось и десяти лет.

Петербург встретил отца с сыном отнюдь не приветливо. Л. Ауэр, несмотря на письмо своего ученика И.Д. Малкина, не стал брать Яшу к себе в класс, а направил его к своему ученику и ассистенту профессору Иоаннесу Романовичу Налбандяну. Проблема была еще в том, что с проживанием евреев в этом городе было очень строго. Благодаря маленькой хитрости в число студентов был записан не только Яша Хейфец, но и его отец Рувин - вопрос с обучением был решен.

У И.Р. Налбандяна Яша Хейфец проучился полтора года, после чего Л.С. Ауэр пригласил его в свой класс. То, что великий педагог не взял его сразу, было связано со следующими обстоятельствами - отсутствие ярко выраженной музыкальности и слишком юный возраст (9 лет). Вундеркинды поступали в класс Л. Ауэра примерно в 11-13 лет, но не в девять. Среди этих них были Ц. Ганзен, Т. Зайдель и М. Полякин. Чем же выделился Яша Хейфец, что именно его фамилия стала самой известной среди великих скрипачей? М. Полякину помешал панический страх сцены, который не позволил ему стать концертирующим скрипачом, Ц. Ганзен, после достаточно продолжительных гастролей, предпочла карьеру педагога. А вот с Тошей Зайделем произошла интересная история. Л. Ауэр считал, что Яша и Тоша, которые учились у него в одно время, равны по уровню владения скрипкой. Однако они были абсолютно разными. По воспоминаниям Андре Бенойста: «Зайдель играл с жаром и теплотой; у него была привычка, как у Эльмана, ходить во время игры, подобно посаженному в клетку молодому льву. … Затем приступил к игре Яша. Контраст между мальчиками был поразительным. Тоша был смуглый, горячий, энергичный и самоуверенный, похожий на молодого миниатюрного петушка. Яша был белокожий и синеглазый, с копной вьющихся волос, … Он играл пассажи терциями, секстами и октавами так легко, как будто он мог в то же время считать мух на потолке. Всё это делал с чувство скуки и апатии, которая иногда раздражала. Выражение его лица никогда не изменялось. И когда его скрипка пела дроздом, или когда его пальцы неслись галопом сквозь почти непреодолимые трудности, он проделывал это всё с бесстрастным лицом. Всё это было исполнено невероятно красиво, но лёгкость и равнодушие, с каким это было сделано, оставляли нас с чувством неудовлетворённости. После того, как он окончил играть, мы поздравили парня, на что он ответил серьёзным маленьким поклоном, после чего он пошёл на своё место в классе». [2, с. 146]

Казалось бы, два скрипача, которые были, по мнению профессора Ауэра, равны по уровню дарования, но один был ярким, темпераментным и энергичным, второй - сдержанным, тихим и спокойным. Кажется, что публика должна была запомнить именно темпераментного Тошу, однако сейчас его имя знают лишь те, кто профессионально занимается скрипичным искусством. Однако, если смотреть по хронологии, то можно отметить, что Яша всегда немного, но опережал своего коллегу. Пока Тоша только знакомился с Ауэром, Хейфец уже активно концертировал. Яша всегда оказывался чуть-чуть впереди. И не стал исключением сольный концерт в Карнеги-Холл, который состоялся в октябре 1917, где он поднял стандарты исполнительства на невероятную высоту. А вот Тоша Зайдель сыграл свой концерт 14 апреля 1918 г. Прошло лишь полгода, как публика услышала второго гениального скрипача, но она оказалась не готова оценить ещё одного гения. После этого Тоша ещё некоторое время солировал с оркестрами, но по сравнению с Яшей его уже не воспринимали так неординарно, хотя и в газетах встречались утверждения, что Зайдель играет лучше Хейфеца, но после 1923 г. Тоша стал оркестрантом, а не солистом.

Рассмотрение становления творческого пути Яши Хейфеца позволяет прийти к выводам, что он был гениальным скрипачом, родившимся в «нужное время» и окруженным прекрасными педагогами. Благодаря этому потенциал исполнителя развился до невероятных высот, и за ним заслуженно закрепился статус «Император скрипки».

 

Список литературы:

  1. Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. Москва 1965 год.
  2. Куперштейн Г. Одесские ребята. США, Мидлтаун 2017 год.
  3. Копытова Г.В. Яша Хейфец в России: из истории музыкальной культуры Серебряного века – 2-ое издание. Санкт-Петербург. Изд-во Композитор*Санкт-Петербург 2006 год.
  4. Herbert Axelrod, Heifetz – 2 edition. Paganiniana Publications
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий